СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках ИЗО»

Формирование функциональной грамотности на уроках ИЗО

Функциональная грамотность – способность применять приобретенные навыки, знания, умения для решения жизненных задач в различных сферах.

Функционально грамотный человек:

- успешно взаимодействует с изменяющимся окружающим миром;

- решает различные стандартные и нестандартные жизненные задачи;

- строит социальные отношения;

- обладает рефлексивными умениями оценивать свою грамотность;

- не останавливается на достигнутом уровне образованности.

Функциональная грамотность на уроках ИЗО включает в себя следующие компетенции:

- Математическая грамотность

- Читательская грамотность

- Естественно-научная грамотность

- Финансовая грамотность

- Глобальные компетенции

- Креативное мышление

Некоторые учащихся утверждают, что уроки изобразительного искусства им не пригодятся, что они не умеют рисовать, и им это не нужно. Одной из основных задач учебного предмета «Изобразительное искусство» является не обучение навыкам рисования отдельных объектов, а художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, умение чувствовать и понимать искусство.


Математическая грамотность

Мне хочется, чтобы живописец был как можно больше сведущ во всех свободных искусствах, но прежде всего я желаю, чтобы он узнал математику.

Леон Батиста Альберти

Большая часть людей просто не хочет замечать связи математики и искусства, и не считает ее значимой в силу сложившихся на протяжении жизни стереотипов.

Если посмотреть на плоский лист бумаги, можно ничего не заметить, а если сжать его в руке, то он приобретает другую форму.

Геометрические фигуры везде вокруг нас. Куда бы мы ни посмотрели. Например, картины и телевизор на стене имеют форму прямоугольника. А часы могут быть круглыми, овальными, квадратными и прямоугольными. Геометрия на улице. Геометрия в праздничных украшениях.

Закономерности в конструкции головы человека – где учащиеся определяют с помощью сантиметровой ленты закономерности симметрии человеческого тела.

Без знания законов линейной перспективы невозможно реалистично изобразить ни один объемный предмет, будь то человек или табуретка. Важно знать, что такое перспективный горизонт и горизонт географический.

B портретном жанре для изображения человека необходимо использовать математические знания: деление на части, понятии симметрии и пропорции и просто не обойтись без форм и линий.

Геометрия в натюрморте: построение композиции, линия, симметрия, форма изображаемых предметов.

Невозможно решить и составить ребус по искусству, например, «Зашифрованные символы», не используя знания математики.

Создание кроссвордов (черчение клеток, сопоставление количества клеток в слове).

Ищем помощников в учебном кабинете (в портфеле, в пенале, в кабинете), чтобы быстро нарисовать круг, квадрат, линию, проявляя находчивость при решении задач, предельно приближенных к жизненному контексту.


Читательская грамотность

Тема урока записывается с добавлением или наложением других букв, без разрывов между словами, с пересечением текста линиями в разных направлениях.

Помогите прочитать тему урока «Изображениеголовычеловекавпространстве»;

Сформулируйте тему урока, расставив слова по порядку: «Элементы архитектурные здания важнейшие»

Выделение букв в презентации ИСКУССТВО, ПЕРСПЕКТИВА и тд.;

Найди ошибку в тексте презентации;

Вставить пропущенное слово в тексте;

Рассыпанные буквы «-придекоискураклсствотивноадное» (Декоративно-прикладное искусство);

Игра «верные и неверные утверждения»;

Информационный лист - ассоциативный ряд;

Информационный лист – работа с текстом, отбор нужной и достоверной информации;

Предлагается информация, содержащая неизвестное количество ошибок, где нужно в паре или группой обсудить и предоставить ответ;

Описание скульптуры по заданным вопросам;

Ответ на вопросы в письменном виде;

Описание картины;

Составление и решение кроссвордов;

Выполнение итоговых тестов.


Естественно-научная грамотность

Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение (одно из самых выразительных средств в искусстве). Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей.Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Сравнение, сопоставление видов материалов при создании произведения искусств, декоративно-прикладного творчества (глина, дерево, железо, и другое.)

Изучение создания трех основных цветов (красный, синий, желтый – их химический состав).

Изучение состава старинных красок.

Смешивание цветов опытным путем.

Использование различных изобразительных материалов (гуашь, акварель, карандаши, восковые мелки, пастель, акриловые краски). Сравнение структуры, способы изготовления изобразительных средств.

Исследовательская работа «Удивительные свойства обыкновенной бумаги»

Что такое радуга?

История изучения;

Как появляется;

Виды радуги;

Необычные виды;

Схожие явления;

Интересные факты.


Финансовая грамотность

Казалось бы, как изобразительное искусство может соприкасаться с финансовой грамотностью?

На уроке по темам «Моя визитка», «Ландшафтный дизайн», «Макет детской площадки», «Обложка для книги» и другое, использую интересный прием, представляю себя в роли работодателя (издателя, управляющего рекламного агентства, директора крупной компании). Объявляю конкурс на лучший проект – правила если проект удовлетворяет во всех смыслах работодателя, то проект принимается. (Поясняю, что это возможность получить хорошо оплачиваемую работу, или крупную денежную сумму). По итогам озвучивается кто победил в конкурсе. Такой прием очень интересен детям, и они с удовольствием выполняют работу.

Глобальные компетенции

Способность ребенка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать.

Знакомство на уроках с профессиями (живописца, скульптора, архитектора, дизайнера, иллюстратора и другое).От выбора профессии зависит будущее, способность быть нужным в обществе.

На каждом уроке прослеживаются межпредметные связи c другими дисциплинами (математика, литература, технология, биология, история, краеведение, география, музыка и др.).

Важно стимулировать самостоятельный поиск нужной информации в различных источниках. Даю возможность выбора путей решения, выбора изобразительного средства по желанию, учимся работать в коллективе в парах, в малых группах, знакомимся с искусством и культурой родного края. Изучаем современно-выставочное искусствои декоративно-прикладное – чтобы знать и не забывать истоки, народные традиции своего края и страны.

Проект одного дня – на основе полученной информации создаем проект, отражаем в выступлении где в жизни пригодится, в какой сфере. (Темы – «Визитка», «Дом моего будущего», «Ландшафтный дизайн» и другое).

Проекты долгосрочные – находим информацию, учимся отбирать нужное для творческой работы, визуализируем, и собственного изготавливаем журнал, плакат и другое на основе изученного материала.

В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности.


Но все-таки главное в изобразительном искусстве это - Креативность - это совокупность способностей, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей.

Современный мир – это постоянно меняющийся мир инновационных технологий, безудержный и неконтролируемый поток информации. Все это требует от нас быстрой адаптации, гибкости, поиска решений в проблемных ситуациях.

«Человек, который копирует чужие идеи, никогда не придумает ничего нового» Л. Толстой

Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.

Задания (творческие задачи) по формированию креативного мышления. Данные задания отражают содержание программы предмета «Изобразительное искусство».

Рисование настроения, характера (счастье, грусть и т.д.)

Рисование звуков (пение, шум и т.д.);

Головоломки, ребусы;

Дорисовывание картины;

Создание предметов интерьера (люстра, кровать, диван и т.п.) на основе природных форм;

Создание архитектурных объектов;

Подбор подручных материалов для рисования;

Оживление предметов;

Иллюстрирование;

Конструирование;

Использование нетрадиционных техник рисования различными инструментами, подручными материалами.

Заключение

Практически на всех этапах урока ИЗО можно подобрать задания, выполнение которых приводит к формированию у учащихся целого ряда важнейших операций - умения для решения жизненных задач в различных сферах.