«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»
Центральным понятием выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.
Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Цели и задачи
Цель заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития функциональной грамотности.
Задачи:
1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
Основная часть
Выделяют следующие направления функциональной грамотности являются:
Читательская грамотность;
Математическая грамотность;
Естественнонаучная грамотность;
Финансовая грамотность;
Глобальные компетенции;
Креативное мышление.
Можно выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
ценностно-ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
компьютерная, включает в себя поиск информации в сети Интернет; пользование электронной почтой; создание и распечатывание текстов; работа с электронными таблицами; использование графических редакторов;
коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;
социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;
культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
Правовая и общественно - политическая, отстаивание своих прав и интересов; объяснение различий в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснение различий между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализирование и сравнивнение предвыборные программы разных кандидатов и партий.
В собственной практике проведения уроков истории и обществознания основной компонент функциональной грамотности, который необходим в обязательном порядке, — это читательская грамотность. Она определяется умением учащегося понимать, осмыслять и использовать ключевое содержание письменных текстов для достижения собственных целей, активного участия в жизни общества. Когда осуществляется полное понимание содержания текста, наступает период использования знания в непосредственной коммуникации для самосовершенствования. Математическая грамотность — это понимание роли математики не только в повседневной жизни, но и также в истории и обществознании, использование знаний из математики в рамках изучения других предметных областей. В истории и обществознании функциональная грамотность играет основополагающую роль. В этих дисциплинах необходимо уметь анализировать и интерпретировать исторические и современные общественные тексты, выражать мысли и идеи, обсуждать проблемы и дискутировать с одноклассниками. Для этого необходимо владеть не только знаниями, но и навыками коммуникации. Она включает несколько компонентов. Во-первых, это знание языка — грамматики, лексики, правописания и пунктуации. Во-вторых, это умение использовать язык для решения конкретных задач — например, написать эссе, провести анализ текста или выразить свое мнение на дискуссии. В-третьих, это способность адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям и использовать язык в соответствии с их требованиями. Собственная практика обучения показала, что развитие функциональной грамотности как основы для совершенствования навыков коммуникации по истории и обществознанию можно осуществлять через различные средства. Перечислим основные из них, которые достаточно часто используются в процессе преподавания: мнение-высказывание, реконструкция событий, урок-дискуссия, исторический диктант, анализ исторических документов, исследовательская работа (проект). Опишем подробнее каждое средство, позволяющее формировать функциональную грамотность в коммуникации. Мнение-высказывание является одним из ключевых средств коммуникации в развитии функциональной грамотности. Оно позволяет не только выражать мысли и идеи в учебных группах, но и учиться слушать и понимать других участников образовательного процесса. Для развития функциональной грамотности школьники анализируют информацию, делают выводы, аргументируют свою точку зрения и убеждают других. Это также способствует развитию критического мышления, что является важным элементом функциональной грамотности. Учащийся, умеющий анализировать информацию и оценивать ее достоверность, лучше справляется с повседневными задачами и принимает более обоснованные решения. Например, в 9 классе при прохождении темы «Крестьянская реформа 1861 года» предлагается рассчитать выкупной платеж конкретного крестьянина, исходя из суммы его годового оброка. Реконструкция исторических или общественных событий является одним из эффективных средством коммуникации в развитии функциональной грамотности. Оно позволяет не только получать информацию о прошлых и современных событиях, но и учиться анализировать ее, делать выводы и формировать свою точку зрения. Реконструкция помогает расширять кругозор, понимать прошлое и настоящее, находить общие параллели, прогнозировать, приспосабливаться к возможным вариантам исхода, слушать и понимать точки зрения других людей и находить компромиссы. Например, при прохождении темы «Господство Рима над Средиземноморьем» в 5 классе предлагается реконструировать этапы подчинения стран Средиземноморья на карте после захвата Карфагена
Урок-дискуссия является еще одним эффективным средством коммуникации в развитии функциональной грамотности. Он позволяет выражать мысли, аргументировать точку зрения и слушать мнение. Школьники получают возможность обсудить исторические и общественные темы. Заранее обдумываются учителем открытые вопросы, которые позволяют выразить точку зрения. Непосредственно на уроке создается атмосфера доверия и уважения, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и могли свободно выражаться. Например, на уроках обществознания раздаются карточки, в которых описаны участники, их характеры и ситуации по теме «Финансовая грамотность» в 9 классе. На уроке-дискуссии необходимо выразить и доказать собственное мнение, кто из героев прав, а кто действительно виноват, какое наказание он получит.
Исторический диктант — это еще один способ развития функциональной грамотности. Он позволяет ученикам узнать больше об истории России и развивать навыки чтения и написания. В ходе исторического диктанта учащиеся в небольших группах получают текст на определенную тему, связанную с историей. Они должны прочитать материал и написать его собственной рукой без использования компьютера или других электронных устройств. Это помогает не только развивать навыки письма и правописания, но устанавливать коммуникацию и работать в команде. Например, в 5 классе во время изучения истории древнего мира предлагается написать надпись на гробнице из Египта. По результатам работы необходимо ответить на вопросы о содержании надписи, ее смысле.
Анализ исторических или современных документов позволяет узнать о различных типах документов, их структуре, языковых особенностях и правилах оформления. В ходе анализа материалов изучаются письма, заявления, договоры, отчеты и т. д. Учащиеся не только прочитают текст, но и должны понять его содержание, определить структуру документа и правильность его оформления. Например, учащимся 7 класса на уроках обществознания предлагается анализ современных договоров, устанавливающих характер трудовых отношений между работником и работодателем.
Развитие функциональной грамотности как основы для совершенствования навыков коммуникации по истории и обществознанию можно осуществлять посредством организации исследовательской работы . Она позволяет не только углубить знания по истории и обществознанию, но и развить навыки коммуникации, критического мышления и анализа информации. В ходе исследовательской работы школьники выбирают тему исследования, собирают и анализируют информацию, формулируют выводы и представляют результаты работы в письменном или устном виде. В процессе работы они также могут общаться с другими школьниками, преподавателями и экспертами в своей области. Учитель помогает выбрать подходящую тему исследования, объясняет методы сбора и анализа информации, а также проверяет правильность формулировки выводов. Например, в 5 классе школьники работают над исследованием «Религия древних египтян», в 7 классе — «Понятие нового времени», в 9 классе — «Германия в первой половине 19 века». Таким образом, собственная практика обучения показала, что формирование функциональной грамотности в коммуникации на уроках истории и обществознания можно осуществлять с помощью таких заданий, как реконструкция событий, мнение-высказывание, урок-дискуссия, исторический диктант, анализ исторических документов, исследовательская работа (проект). Учащиеся овладевают необходимым навыком грамотности для успешной адаптации, у них снимаются ограничения в возможностях получения информации, общения и повышения качества уровня жизни. Умение анализировать и интерпретировать исторические и современные общественные тексты, выражать мысли, в процессе урока-дискуссии или реконструкции событий становится фундаментом для саморазвития и самосовершенствования практически в любой предметной или социальной области.
Функциональная грамотность это цель и результат образования.
Формирование функциональной грамотности обязательное условие работы учителя. Эту задачу необходимо решать преодолевая сложности и риски. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».