СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация  была разработана и продемонстрирована на межмуниципальном ВКС учителей ОБЗР по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР".

Просмотр содержимого документа
««Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР»»

 Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!  «Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР»  Подготовил преподаватель-организатор ОБЗР: Чахеев А.М.

Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!

«Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР»

Подготовил преподаватель-организатор ОБЗР: Чахеев А.М.

Актуальность   В соответствии с п. 35.2 ФГОС ООО (утвержден Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287 для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной̆ грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности),

Актуальность В соответствии с п. 35.2 ФГОС ООО (утвержден Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287 для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной̆ грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности),

Уникальность предмета «Основы безопасности и защиты Родины» заключается в объединении конкретной̆, жизненно важной информации и возможности применения на уроках разнообразных подходов, форм и методов работы, позволяющих формировать функциональную грамотность.

Уникальность предмета «Основы безопасности и защиты Родины» заключается в объединении конкретной̆, жизненно важной информации и возможности применения на уроках разнообразных подходов, форм и методов работы, позволяющих формировать функциональную грамотность.

Функциональная грамотность в сфере безопасной̆ жизнедеятельности является интегративным компонентом общей культуры личности и базовым образованием личности и характеризуется тремя показателями: готовностью к деятельности в социальной̆ и природной̆ среде; способностью решать различные учебные и жизненные задачи; совокупностью умений строить социальные отношения.

Функциональная грамотность в сфере безопасной̆ жизнедеятельности является интегративным компонентом общей культуры личности и базовым образованием личности и характеризуется тремя показателями:

  • готовностью к деятельности в социальной̆ и природной̆ среде;
  • способностью решать различные учебные и жизненные задачи;
  • совокупностью умений строить социальные отношения.

Для развития функциональной̆ грамотности необходимо разработать задания, включающие различные ситуации из реальной̆ жизни. Особенности таких заданий можно сформулировать как: постановка задач вне предметной̆ области, но решаемых с помощью предметных знаний; в каждом задании описывается ситуация близкая и понятная обучающемуся; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной̆ жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым и понятным языком; используются иллюстрации, рисунки.

Для развития функциональной̆ грамотности необходимо разработать задания, включающие различные ситуации из реальной̆ жизни. Особенности таких заданий можно сформулировать как:

  • постановка задач вне предметной̆ области, но решаемых с помощью предметных знаний;
  • в каждом задании описывается ситуация близкая и понятная обучающемуся;
  • контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной̆ жизни;
  • ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  • вопросы изложены простым и понятным языком;
  • используются иллюстрации, рисунки.

ОБЗР

ОБЗР

1. Вещество Свинец C (мг/л) 10 D (мг/л) Мышьяк K (мг/л) 0,03 5 Фтор 1,12 8 0,05 1,05 0,05 1,01 " width="640"

На берегу реки расположено очистное сооружение. Предположим, что в работе системы очистки произошел сбой и неочищенные воды устремились в реку, т. е. концентрация вредных веществ резко увеличилась. С течением времени эта концентрация уменьшается. Необходимо определить, каков будет уровень загрязнения реки через сутки, двое и т. д. до тех пор, пока концентрация не станет меньше предельно допустимой̆.

С – концентрация вредных веществ в мг/л. D (мг/л) – предельно допустимая концентрация показывает, сколько миллиграммов вредных веществ может находиться в 1 литре воды, чтобы жизнь организмов была возможна. К — коэффициент. Специалистами-экологами установлена закономерность: концентрация примесей̆: С уменьшается в К раз за сутки. Для каждого региона с учетом наличия реки, высоты местности над уровнем моря, типа примесей̆ устанавливается К 1.

Вещество

Свинец

C (мг/л)

10

D (мг/л)

Мышьяк

K (мг/л)

0,03

5

Фтор

1,12

8

0,05

1,05

0,05

1,01

Пример заданий для развития читательской̆ грамотности на уроках ОБЗР Задание 1. «Тонкие и толстые вопросы» Прочтите параграф «Причины ДТП и травматизма людей», составьте по 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса. Задайте эти вопросу своему соседу по парте. «Тонкие» вопросы требуют простых односложных ответов. «Толстые» вопросы требуют подробного развернутого ответа. Эта технология учит детей задавать вопросы, Если ученики могут задавать вопросы, значит, они включены в материал, им он интересен и понятен. Толстые вопросы Тонкие вопросы Объясните почему? Что? Где? Предположите, что будет если? Верно ли? В чем различие? Будет ли? Каковы цели? В какую сторону идти если? Каким образом? Согласны ли вы? Твои действия если?  

Пример заданий для развития читательской̆ грамотности на уроках ОБЗР

Задание 1. «Тонкие и толстые вопросы»

Прочтите параграф «Причины ДТП и травматизма людей», составьте по 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса. Задайте эти вопросу своему соседу по парте.

«Тонкие» вопросы требуют простых односложных ответов. «Толстые» вопросы требуют подробного развернутого ответа. Эта технология учит детей задавать вопросы, Если ученики могут задавать вопросы, значит, они включены в материал, им он интересен и понятен.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Объясните почему?

Что? Где?

Предположите, что будет если?

Верно ли?

В чем различие?

Будет ли?

Каковы цели?

В какую сторону идти если?

Каким образом?

Согласны ли вы?

Твои действия если?

 

Задание «ПОПС» Задание: разделитесь на группы по 3-4 человека, прочтите статью «Здоровье и его составляющие», проанализируйте материал, выразите свою точку зрения, оформите по формуле ПОПС. Ученики, анализируя материал, выражают свою точку зрения, находят аргументы и представляют свой ответ классу.     П- позиция (в чем заключается ваша точка зрения) О- обоснование (на чем вы основываетесь, довод) Ответы  Я считаю, что… Потому, что…   П- пример (факты, иллюстрирующие ваш довод)   Например… С- следствие (вывод, что надо сделать, призыв) Поэтому…    

Задание «ПОПС»

Задание: разделитесь на группы по 3-4 человека, прочтите статью «Здоровье и его составляющие», проанализируйте материал, выразите свою точку зрения, оформите по формуле ПОПС.

Ученики, анализируя материал, выражают свою точку зрения, находят аргументы и представляют свой ответ классу.

 

 

П- позиция (в чем заключается ваша точка зрения)

О- обоснование (на чем вы основываетесь, довод)

Ответы 

Я считаю, что…

Потому, что…

 

П- пример (факты, иллюстрирующие ваш довод)

 

Например…

С- следствие (вывод, что надо сделать, призыв)

Поэтому…

 

 

Заполнение и чтение схем, таблиц  Прочтите текст «Ожоги», дополните схему «Классификация ожогов» недостающими элементами:

Заполнение и чтение схем, таблиц 

Прочтите текст «Ожоги», дополните схему «Классификация ожогов» недостающими элементами:

Задания на формирование естественнонаучной грамотности на уроках ОБЗР  Работа с диаграммой   На  диаграмме показано потребление сигарет в мире с 1880-2009 год. За последние 100 лет потребление сигарет увеличилось более чем в 100 раз. Определите по диаграмме, в каком году было минимальное и максимальное потребление сигарет в мире.

Задания на формирование естественнонаучной грамотности на уроках ОБЗР

Работа с диаграммой  

На диаграмме показано потребление сигарет в мире с 1880-2009 год. За последние 100 лет потребление сигарет увеличилось более чем в 100 раз. Определите по диаграмме, в каком году было минимальное и максимальное потребление сигарет в мире.

Задание 2. Работа с текстом 

  • Прочти текст и ответь на вопросы.

Через зрительный анализатор человек получает 90 % информации из окружающего мира. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения. В познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль.

1. Употребление витаминов способствует сохранению и нормальному функционированию организма. Какие из перечисленных витаминов способствует улучшению зрения, и в каких продуктах он содержится.

  • А) Витамин В, Д – рыбий жир, морковь, печень рыбы, яйцо 
  • В) Витамин А, С - морковь, лимон, капуста, лук, чеснок . 
  • С) Витамин С, Д — рыбий жир, морковь, печень рыбы, лимон, капуста, лук, чеснок 
  • D) Витамин А – морковь, рыбий жир, чеснок, шиповник, сливочное масло. 

Для сохранения нормального зрения необходимо выполнять гигиенические требования: не читайте лежа, в транспорте, смотрите телепередачи более 2 часов в сутки и на расстоянии 2.5 – 3 м от экрана.

2. Если не соблюдать все эти требования, то увеличится ли риск развития заболевания глаз.

Обведите «ДА» или «НЕТ»:

  • Конъюнктивит «ДА» «НЕТ»
  • Близорукость «ДА» «НЕТ» 
  • Дальнозоркость «ДА» «НЕТ»

Пример задания для развития глобальных компетенций на уроках ОБЗР

В науке существует понятие «световое загрязнение». Поясните, что может означать данный̆ термин. Считаете ли вы, что световое загрязнение – глобальная проблема. Обоснуйте свой ответ. Предложите варианты снижения светового загрязнения. В таблице приведены данные о продуктах сгорания миллиона тонн угля.

Используя данные таблицы, сделайте вывод о том, какое влияние оказывает сжигание бурого угля на гидросферу, атмосферу планеты, здоровье человека. Процент выбросов радиоактивных элементов, содержащихся в угольных пластах и добыче угля, невелик, часто эти продукты сгорания не учитываются. Верен ли такой подход? Обоснуйте свою позицию. Как связаны определенные действия с развитием глобальных проблем? Являются ли данные предложения краткосрочной̆ или долгосрочной̆ мерою̆ решения описанной̆ проблемы? Укажите одно позитивное и одно негативное последствие описанного действия. Являются ли ситуации, изложенные в таблице, примерами возможных негативных/позитивных последствий?

Продукты сгорания угля

Количество тонн (в расчете на 100 тонн)

Зола

60000

Углекислый газ

10000

Сернистый газ

30000

Оксид азота

10000

Пыль

10000

Радиоактивные элементы, содержащиеся в угольных пластах и добытом угле

0,01

Пример задания для развития критического мышления на уроках ОБЗР

Ключевые слова.

Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.

Например : 9 класс. Тема: «Искусственная вентиляция лёгких». Даётся задание в части вызов расположить в определённой последовательности ключевые слова: валик, рот, проводник, инородные тела, выдох, голова, галстук, нос; в части осмысления – прочитав текст учебника, внести изменения или дополнения в свою ранжировку.

Ситуационные задачи .

Например : 9 класс . Тема «Личная безопасность». Даётся задание решить ситуационную задачу: Вы сели в автобус и увидели под сидением оставленную кем-то сумку, из которой торчит провод и кусок изоленты. Ваши действия.

Например : 7 класс . Тема «Землетрясения». Даётся задание решить ситуационную задачу и одновременно определить алгоритм действий: Во время внезапного землетрясения вы оказались в завале, вас завалило упавшей перегородкой и мебелью, возможности выбраться из под завала нет. Каковы ваши дальнейшие действия.

Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности обучающихся:  1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);  2) формы и методы обучения;  3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;  4) программы внешкольного, дополнительного образования;  5 ) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;  6) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности обучающихся: 1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5 ) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 6) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Дерево – функционально грамотная личность. Вода – педагогические технологии. Яблоки – ключевые компетенции. Лейка – учитель.  Лейка – учитель . Для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.

Дерево – функционально грамотная личность.

Вода – педагогические технологии.

Яблоки – ключевые компетенции.

Лейка – учитель.

Лейка – учитель . Для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!