СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии и географии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по биологии и географии на формирование функциональной грамотности на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках биологии и географии»

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии и географии      Недостаточно владеть премудростью,     нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии и географии

Недостаточно владеть премудростью,

нужно также уметь пользоваться ею.

Цицерон.

 Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Меняются и требования, предъявляемые к выпускникам современной школы. Сейчас недостаточно научить ученика выполнять определенные алгоритмы, решать типовые задания, действовать в соответствии с заранее построенной моделью.  Перед современным учителем стоят иные задачи:   Организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формированию практико-ориентированных знаний и умений.

Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Меняются и требования, предъявляемые к выпускникам современной школы. Сейчас недостаточно научить ученика выполнять определенные алгоритмы, решать типовые задания, действовать в соответствии с заранее построенной моделью.

Перед современным учителем стоят иные задачи:

Организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формированию практико-ориентированных знаний и умений.

 Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни.  Одной из проблем, существующих сегодня на уроках биологии и географии, является то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов  и ВПР учащиеся  невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.  Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная задача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника.

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни.

Одной из проблем, существующих сегодня на уроках биологии и географии, является то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов  и ВПР учащиеся  невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.

Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная задача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника.

Учащимся предлагается следующая информация: «…Корни могут служить для запасания воды, что особенно хорошо видно на примере некоторых тропических орхидных. Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая в них и хранится, и по мере необходимости используется растением. У некоторых мангровых деревьев на стволах, на высоте прилива, развиваются корни, которые растут вниз и укрепившись в почве, прочно удерживают растения в мягком иле. Это ходульные корни. Они нередко встречаются и у деревьев, произрастающих на болотах, у ряда пальм, некоторых трав тропического леса и даже у кукурузы. Но наиболее эффектны ходульные корни знаменитого баньяна. Многочисленные придаточные корни баньяна растут вниз, укореняются и развивают собственную корневую систему. Благодаря этому одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен квадратных метров».

Составьте 5 -6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».

Биология впр (1) Лисица обыкновенная – хищное животное, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2)Лисица – зверь среднего размера, массой до 10 кг, с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисицы, в отличие от волков, охотятся на мелких животных, в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисицы редко живут более семи лет. В каких предложениях текста описываются признаки внешнего строения лисицы обыкновенной? Запишите номера выбранных предложений. В каких предложениях текста описываются признаки внешнего строения лисицы обыкновенной? Запишите номера выбранных предложений.

Биология впр

(1) Лисица обыкновенная – хищное животное, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2)Лисица – зверь среднего размера, массой до 10 кг, с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисицы, в отличие от волков, охотятся на мелких животных, в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисицы редко живут более семи лет.

  • В каких предложениях текста описываются признаки внешнего строения лисицы обыкновенной? Запишите номера выбранных предложений.
  • В каких предложениях текста описываются признаки внешнего строения лисицы обыкновенной? Запишите номера выбранных предложений.
Известно, что подосиновик – съедобный шляпочный гриб. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого гриба. Запишите в ответе цифры , соответствующие выбранным ответам. 1) У подосиновика образуется плодовое тело. 2)Срок жизни подосиновика составляет около 11 дней. 3)Подосиновики преимущественно произрастают в смешанных и лиственных лесах. 4)В клеточных стенках подосиновика содержится вещество хитин. 5)В клетках подосиновика содержатся углеводы, жиры, белки, минеральные вещества и витамины.

Известно, что подосиновик – съедобный шляпочный гриб. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных

признаков этого гриба.

Запишите в ответе цифры , соответствующие выбранным ответам.

1) У подосиновика образуется плодовое тело.

2)Срок жизни подосиновика составляет около 11 дней.

3)Подосиновики преимущественно произрастают в смешанных и лиственных лесах.

4)В клеточных стенках подосиновика содержится вещество хитин.

5)В клетках подосиновика содержатся углеводы, жиры, белки, минеральные вещества и витамины.

Более сложной является работа это  преобразование содержание текста в график, диаграмму, схему, таблицу, карту. А также использование этой информации для решения практико-ориентированных задач.  Систематическая работа с текстом, использование различных приемов работы приведут к формированию универсальных учебных действий.

Более сложной является работа это  преобразование содержание текста в график, диаграмму, схему, таблицу, карту. А также использование этой информации для решения практико-ориентированных задач. 

Систематическая работа с текстом, использование различных приемов работы приведут к формированию универсальных учебных действий.

Перекодируйте известную информацию в виде схемы (таблицы, рисунка). «Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. При перекрестном опылении пыльца с тычинок цветка переносится на рыльце пестика цветка другого растения. Различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения. Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или мелкие цветки, собранные в соцветия. Обычно они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом. У ветроопыляемых растений мелкие, невзрачные цветки, собранные в соцветия. Пыльца у них сухая, мелкая, легкая». Для успешного решения поставленной задачи, предлагаю учащимся следующее начало схемы:  Опыление Ветроопыляемые Насекомоопыляемые

Перекодируйте известную информацию в виде схемы (таблицы, рисунка).

«Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. При перекрестном опылении пыльца с тычинок цветка переносится на рыльце пестика цветка другого растения. Различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения. Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или мелкие цветки, собранные в соцветия. Обычно они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом.

У ветроопыляемых растений мелкие, невзрачные цветки, собранные в соцветия. Пыльца у них сухая, мелкая, легкая».

Для успешного решения поставленной задачи, предлагаю учащимся следующее начало схемы:

Опыление

Ветроопыляемые

Насекомоопыляемые

Прочитайте текст и выполните задания. Вилюй – река в Восточной Сибири, левый приток реки Лены, самый длинный из всех её притоков. Длина Вилюя составляет 2650 км и превышает длину крупного правого притока Лены – Алдана – на 377 км. Вилюй берёт начало на Вилюйском плато в восточной части Среднесибирского плоскогорья на высоте 520 м над уровнем моря. В среднем течении река прорезает узкую долину, напоминающую каньон, здесь построена Вилюйская ГЭС. В нижнем течении, на территории Центрально-Якутской низменности, берега реки представляют собой широкую заболоченную пойму с множеством небольших озёр и островов. Абсолютная высота территории, где Вилюй впадает в Лену, составляет 54 м. Бассейн реки расположен в зоне многолетней мерзлоты. Климат здесь резко континентальный с сильными морозами. С октября по май река скована льдом, поэтому половодье приходится на конец мая – июнь. Питание Вилюя, как и большинства рек России, смешанное с преобладанием снегового.

Прочитайте текст и выполните задания.

Вилюй – река в Восточной Сибири, левый приток реки Лены, самый длинный из всех её притоков. Длина Вилюя составляет 2650 км и превышает длину крупного правого притока Лены – Алдана – на 377 км. Вилюй берёт начало на Вилюйском плато в восточной части Среднесибирского плоскогорья на высоте 520 м над уровнем моря. В среднем течении река прорезает узкую долину, напоминающую каньон, здесь построена Вилюйская ГЭС. В нижнем течении, на территории Центрально-Якутской низменности, берега реки представляют собой широкую заболоченную пойму с множеством небольших озёр и островов. Абсолютная высота территории, где Вилюй впадает в Лену, составляет 54 м. Бассейн реки расположен в зоне многолетней мерзлоты. Климат здесь резко континентальный с сильными морозами. С октября по май река скована льдом, поэтому половодье приходится на конец мая – июнь. Питание Вилюя, как и большинства рек России, смешанное с преобладанием снегового.

На основе данных, приведённых в тексте, сделайте необходимые расчёты и заполните таблицу. (Для расчётов используйте калькулятор.) Таблица «Гидрографические характеристики реки Вилюй» Исток Устье Высота истока, м Высота устья, м Длина, км Падение, м Уклон, см/км (Результат округлите до десятых.) Тип реки по характеру течения Тип питания Режим реки

На основе данных, приведённых в тексте, сделайте необходимые расчёты и заполните таблицу. (Для расчётов используйте калькулятор.)

Таблица «Гидрографические характеристики реки Вилюй»

Исток

Устье

Высота истока, м

Высота устья, м

Длина, км

Падение, м

Уклон, см/км

(Результат округлите до десятых.)

Тип реки по характеру течения

Тип питания

Режим реки

Изучите данные таблицы «Гидрографические характеристики реки Оленёк» и заполните пропуски в описании реки. При необходимости сделайте соответствующие расчёты. (Для расчётов используйте калькулятор.) Таблица «Гидрографические характеристики реки Оленёк» Исток Вилюйское плато Устье Море Лаптевых Длина, км 2292 Высота истока, м 700 Высота устья, м Тип реки по характеру течения 0 В верхнем течении горная, в среднем и нижнем – равнинная Тип питания Снеговое и дождевое Режим реки Ледостав с начала октября по конец мая, весенне-летнее половодье, паводки

Изучите данные таблицы «Гидрографические характеристики реки Оленёк» и заполните пропуски в описании реки. При необходимости сделайте соответствующие расчёты. (Для расчётов используйте калькулятор.)

Таблица «Гидрографические характеристики реки Оленёк»

Исток

Вилюйское плато

Устье

Море Лаптевых

Длина, км

2292

Высота истока, м

700

Высота устья, м

Тип реки по характеру течения

0

В верхнем течении горная, в среднем и нижнем – равнинная

Тип питания

Снеговое и дождевое

Режим реки

Ледостав с начала октября по конец мая, весенне-летнее половодье, паводки

Оленёк – река бассейна Северного Ледовитого океана, протекающая за полярным кругом по территории Красноярского края и Республики Саха (Якутии). Оленёк – одна из наиболее протяжённых рек Восточной Сибири, его длина ____________ превышает длину рек Индигирки и Яны, и примерно равна длине Колымы. Оленёк берёт начало на ____________________________________ на высоте _________ над уровнем моря и впадает в ___________________________________. Его устье расположено на расстоянии примерно в 200 км от устья реки Лены на высоте __________. Таким образом, падение реки составляет _________ м, а её уклон – __________ см/км. В верховьях Оленёк течёт в узкой долине, местами в ущелье, его течение с порогами и водопадами носит __________________ характер. В среднем и нижнем течении Оленёк пересекает Северо-Сибирскую низменность, где превращается в широкую и спокойную ___________________ реку. Главными источниками питания реки являются ____________________________ воды и летние дожди; грунтовое питание незначительное, как и для других рек, протекающих в зоне многолетней мерзлоты. Подъёмы уровня воды в реке в период ___________________________ половодья очень интенсивны – до 4–8 м/сутки, а заторы льда в нижнем течении в период вскрытия реки являются причиной __________________ .

Используя приведённую ниже таблицу и графики динамики численности населения по субъектам Российской Федерации за период 2005–2016 гг., выполните задания. № Субъекты  РФ п/п 2005 г. 1 2010 г. 2 Республика  Коми Республика  Ингушетия 963 2012 г. 3 2014 г. 899 417 4 Сахалинская  область 880 415 2016 г. 521 Калининградская  область 864 442 936 497 850 464 494 942 481 955 488 969 487 986 Определите, какому субъекту Российской Федерации соответствует каждый график динамики численности населения. Запишите в ответе порядковые номера  субъектов Российской Федерации под соответствующими буквами.

Используя приведённую ниже таблицу и графики динамики численности населения по субъектам Российской Федерации за период 2005–2016 гг., выполните задания.

Субъекты РФ

п/п

2005 г.

1

2010 г.

2

Республика Коми

Республика Ингушетия

963

2012 г.

3

2014 г.

899

417

4

Сахалинская область

880

415

2016 г.

521

Калининградская область

864

442

936

497

850

464

494

942

481

955

488

969

487

986

Определите, какому субъекту Российской Федерации соответствует каждый график динамики численности населения. Запишите в ответе порядковые номера субъектов Российской Федерации под соответствующими буквами.

Проанализируйте график «Частота сердечных сокращений (ЧСС) у спортсмена при физических нагрузках». Частота сердечных сокращений (ЧСС) у спортсмена при физических нагрузках Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. 1.ЧСС выше 170 опасно для здоровья. 2.Без охлаждения ЧСС растёт на протяжении всего периода измерений. 3.Для борьбы с перегревом организму требуется увеличивать ЧСС. 4.При охлаждении ЧСС ниже, чем в обычных обстоятельствах. 5.После часа тренировки ЧСС у спортсмена начинает снижаться. Запишите в ответе  цифры , под которыми указаны выбранные утверждения.

Проанализируйте график «Частота сердечных сокращений (ЧСС) у спортсмена при физических нагрузках».

Частота сердечных сокращений (ЧСС) у спортсмена при физических нагрузках

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1.ЧСС выше 170 опасно для здоровья.

2.Без охлаждения ЧСС растёт на протяжении всего периода измерений.

3.Для борьбы с перегревом организму требуется увеличивать ЧСС.

4.При охлаждении ЧСС ниже, чем в обычных обстоятельствах.

5.После часа тренировки ЧСС у спортсмена начинает снижаться.

Запишите в ответе  цифры , под которыми указаны выбранные утверждения.

Кроме этого, для формирования мировоззрения необходимо включать в урок решение прикладных задач. Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте. Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол «кольцом». Какое дерево может погибнуть? Что необходимо сделать, чтобы спасти его? Народная мудрость гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов – без пчел». Докажите или опровергните данное утверждение.

Кроме этого, для формирования мировоззрения необходимо включать в урок решение прикладных задач.

Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья?

Ответ обоснуйте.

Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол «кольцом». Какое дерево может погибнуть? Что необходимо сделать, чтобы спасти его?

Народная мудрость гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов – без пчел».

Докажите или опровергните данное утверждение.

Вот муравей тащит огрызок листа. Куда? Зачем? Это  муравьи-листорезы, живущие в Южной Америке. Подземное их жилище охватывает десятки кубометров грунта — камеры, галереи, тоннели. Hаиболее мощные муравьи-«фуражиры» вереницей лезут на дерево и обгрызают черенки листьев. Зеленый листопад покрывает землю ковром. Эти листья разрезаются на кусочки муравьями-«закройщиками». Кусочки тут же подхватываются носильщиками. Как лодочки под парусами, спускаются они друг за другом в тоннели подземного города. Работа настолько спорая, что за сутки дерево становится голым. Раньше думали: внизу, в подземелье идет пир горой — тысячи муравьев пожирают зеленый салат. Все оказалось более сложным и интересным. Муравьи не едят листья! Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение муравьев.

Вот муравей тащит огрызок листа. Куда? Зачем? Это муравьи-листорезы, живущие в Южной Америке. Подземное их жилище охватывает десятки кубометров грунта — камеры, галереи, тоннели. Hаиболее мощные муравьи-«фуражиры» вереницей лезут на дерево и обгрызают черенки листьев. Зеленый листопад покрывает землю ковром. Эти листья разрезаются на кусочки муравьями-«закройщиками». Кусочки тут же подхватываются носильщиками. Как лодочки под парусами, спускаются они друг за другом в тоннели подземного города. Работа настолько спорая, что за сутки дерево становится голым. Раньше думали: внизу, в подземелье идет пир горой — тысячи муравьев пожирают зеленый салат. Все оказалось более сложным и интересным. Муравьи не едят листья!

Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение муравьев.

Народная мудрость гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов – без пчел». Докажите или опровергните данное утверждение. В сентябре 1940 г. в Британском музее произошел пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 г. Семена, пролежавшие 147 лет, проросли.  Что является причиной сохранения в течение многих лет всхожести семян. Как вы думаете, в полной мере мы используем растительные и животные ресурсы тайги? Предложите свой вариант организации сбора и использования даров леса без ущерба самому лесному сообществу.

Народная мудрость гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов – без пчел».

Докажите или опровергните данное утверждение.

В сентябре 1940 г. в Британском музее произошел пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 г. Семена, пролежавшие 147 лет, проросли.

Что является причиной сохранения в течение многих лет всхожести семян.

Как вы думаете, в полной мере мы используем растительные и животные ресурсы тайги? Предложите свой вариант организации сбора и использования даров леса без ущерба самому лесному сообществу.

Конструктор вертолетов Борис Михайлович Юрьев размышлял о необходимости разбега для взлета.  Внимательно наблюдая за полетом птиц, он заметил, что ласточки никогда не садятся на землю. Выдвиньте гипотезы, которые могут объяснить поведение ласточек. Ответ:  Оказалось, что у ласточек слабые ноги. Они не приспособлены для разбега и отталкивания. Начать свой полет ласточка может только находясь достаточно высоко над землей. Бросившись с обрыва или крыши, она приобретает начальную скорость, необходимую для полета. Поэтому садиться ласточка должна только на высокие предметы, что она и делает, повинуясь природному инстинкту.

Конструктор вертолетов Борис Михайлович Юрьев размышлял о необходимости разбега для взлета.

Внимательно наблюдая за полетом птиц, он заметил,

что ласточки никогда не садятся на землю.

Выдвиньте гипотезы, которые могут объяснить поведение ласточек.

Ответ: Оказалось, что у ласточек слабые ноги. Они не приспособлены для разбега и отталкивания. Начать свой полет ласточка может только находясь достаточно высоко над землей. Бросившись с обрыва или крыши, она приобретает начальную скорость, необходимую для полета. Поэтому садиться ласточка должна только на высокие предметы, что она и делает, повинуясь природному инстинкту.

Представьте, что в недалеком будущем благодаря усилиям ученых человек приобрел способность к регенерации любых тканей. Не вдаваясь в конкретные механизмы регенерации, предположите, какие разделы медицины в результате этого окажутся менее востребованными, а какие, наоборот, более востребованными и почему? Как изменятся фармацевтические, хирургические и другие подходы к лечению различных заболеваний?

Представьте, что в недалеком будущем благодаря усилиям ученых человек приобрел способность к регенерации любых тканей. Не вдаваясь в конкретные механизмы регенерации, предположите, какие разделы медицины в результате этого окажутся менее востребованными, а какие, наоборот, более востребованными и почему? Как изменятся фармацевтические, хирургические и другие подходы к лечению различных заболеваний?

И завершить я бы хотела словами Дайаны Халперн:  « Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия,  которые требуются для планомерной работы, сбора информаций и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов».

И завершить я бы хотела словами Дайаны Халперн:

« Те, кто по-настоящему умеют думать, знают,

зачем им это нужно, и готовы приложить усилия,

которые требуются для планомерной работы,

сбора информаций и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!