СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотноть

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальных классах.»

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

Исходя из этого, для выявления теоретико-методических подходов к исследованию проблемы формирования функциональной грамотности школьников мы считаем необходимым:

  • определить сущность и слагаемые функциональной грамотности школьников;

  • проанализировать отечественный и зарубежный опыт решения проблемы формирования функциональной грамотности учащихся и выявить основные его тенденции и принципы;

  • обозначить признаки и условия формирования функциональной грамотности школьников на уроках информатики.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Рассмотрим несколько вариантов определения функциональной грамотности. Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

Функциональную грамотность составляют:

  • элементы логической грамотности;

  • умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;

  • соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;

  • требования технологических процессов, в которые он вовлечен;

  • информационная и компьютерная грамотность.

Этот начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий:

  • воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения;

  • личностно-профессиональную подготовленность;

  • профессионально-техническую подготовленность.

В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности .

Таким образом, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Каждая образовательная область (в начальной школе их 7) участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специально активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на известных международных оценочных исследований.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

На развитие читательской грамотности направлена технология формирования типа правильной читательской деятельности. Автором данной технологии является Наталия Николаевна Светловская. Характеризуя технологию, она говорит, что это “…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)”

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы). Виды творческих заданий:

- сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы и др.

- сфера воображения: составление диафильма, киносценария, комикса к тексту, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование, изготовление карт. Схем. Макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

- эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.

- реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др.

По этой технологии я провожу уроки литературного чтения и использую её на уроках курса “Окружающкего мира”. Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках по этой технологии.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации.

чтение фамилии автора. (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов),

чтение заглавия произведения. (О чём мы сегодня будем говорить на уроке?),

чтение ключевых слов. (Прочитай ключевые слова: Экосистема, круговорот веществ, “профессии” и т.д. Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке?),

рассматривание иллюстраций. (Предположи, о каких животных пойдёт речь? Что мы о них будем узнавать?),

высказывание предположений о героях, теме, содержании текста.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)

Условия осуществления:

- читать должны дети, а комментировать – учитель,

интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор. (“…Человек без еды может прожить какое-то время. Он может запасать в себе энергию, как и другие живые организмы”. Ученик: “А я читал, что человек может прожить без еды всего десять дней, но он должен пить воду),

- комментарии должны быть краткими и динамичными. (Ученик читает: “Со временем слой торфа становится всё мощнее”. Учитель: “Мощнее – значит толще”),

- комментарии не должны превращаться в беседу,

- соблюдать чувство меры.

-диалог с автором.

- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. (Фактически все статьи учебника содержат прямые авторские вопросы. Они выделены различными значками. А вот скрытые вопросы дети учатся искать в тексте.),

- задавать свои вопросы. (Почему “венерин башмачок” так называется? Почему “культурные растения” названы культурными?) ,

- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи? Что ещё мы сегодня не узнали про насекомых?),

- проверять, совпадают ли они с замыслом автора,

- включать воображение. (Как ты думаешь, как видит стрекоза цветок?А человека?),

словарная работа (Необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для детей слов. Использую работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Даю задание заранее найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д.),

озаглавливание частей текста (Чаще всего статья разбита на части, но иногда встречаются сплошные тексты объёмного содержания и сложные для понимания и запоминания.Вот их-то, по моему мнению, и необходимо делить на более мелкие части и озаглавливать)

выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте как образуется торф),

беседа по содержанию текста (Прочитайте 1-й абзац под рисунком).

- Для чего же нужна боковая линия?

- Что представляет собой боковая линия у рыб?

- Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли? Может у вас раньше было о рыбах одно мнение, а теперь стало другое? Что удивительное узнали о рыбах?)

- Сравнивание содержания текста со своими предположениями.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Постановка проблемного вопроса к тексту. (Мы уже знаем, что есть группа животных, которая называется рыбы. А можно ли тритона тоже отнести к этой группе? Дети высказываются. Почему вопрос один, а предположений несколько? (Нам не хватает знаний). Далее – постановка цели урока).

Беседа о личности писателя. (Авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах)

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)

Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Стоит ли бояться пауков? Могут ли люди помочь природе? Как?)

Анализ поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: осушая болота?, убивая божью коровку?, срывая цветы? и т.д.)

Выполнение творческих заданий.

(Работа группами. Работа парами)

- Составьте 2 цепи питания, используя слова из списка: ель, пшеница. Мышь, ястреб, кошка, белка. Представьте сою составленную цепь.

- Выберите изображённых животных, распределите их в нужных частях живой оболочки Земли. Какие из перечисленных животных могут жить в нескольких оболочках? Даны картинки крота, орла, дельфина, летучей мыши, жука и змеи. И даны схемы оболочек Земли.

Индивидуальные задания.

- Как вы думаете, что сделали ученые, если бы столкнулись с неизвестным для них видом животных?

- Представь себе, что ты – бабочка. Расскажи о себе. Нарисуй себя. Расскажи о себе.

Достоинства технологии:

применима самостоятельно вне урока,

возрастосообразна и доступна,

ориентирована на развитие личности читателя,

развивает умение прогнозировать результаты чтения,

способствует достижению понимания на уровне смысла.

При условии использования в своей работе передовых педагогических технологий, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, т.е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-летнее образование зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.

Список литературы:

1.Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 48 с.

2.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

3.Формирование читательской грамотности младших школьников. -Учебно-методическое пособие (В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова) /2010/

4.Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: “Высшая школа”, 2004.

5.Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Начальная школа. – М.: “Баласс”, 2007 г.