СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текствовое сопровождение презентации "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Международные исследования PISA (Programme for International Student Assessment), направленные на оценку качества образования в различных странах через диагностику в том числе уровня функциональной грамотности выпускников основной школы, представляют функциональную грамотность в виде трех составляющих, одной из которых является:

1)грамотность в чтении – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

2)грамотность в математике;

3)грамотность в области естествознания.



В основе функциональной грамотности лежит смысловое чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и др., работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать. Без смыслового чтения другие виды функциональной грамотности будут обучающемуся недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией, представленной в тексте.

У выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, необходимые для полноценной работы с текстами.

Эти умения можно разделить на 3 группы:

Группа 1

Учащиеся должны показать понимание  текста, определять тему и главную мысль; находить и выявлять в тексте информацию, которая представлена в различном виде; формулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, обучающихся нужно учить:

- различать свой личный опыт и реальность текста;

- отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

- перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

- работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

- переформулировать вопрос и сообщения текста;

- использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ученик учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

- выражать свои мысли письменно.

Для формирования навыков смыслового чтения целесообразно использовать приемы технологии развития критического мышления. Данная технология обеспечивает в том числе формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться различными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. То есть в технологии РКМ главенствующая роль отведена тексту. Его читают, а после пересказывают, трансформируют, анализируют, интерпретируют, что и является основой функциональной грамотности.


Приемы для формирования смыслового чтения разнообразны.

                  1.Приём «Письмо с пробелами».

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Пример: Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения, если… .



 2. Прием «Верите ли вы, что…»

Формируем умения связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):

Причастие - это самостоятельная часть речи.

Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.

Причастия бывают 1 и 2 спряжения.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Причастия могут быть действительными и страдающими.

Действительные причастия могут иметь краткую форму.

Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

 

3. Прием «Ассоциация»


Развивает образное мышление, память, логику, речь. Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.

Пример: урок в 6 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «узник»?

Составим кластер на доске и в тетради.

- Какое настроение передают ваши ассоциации?


Приемы графической переработки учебного материала

4.Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять материал

Кластер оформляется в виде грозди, солнышка или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. 















5.Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:  

Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.



6.Приём «Концептуальная таблица»

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»


Помещик

Окружающая обстановка

портрет

характер

Отношение к просьбе Чичикова

Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)

Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой красной вроде серенькой

На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами

Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу

Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян

Коробочка (попал случайно во время дождя)

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины

Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями

Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций

Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу)

Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки

Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж

Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт

«Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него

 


 





7.Приемы, используемые при групповой работе:

 Приём «Корзина» идей, понятий….

Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


Приём «Лови ошибку»

Описание:  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.



8.Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

Сложение целого текста из частей.  Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.


Упражнения на восстановление текста

I. (А) Язык, слово объединяют многие поколения людей в их историческом процессе, сплачивают нацию, питают ее самосознание и суверенность в кругу других наций и народностей.

(Б) «В начале было Слово», — сказано в Священном писании.

(В) Слово соединяет в себе все, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее.

(Г) И, значит, Слово не даром дано человеку.

1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Выберите вариант ответа:

1) БГАВ;

2) ГАВБ;

3) АВБГ;

4) ВБГА.


9.Приём «Тонкий и Толстый вопрос».

   Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

                     умение формулировать вопросы;

                     умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.

   После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга.

   Приём «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.



Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто главный герой?

Что связывало Базарова с Аркадием?

Когда они познакомились?

Как звали возлюбленную главного героя?

Было ли чувство взаимным?

Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни?

Объясните, почему Базарова тяготили его родители?

Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым?

В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки?

Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе?

Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?


10. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую прием: «Чтение с остановками» 


Чтение текста с остановками.

1.Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

2.Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Важно! Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Лучше всего использовать приемы "Толстые и тонкие вопросы"

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

3. Работа с полным текстом. На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.

4. Финальная работа по тексту проводится в виде эссе, творческой работы, синквейна, подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д



На этапе рефлексии целесообразно использовать приём «Незаконченные предложения»








Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности  имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания:

       творческая работа

     лингвистическое исследование текста

     подготовка иллюстраций к литературным произведениям

      рисование обложек к литературным произведениям

      художественное чтение

      инсценировка художественного произведения

       создание самостоятельных литературных произведений различных жанров

      продолжение неоконченных произведений

      наблюдение за природой

      составление вопросника к зачету по теме

      составление конспекта, опорных таблиц

      письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия  в обучении. Ученик может почувствовать себя и в роли автора, иллюстратора,  педагога.

Таким образом, учебная деятельность учащихся по освоению форм смыслового чтения и навыков работы с текстом на уроках русского языка и литературы должна быть направлена на следующие результаты. Учащиеся:

Определяют основные признаки текста: тему, идею (основную мысль), смысловую и композиционную целостность, тип текста;

Письменно пересказывают текст в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого);

Пишут свободные диктанты;

Участвуют в коллективном диалоге - мини-обсуждении художественного произведения;

Проводят простейший литературоведческий анализ художественного произведения под руководством учителя, по вопросам учителя и плану;

Выразительно читают текст вслух, по ролям, рецензируют выразительное чтение одноклассников;

Пересказывают текст от лица героев;

Ведут читательский дневник;

Участвуют в читательской конференции;

Характеризуют душевное состояние персонажей, сопереживает им.

Пишут сочинения, сочинения- зарисовки, этюды, художественные миниатюры

Пишут отзыв о прочитанном произведении; рецензию на него.





Свое выступление хочется закончить словами академика Льва Дмитриевича Кудрявцева: «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!