«Карагайская СОШ, филиал МАОУ Дубровинская СОШ»
Педагогическое чтение на тему:
«Формирование функциональной грамотности
у учащихся начальной школы".
Подготовила: Уразбахтеева Зифанур Халиловна,
Учитель начального класса
Нормативная база обновления содержания образования
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании»
от 24 октября 2011 г.
Государственная Программа развития образования Республики Казахстан
на 2011-2020 годы
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников
на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832
Государственный общеобязательный стандарт
Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873
среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) , утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080
Функциональная грамотность –
это уровень образованности, дающий возможность, на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе.
Особенность современного начального образования в том, что наряду с предметными компетенциями у учащихся необходимо сформировать универсальные учебные действия.
(УУД)
Термин «УУД» в психологическом значении» - совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Реализация функциональной грамотности нового поколения делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога – это необходимый элемент системы управления образовательным процессом школы.
Цель: создание социально-психологических условий для развития личности обучающегося и его успешного обучения
Задачи: -систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
-формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
-создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении
Основные направления деятельности психолога
при формировании функциональной грамотности
у учащихся начальной школы:
- Диагностико–коррекционная работа (тесты, анкеты, беседы и развивающие занятия, разработки программ)
- Психопрофилактическая работа –(обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей)
- Психологическое консультирование- помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители
Процесс формирования и развития функциональной грамотности исходя из знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков познавательных процессов : внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения. Как известно, основы этого закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.
Упражнения по развитию и
формированию функциональной
грамотности младших школьников на
развивающих и коррекционных
занятиях.
Внимание – это «дверь», через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» (К. Д. Ушинский)
Упражнение «Хлопушка» (0-1 классы)
Детям дается задание хлопнуть в
ладоши тогда,
когда услышишь
слово, обозначающее
название овоща.
- Морковь , яблоко, арбуз, береза.
-огород, грядка, картофель , ананас
-грабли, лопата, груша, кабачок
Игра «Волшебное слово» (0-1 классы)
Дети становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет
показывать разные движения, а дети должны их повторять,
но в том случае, если ведущий скажет слово «пожалуйста».
Тот, кто ошибся должен выйти в середину круга и рассказать
какое-нибудь стихотворение или загадать загадку.
Упражнение «Переключись!»
Б
1
5
Г
Ж
Д
И
Б
4
7
3
К
8
Л
З
А
Й
М
Е
2
10
Ё
В
3
6
Игра- соревнование «Переговори соседа»
Каждому ребенку раздается карточка ,на которой
записаны скороговорки.
Задание : нужно безошибочно повторить скороговорку
3-4 раза соседу по парте, затем поменяться скороговорками.
- Связку сушек сушил Саша на суше.
- Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
- Перепел пел, всех перепел.
- На возу лоза, у воза коза
- Влас у нас, Афанас у вас.
Упражнение «Путаница »
Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:
Больше дела- а руки делают.
Терпение и труд а неученье - тьма
Глаза бояться, меньше слов
Ученье – свет, все перетрут
Упражнение «Зашифрованное слово»
Каждому ученику выдается листок со словами.
Нужно составить и записать новые слова
взяв из предложенных слов только первые
слоги/ вторые , последние/.
Упражнения на развитие восприятия
Упражнение «Цвета»
Учитель выступает в роли ведущего. Он называет цвет, ученики должны назвать
несколько предметов данного цвета ,которые находятся в классе.
Упражнение «Знаки»
Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован
разлинованный квадрат в котором нарисованы
математические знаки (можно буквы)
+
=
-
-
-
+
+
+
=
-
=
+
+
=
=
-
-
=
+
+
=
-
=
-
- Сколько знаков «+» ?
- Сколько знаков «-» ?
- Сколько знаков «==» ?
Игра «Заколдованные деревья»
Цель : закрепление знания геометрических форм, развитие воображения и мышления.
Ребенку предлагают используя конструктор или мозаику «создать» деревья из определенных геометрических фигур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (береза и др.); круга и треугольника (яблоня). Можно попросить нарисовать такие деревья.
« Анаграммы ». Решите анаграммы
НИАВД – ДИВАН СЕОТТ - ТЕСТО СЛОТ –СТОЛ РАКЫШ - КРЫША ГИАР –ИГРА КООН - ОКНО
Упражнение «Изографы»
Ученикам предлагаются индивидуальные карточки с изографами.
Нужно найти изображенные на них предметы и записать их
название в тетрадь. Разобравшись со своей карточкой, дети
меняются ими с соседом по парте.
Упражнения на развитие памяти
Упражнение «Кто больше?»
Класс делится на команды. На доске вывешивается плакат со слогами.
Нужно составить из них слова. Побеждает команда, у которой будет большее количество
правильно написанных слов.
СЛОГИ : КО, АР, ЛА, ЛОК, БАН, НИ, КА,ТИК, ЛАВ, ТАК, СТРЕ.
Упражнение «Кто больше?»
Ученикам называется определенная тема. Нужно записать как можно
больше слов связанных с этой темой. Предлагаю темы для данного
вида работы:
- Лес – дерево, ягода, мох, грибы, болото , листья, волк, хворост, кора, муравей, белка, дупло и т.д.
- Дом
- Семья
- Книга
- Улица
Упражнения на развитие мышления
Упражнение «Для чего предмет?»
Называем любой предмет, ученики говорят о том, что можно с ним делать. Например :
- СТАКАН – можно пить чай, поливать цветы, ставить карандаши, измерять крупу и т.д.
/слова могут быть самыми разными, в роли ведущего могут выступать ученики/
«Пятый лишний» 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д. «Назови одним словом» Метла, лопата… Июнь, июль … Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.
Упражнение: «Умозаключения» Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки); Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания); Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
« Интеллектуальная разминка». Сколько пальцев на 2 руках? Сколько недель в месяце? Порядковый номер пятницы в неделе? Наименьшее двузначное число? Какого числа последний день года?
Игры с дыханием
- 1. подуть на теннисный шарик.
- 2. футбол
- 3. на точность
(остановить
шарик в нуж-
ном месте)
- 4. Одуванчик
- 5. сдуть снежинки
- 6. мыльные пузыри
- 7. надувать воздушные
шарики
Рисование двумя руками
слон
- Это одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга . При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу, так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, а левая рука вытягивается как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует ленивую восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки, глаза следят за движением кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение выполняется медленно от 3 до 5 раз каждой рукой.
- Слон очень рекомендуется людям с нарушением концентрации внимания, так как это упражнение способствует улучшению внимания
- Упражнение помогает легче учиться и чаще получать хорошие отметки.
- От него заметно повышаются внимание и собранность да и учебный материал
- запоминается быстрее. Упражнение объединяет все каналы восприятия:
- аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует
- внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки
- чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. .
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способам мыслительной деятельности.
Одним из средств достижения этой цели является использование в работе таблицы «Скорочтение» и метода «Жужжащее чтение».
Модель
формирования и развития функциональной грамотности
Врожденные способности (речь, восприятие)
Модель
формирования и развития функциональной грамотности
Познаватель-ные процессы
Врожденные способности (речь, восприятие)
Модель
формирования и развития функциональной грамотности
Познаватель-ные процессы
Врожденные способности (речь, восприятие
учитель
родители
Модель
формирования и развития функциональной грамотности
Познаватель-ные процессы
Врожденные способности (речь, восприятие
учитель
родители
Полученные ЗУН в НШ
Модель
формирования и развития функциональной грамотности
Познавательные процессы
Жизненные ценности
Врожденные способности (речь, восприятие)
учитель
родитель
Функциональная грамотность
Полученные ЗУН в НШ
Использованная литература и источники :
Особенности формирования функциональной грамотности
учащихся основной школы по предметам естественнонаучного
цикла Методическое пособие Астана 2013
Психологическая профилактика речевых расстройств
у детей. К.психол.н. Глебова Е.В.
Стандарты второго поколения.Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223