СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках начальной школы.»

«Карагайская СОШ, филиал МАОУ Дубровинская СОШ» Педагогическое чтение на тему: «Формирование  функциональной грамотности у учащихся начальной школы

«Карагайская СОШ, филиал МАОУ Дубровинская СОШ»

Педагогическое чтение на тему:

«Формирование функциональной грамотности

у учащихся начальной школы".

Подготовила: Уразбахтеева Зифанур Халиловна,

Учитель начального класса

Нормативная база обновления содержания образования Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» от 24 октября 2011 г. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832 Государственный общеобязательный стандарт Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873  среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) , утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080

Нормативная база обновления содержания образования

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании»

от 24 октября 2011 г.

Государственная Программа развития образования Республики Казахстан

на 2011-2020 годы

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников

на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832

Государственный общеобязательный стандарт

Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873

среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) , утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080

 Функциональная грамотность – это уровень образованности, дающий возможность, на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе.

Функциональная грамотность –

это уровень образованности, дающий возможность, на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе.

Особенность современного начального образования в том, что наряду с предметными компетенциями у учащихся необходимо сформировать универсальные учебные действия. (УУД)

Особенность современного начального образования в том, что наряду с предметными компетенциями у учащихся необходимо сформировать универсальные учебные действия.

(УУД)

Термин «УУД» в психологическом значении» - совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Термин «УУД» в психологическом значении» - совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 Реализация функциональной грамотности нового поколения делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.  Работа психолога – это необходимый элемент системы управления образовательным процессом школы.

Реализация функциональной грамотности нового поколения делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога – это необходимый элемент системы управления образовательным процессом школы.

Цель:  создание социально-психологических условий для развития личности обучающегося и его успешного обучения

Цель: создание социально-психологических условий для развития личности обучающегося и его успешного обучения

Задачи:  -систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;  -формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;  -создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении

Задачи: -систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

-формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

-создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении

Основные направления деятельности психолога при формировании функциональной грамотности  у учащихся начальной школы:      - Диагностико–коррекционная работа (тесты, анкеты, беседы и развивающие занятия, разработки программ) - Психопрофилактическая работа –(обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей) - Психологическое консультирование- помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители

Основные направления деятельности психолога

при формировании функциональной грамотности

у учащихся начальной школы:

- Диагностико–коррекционная работа (тесты, анкеты, беседы и развивающие занятия, разработки программ)

- Психопрофилактическая работа –(обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей)

- Психологическое консультирование- помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители

Процесс формирования и развития функциональной грамотности исходя из знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков познавательных процессов : внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения. Как известно, основы этого закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности исходя из знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков познавательных процессов : внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения. Как известно, основы этого закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.

 Упражнения по развитию и  формированию функциональной грамотности младших школьников на развивающих и коррекционных занятиях.

Упражнения по развитию и

формированию функциональной

грамотности младших школьников на

развивающих и коррекционных

занятиях.

     Внимание –  это «дверь», через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»  (К. Д. Ушинский)   Упражнение «Хлопушка» (0-1 классы)  Детям дается задание хлопнуть в ладоши тогда, когда услышишь  слово, обозначающее название овоща. - Морковь , яблоко, арбуз, береза. -огород, грядка, картофель , ананас -грабли, лопата, груша, кабачок Игра «Волшебное слово» (0-1 классы) Дети становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять,  но в том случае, если ведущий скажет слово «пожалуйста». Тот, кто ошибся должен выйти в середину круга и рассказать какое-нибудь стихотворение или загадать загадку.    

Внимание это «дверь», через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» (К. Д. Ушинский)

Упражнение «Хлопушка» (0-1 классы)

Детям дается задание хлопнуть в

ладоши тогда,

когда услышишь

слово, обозначающее

название овоща.

- Морковь , яблоко, арбуз, береза.

-огород, грядка, картофель , ананас

-грабли, лопата, груша, кабачок

Игра «Волшебное слово» (0-1 классы)

Дети становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет

показывать разные движения, а дети должны их повторять,

но в том случае, если ведущий скажет слово «пожалуйста».

Тот, кто ошибся должен выйти в середину круга и рассказать

какое-нибудь стихотворение или загадать загадку.

 

 

Упражнение «Переключись!»   Б 1 5 Г Ж Д И Б 4 7 3 К 8 Л З А Й М Е 2 10 Ё В 3 6 Игра- соревнование «Переговори соседа» Каждому ребенку раздается карточка ,на которой записаны скороговорки. Задание : нужно безошибочно повторить скороговорку 3-4 раза соседу по парте, затем поменяться скороговорками. Связку сушек сушил Саша на суше. Прокоп полол укроп, полол и пропалывал. Перепел пел, всех перепел. На возу лоза, у воза коза Влас у нас, Афанас у вас.

Упражнение «Переключись!»

Б

1

5

Г

Ж

Д

И

Б

4

7

3

К

8

Л

З

А

Й

М

Е

2

10

Ё

В

3

6

Игра- соревнование «Переговори соседа»

Каждому ребенку раздается карточка ,на которой

записаны скороговорки.

Задание : нужно безошибочно повторить скороговорку

3-4 раза соседу по парте, затем поменяться скороговорками.

  • Связку сушек сушил Саша на суше.
  • Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  • Перепел пел, всех перепел.
  • На возу лоза, у воза коза
  • Влас у нас, Афанас у вас.
 Упражнение «Путаница » Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:  Больше дела- а руки делают.  Терпение и труд а неученье - тьма   Глаза бояться, меньше слов  Ученье – свет, все перетрут   Упражнение «Зашифрованное слово» Каждому ученику выдается листок со словами.  Нужно составить и записать новые слова взяв из предложенных слов только первые  слоги/ вторые , последние/.

Упражнение «Путаница »

Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:

Больше дела- а руки делают.

Терпение и труд а неученье - тьма

  Глаза бояться, меньше слов

Ученье – свет, все перетрут

Упражнение «Зашифрованное слово»

Каждому ученику выдается листок со словами.

Нужно составить и записать новые слова

взяв из предложенных слов только первые

слоги/ вторые , последние/.

Упражнения на развитие восприятия   Упражнение «Цвета» Учитель выступает в роли ведущего. Он называет цвет, ученики должны назвать несколько предметов данного цвета ,которые находятся в классе. Упражнение «Знаки» Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован  разлинованный квадрат в котором нарисованы математические знаки (можно буквы) + = - - - + + + = - = + + = = - - = + + = - = - Сколько знаков «+» ? Сколько знаков «-» ? Сколько знаков «==» ?

Упражнения на развитие восприятия

Упражнение «Цвета»

Учитель выступает в роли ведущего. Он называет цвет, ученики должны назвать

несколько предметов данного цвета ,которые находятся в классе.

Упражнение «Знаки»

Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован

разлинованный квадрат в котором нарисованы

математические знаки (можно буквы)

+

=

-

-

-

+

+

+

=

-

=

+

+

=

=

-

-

=

+

+

=

-

=

-

  • Сколько знаков «+» ?
  • Сколько знаков «-» ?
  • Сколько знаков «==» ?
  Игра «Заколдованные деревья»  Цель : закрепление знания геометрических форм, развитие воображения и мышления. Ребенку предлагают используя конструктор или мозаику «создать» деревья из определенных геометрических фигур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (береза и др.); круга и треугольника (яблоня). Можно попросить нарисовать такие деревья.

Игра «Заколдованные деревья»

Цель : закрепление знания геометрических форм, развитие воображения и мышления.

Ребенку предлагают используя конструктор или мозаику «создать» деревья из определенных геометрических фигур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (береза и др.); круга и треугольника (яблоня). Можно попросить нарисовать такие деревья.

  « Анаграммы ». Решите анаграммы  НИАВД – ДИВАН СЕОТТ - ТЕСТО  СЛОТ –СТОЛ РАКЫШ - КРЫША  ГИАР –ИГРА КООН - ОКНО Упражнение «Изографы» Ученикам предлагаются индивидуальные карточки с изографами. Нужно найти изображенные на них предметы и записать их название в тетрадь. Разобравшись со своей карточкой, дети  меняются ими с соседом по парте.

« Анаграммы ». Решите анаграммы

НИАВД – ДИВАН СЕОТТ - ТЕСТО СЛОТ –СТОЛ РАКЫШ - КРЫША ГИАР –ИГРА КООН - ОКНО

Упражнение «Изографы»

Ученикам предлагаются индивидуальные карточки с изографами.

Нужно найти изображенные на них предметы и записать их

название в тетрадь. Разобравшись со своей карточкой, дети

меняются ими с соседом по парте.

Упражнения на развитие памяти Упражнение «Кто больше?» Класс делится на команды. На доске вывешивается плакат со слогами. Нужно составить из них слова. Побеждает команда, у которой будет большее количество  правильно написанных слов. СЛОГИ : КО, АР, ЛА, ЛОК, БАН, НИ, КА,ТИК, ЛАВ, ТАК, СТРЕ.   Упражнение «Кто больше?» Ученикам называется определенная тема. Нужно записать как можно больше слов связанных с этой темой. Предлагаю темы для данного  вида работы: Лес – дерево, ягода, мох, грибы, болото , листья, волк, хворост, кора, муравей, белка, дупло и т.д. Дом Семья Книга Улица

Упражнения на развитие памяти

Упражнение «Кто больше?»

Класс делится на команды. На доске вывешивается плакат со слогами.

Нужно составить из них слова. Побеждает команда, у которой будет большее количество

правильно написанных слов.

СЛОГИ : КО, АР, ЛА, ЛОК, БАН, НИ, КА,ТИК, ЛАВ, ТАК, СТРЕ.

Упражнение «Кто больше?»

Ученикам называется определенная тема. Нужно записать как можно

больше слов связанных с этой темой. Предлагаю темы для данного

вида работы:

  • Лес – дерево, ягода, мох, грибы, болото , листья, волк, хворост, кора, муравей, белка, дупло и т.д.
  • Дом
  • Семья
  • Книга
  • Улица
Упражнения на развитие мышления   Упражнение «Для чего предмет?» Называем любой предмет, ученики говорят о том, что можно с ним делать. Например : - СТАКАН – можно пить чай, поливать цветы, ставить карандаши, измерять крупу и т.д. /слова могут быть самыми разными, в роли ведущего могут выступать ученики/ «Пятый лишний»  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.  2. Река, озеро, море, мост, болото.  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.  «Назови одним словом»  Метла, лопата… Июнь, июль …  Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.

Упражнения на развитие мышления

Упражнение «Для чего предмет?»

Называем любой предмет, ученики говорят о том, что можно с ним делать. Например :

- СТАКАН – можно пить чай, поливать цветы, ставить карандаши, измерять крупу и т.д.

/слова могут быть самыми разными, в роли ведущего могут выступать ученики/

«Пятый лишний» 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д. «Назови одним словом» Метла, лопата… Июнь, июль … Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.

  Упражнение: «Умозаключения»  Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.  Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);  Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);  Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);  Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);  Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

Упражнение: «Умозаключения» Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки); Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания); Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

  « Интеллектуальная разминка».  Сколько пальцев на 2 руках?  Сколько недель в месяце?  Порядковый номер пятницы в неделе?  Наименьшее двузначное число?  Какого числа последний день года?

« Интеллектуальная разминка». Сколько пальцев на 2 руках? Сколько недель в месяце? Порядковый номер пятницы в неделе? Наименьшее двузначное число? Какого числа последний день года?

Игры с дыханием 1. подуть на теннисный шарик. 2. футбол 3. на точность  (остановить  шарик в нуж-  ном месте) 4. Одуванчик 5. сдуть снежинки 6. мыльные пузыри 7. надувать воздушные  шарики 8. задувание свечки

Игры с дыханием

  • 1. подуть на теннисный шарик.
  • 2. футбол
  • 3. на точность

(остановить

шарик в нуж-

ном месте)

  • 4. Одуванчик
  • 5. сдуть снежинки
  • 6. мыльные пузыри
  • 7. надувать воздушные

шарики

  • 8. задувание свечки

 Рисование двумя руками

Рисование двумя руками

слон Это одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга . При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу, так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, а левая рука вытягивается как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует ленивую восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки, глаза следят за движением кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение выполняется медленно от 3 до 5 раз каждой рукой. Слон очень рекомендуется людям с нарушением концентрации внимания, так как это упражнение способствует улучшению внимания Упражнение помогает легче учиться и чаще получать хорошие отметки. От него заметно повышаются внимание и собранность да и учебный материал запоминается быстрее. Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. .

слон

  • Это одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга . При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу, так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, а левая рука вытягивается как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует ленивую восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки, глаза следят за движением кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение выполняется медленно от 3 до 5 раз каждой рукой.
  • Слон очень рекомендуется людям с нарушением концентрации внимания, так как это упражнение способствует улучшению внимания
  • Упражнение помогает легче учиться и чаще получать хорошие отметки.
  • От него заметно повышаются внимание и собранность да и учебный материал
  • запоминается быстрее. Упражнение объединяет все каналы восприятия:
  • аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует
  • внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки
  • чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. .
  Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.  Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способам мыслительной деятельности.  Одним из средств достижения этой цели является использование в работе таблицы «Скорочтение» и метода «Жужжащее чтение».

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способам мыслительной деятельности.

Одним из средств достижения этой цели является использование в работе таблицы «Скорочтение» и метода «Жужжащее чтение».

Модель  формирования и развития функциональной грамотности Врожденные способности (речь, восприятие)

Модель

формирования и развития функциональной грамотности

Врожденные способности (речь, восприятие)

Модель  формирования и развития функциональной грамотности Познаватель-ные процессы Врожденные способности (речь, восприятие)

Модель

формирования и развития функциональной грамотности

Познаватель-ные процессы

Врожденные способности (речь, восприятие)

Модель  формирования и развития функциональной грамотности Познаватель-ные процессы Врожденные способности (речь, восприятие учитель родители

Модель

формирования и развития функциональной грамотности

Познаватель-ные процессы

Врожденные способности (речь, восприятие

учитель

родители

Модель  формирования и развития функциональной грамотности Познаватель-ные процессы Врожденные способности (речь, восприятие учитель родители Полученные ЗУН в НШ

Модель

формирования и развития функциональной грамотности

Познаватель-ные процессы

Врожденные способности (речь, восприятие

учитель

родители

Полученные ЗУН в НШ

Модель  формирования и развития функциональной грамотности Познавательные процессы Жизненные ценности Врожденные способности (речь, восприятие) учитель родитель Функциональная грамотность Полученные ЗУН в НШ

Модель

формирования и развития функциональной грамотности

Познавательные процессы

Жизненные ценности

Врожденные способности (речь, восприятие)

учитель

родитель

Функциональная грамотность

Полученные ЗУН в НШ

Использованная литература и источники :  Особенности формирования функциональной  грамотности  учащихся основной школы  по предметам естественнонаучного  цикла  Методическое пособие Астана  2013  Психологическая профилактика речевых расстройств  у детей. К.психол.н. Глебова Е.В.   Стандарты второго поколения.Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе.    http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

Использованная литература и источники :

Особенности формирования функциональной грамотности

учащихся основной школы по предметам естественнонаучного

цикла Методическое пособие Астана 2013

Психологическая профилактика речевых расстройств

у детей. К.психол.н. Глебова Е.В.

Стандарты второго поколения.Как проектировать

универсальные учебные действия в начальной школе.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!