«Современные приёмы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках в начальной школе»
Шинакова Татьяна Викторовна
МОБУ СОШ №4
р.п. Лесогорск
2022г.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И. Г. Песталоцци
Метод обучения способ - взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения, развития и воспитания.
Прием обучения - это часть метода,
которая усиливает, повышает его
эффективность.
Проблемные методы.
Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию.
Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.
Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.
Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.
Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.
Приёмы
по формированию функциональной грамотности младших школьников можно условно разделить на 3 группы :
приёмы, повышающие познавательный интерес;
приёмы, которые учат работать с информацией;
приёмы активизации мыслительной деятельности .
1. Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.
1). Приёмы «Удивляй!» и «Яркое пятно».
2). Приём "Отсроченная отгадка".
3). Приём «Проблемная ситуация».
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.
Проблема: знакомый приём для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?
2. Приёмы активизации мыслительной деятельности
Ложная альтернатива.
Да-нет.
Логические задания.
«Хорошо-плохо».
«Ложная альтернатива»
- Сколько будет 8 + 4: 11 или 13?
- Что растет на березе - яблоки или груши?
- Слово «часы» - пишется как «чесы» или «чисы»? и т.д.
- Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
- Столица России - Париж или Минск?
2. Приёмы активизации мыслительной деятельности
Ложная альтернатива.
Да-нет.
Логические задания.
«Хорошо-плохо».
Логические задания на уроках русского языка
Лик + рок = ______Поле + дар = ______Шаль + до = ______Лов + буй = ______
Логический тест на выделение существенного (найди лишнее)
1. Закончи буквенный ряд.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
Щ Ц Т П Л ?
2. Слово по закономерности.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
Гриб ( бирка ) актив
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
Мрак ( . . . . . ) атом
3. Подбери слово
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
Обы( чай ) ка
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
Ме(…….) олад
4. Придумай продолжение рассказа.
Какое слово нельзя вставить вместо многоточия во фразу:
У меня есть … друзей?
(А) пара;
(Б) трое;
(В) пятерня;
(Г) дюжина;
(Д) сотня.
Логические задания на уроках математики
Числовые ряды
24,21,19,18,15,13, , ,7
1,4,9,16, , ,49,64,81,100
16,17,15,18,14,19, ,
1,3,6,8,16,18, , ,76,78
7,16,9;5,21,16;9, ,4
2,4,8,10,20,22, , ,92,94
24,22,19,15, ,
Кроссворды и ребусы
«Хорошо-плохо»
3. Приёмы, которые научат ребёнка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать .
1). Алгоритм (схема последовательности действий).
2). «Опорный конспект».
3). Приём «Толстые и тонкие вопросы» или приём «Дотошный ученик».
4). Приёмы «Своя опора», «Ключевые слова».
5). «Метод кейсов».
6). «Корреспондент»
Метод проектов
Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий.
Метод дискуссии
Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии.
Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».
Методы подведения итогов
«Ромашка»
Дети отрывают лепестки ромашки, передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
Рефлексивный приём «Цветные поля»
Красный – означает «Исправьте, пожалуйста, мои ошибки».
Синий – «Выделите, пожалуйста, допущенные ошибки, а я сам исправлю».
Зелёный – «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, а я сам найду и исправлю».
Вывод
«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными»
Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе:
- позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;
- способствуют лучшему усвоению знаний;
- вызывают интерес к познанию;
- формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Спасибо за внимание!