СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные приёмы и методы формирования функциональной грамотности учащихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены приёмы и методы , которые я применяю на уроках в 1-4 классах

Просмотр содержимого документа
«Современные приёмы и методы формирования функциональной грамотности учащихся в начальной школе»

«Современные приёмы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках в начальной школе» Шинакова Татьяна Викторовна МОБУ СОШ №4 р.п. Лесогорск 2022г.

«Современные приёмы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках в начальной школе»

Шинакова Татьяна Викторовна

МОБУ СОШ №4

р.п. Лесогорск

2022г.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И. Г. Песталоцци

    Метод обучения  способ - взаимосвязанной  деятельности  учителя  и  учащихся  по  достижению целей обучения, развития и  воспитания.  Прием обучения  - это  часть  метода, которая  усиливает,  повышает  его эффективность.

Метод обучения способ - взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения, развития и воспитания.

Прием обучения - это часть метода,

которая усиливает, повышает его

эффективность.

 Проблемные методы.  Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию.   Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.  Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.  Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.  Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Проблемные методы.

Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию.

Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.

Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Приёмы по формированию функциональной грамотности младших школьников можно условно разделить на 3 группы : приёмы, повышающие познавательный интерес; приёмы, которые учат работать с информацией; приёмы активизации мыслительной деятельности .

Приёмы

по формированию функциональной грамотности младших школьников можно условно разделить на 3 группы :

приёмы, повышающие познавательный интерес;

приёмы, которые учат работать с информацией;

приёмы активизации мыслительной деятельности .

 1. Приёмы, повышающие познавательный интерес  к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка. 1). Приёмы «Удивляй!» и «Яркое пятно». 2). Приём

1. Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.

1). Приёмы «Удивляй!» и «Яркое пятно».

2). Приём "Отсроченная отгадка".

3). Приём «Проблемная ситуация».

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый приём для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

 2. Приёмы активизации мыслительной деятельности  Ложная альтернатива.  Да-нет.  Логические задания.  «Хорошо-плохо».

2. Приёмы активизации мыслительной деятельности

Ложная альтернатива.

Да-нет.

Логические задания.

«Хорошо-плохо».

 «Ложная альтернатива» Сколько будет 8 + 4: 11 или 13? Что растет на березе - яблоки или груши? Слово «часы» - пишется как «чесы» или «чисы»? и т.д. Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок? Столица России - Париж или Минск?

«Ложная альтернатива»

  • Сколько будет 8 + 4: 11 или 13?
  • Что растет на березе - яблоки или груши?
  • Слово «часы» - пишется как «чесы» или «чисы»? и т.д.
  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
  • Столица России - Париж или Минск?
 2. Приёмы активизации мыслительной деятельности  Ложная альтернатива.  Да-нет.  Логические задания.  «Хорошо-плохо».

2. Приёмы активизации мыслительной деятельности

Ложная альтернатива.

Да-нет.

Логические задания.

«Хорошо-плохо».

Логические задания на уроках русского языка Лик + рок = ______Поле + дар = ______Шаль + до = ______Лов + буй = ______ Логический тест на выделение существенного (найди лишнее) 1. Закончи буквенный ряд. 1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. Щ Ц Т П Л ? 2. Слово по закономерности. 2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. Гриб ( бирка ) актив 3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. Мрак ( . . . . . ) атом 3. Подбери слово 5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый. Обы( чай ) ка 6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед. Ме(…….) олад 4. Придумай продолжение рассказа. Какое слово нельзя вставить вместо многоточия во фразу: У меня есть … друзей? (А) пара; (Б) трое; (В) пятерня; (Г) дюжина; (Д) сотня.

Логические задания на уроках русского языка

Лик + рок = ______Поле + дар = ______Шаль + до = ______Лов + буй = ______

Логический тест на выделение существенного (найди лишнее)

1. Закончи буквенный ряд.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

Щ Ц Т П Л ?

2. Слово по закономерности.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

Гриб ( бирка ) актив

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

Мрак ( . . . . . ) атом

3. Подбери слово

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

Обы( чай ) ка

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

Ме(…….) олад

4. Придумай продолжение рассказа.

Какое слово нельзя вставить вместо многоточия во фразу:

У меня есть … друзей?

(А) пара;

(Б) трое;

(В) пятерня;

(Г) дюжина;

(Д) сотня.

Логические задания на уроках математики Числовые ряды 24,21,19,18,15,13, , ,7 1,4,9,16, , ,49,64,81,100 16,17,15,18,14,19, , 1,3,6,8,16,18, , ,76,78 7,16,9;5,21,16;9, ,4 2,4,8,10,20,22, , ,92,94 24,22,19,15, ,

Логические задания на уроках математики

Числовые ряды

24,21,19,18,15,13, , ,7

1,4,9,16, , ,49,64,81,100

16,17,15,18,14,19, ,

1,3,6,8,16,18, , ,76,78

7,16,9;5,21,16;9, ,4

2,4,8,10,20,22, , ,92,94

24,22,19,15, ,

 Кроссворды и ребусы

Кроссворды и ребусы

  «Хорошо-плохо»

    «Хорошо-плохо»

     3. Приёмы, которые научат ребёнка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать . 1). Алгоритм (схема последовательности действий). 2). «Опорный конспект». 3). Приём «Толстые и тонкие вопросы»  или приём «Дотошный ученик». 4). Приёмы «Своя опора», «Ключевые слова». 5).  «Метод кейсов».  6). «Корреспондент»

    3. Приёмы, которые научат ребёнка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать .

    1). Алгоритм (схема последовательности действий).

    2). «Опорный конспект».

    3). Приём «Толстые и тонкие вопросы»  или приём «Дотошный ученик».

    4). Приёмы «Своя опора», «Ключевые слова».

    5). «Метод кейсов».

    6). «Корреспондент»

    Метод проектов  Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий.

    Метод проектов

    Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий.

     Метод дискуссии Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.  Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии.  Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».

    Метод дискуссии

    Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.

    Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии.

    Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».

    Методы подведения итогов «Ромашка»  Дети отрывают лепестки ромашки, передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

    Методы подведения итогов

    «Ромашка»

    Дети отрывают лепестки ромашки, передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

     Рефлексивный приём «Цветные поля»  Красный – означает «Исправьте, пожалуйста, мои ошибки». Синий – «Выделите, пожалуйста, допущенные ошибки, а я сам исправлю». Зелёный – «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, а я сам найду и исправлю».

    Рефлексивный приём «Цветные поля»

    Красный – означает «Исправьте, пожалуйста, мои ошибки».

    Синий – «Выделите, пожалуйста, допущенные ошибки, а я сам исправлю».

    Зелёный – «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, а я сам найду и исправлю».

    Вывод  «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными»  Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе: позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; способствуют лучшему усвоению знаний; вызывают интерес к познанию; формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

    Вывод

    «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными»

    Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе:

    • позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;
    • способствуют лучшему усвоению знаний;
    • вызывают интерес к познанию;
    • формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

      Спасибо за  внимание!

    Спасибо за внимание!


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!