Формирование функциональной грамотности в начальной школе
- Много ли вы помните из курсов школьной программы, закончив школу? Почему, изучая в школе физику несколько лет, люди, встречаясь в жизни с какими-то физическими явлениями, не знают, как себя вести, подвергают свою и чужие жизни опасности?
- Почему после школьных уроков химии мы, в нашей повседневной жизни, не можем ответить на многие вопросы, например, чем опасны использованные батарейки и почему их надо утилизировать в определённом порядке?
- Задумывались ли мы о том, для чего необходимы те или иные знания, где они могут пригодиться в дальнейшем и пригодятся ли вообще?
- Выполнила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №35» г.Владивосток
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
И от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Для чего необходимы те или иные знания, где они могут пригодиться в дальнейшем и пригодятся ли вообще?
- Этот вопрос волнует не только школьников, педагогическую общественность, но и руководителей и деловых людей всех стран. И вот уже много лет, начиная с 2000 года, раз в три года пятнадцатилетние школьники разных стран принимают участие в международных исследованиях PISA — программе по оценке образовательных достижений учащихся.
Общественность,затаив дыхание, ждёт результатов, так как, по словам Галины Ковалёвой (координатора PISA в России), «PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»
Способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века, и именно это проверяется в заданиях исследования PISA.
Вполне закономерно, что в новой редакции ФГОС начального общего образования появилось новое требование к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, а именно в стандарте написано :
- «…. должны создаваться условия, обеспечивающие возможность ….. формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию ».
«Главное – не забывать главного».
- Если выразить эту идею простыми словами, то это означает, что необходимо готовить обучающихся к тому, чтобы они смогли применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
- Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию .
Учебный предмет “Русский язык”
Ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью:
1. Речевые умения:
– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
– использовать в речи изученные синтаксические конструкции; – различать однозначные и многозначные слова; – видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам; – употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости; – совместно с учителем семантизировать незнакомые слова.
2. Интеллектуально-речевые умения.
а) Рецептивные (умения слушать, читать): – использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее); – делить текст на структурно-смысловые части; – самостоятельно ставить вопросы к тексту; – вести диалог с автором текста; – отвечать на вопросы учителя по тексту; – выделять в тексте главное; – составлять простой план текста; – составлять таблицу, схему по со держанию текста; – находить ключевые слова; – соотносить заглавие с содержанием текста;
б) продуктивные (умения говорить, писать):
- – подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу); – создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно); – создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно); – озаглавливать текст; – подробно излагать текст-повествование (письменное изложение); – исправлять тексты по условным обозначениям учителя.
3. Коммуникативные умения:
- – вступать в диалог с учителем и сверстниками; – высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать аргументы собеседника; – обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре); – договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща.
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся .
Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Отработка орфографической зоркости
Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе
-зрительного
-предупредительного
-выборочного диктантов
- при орфографическом выделении орфограмм
- в ходе звукобуквенного анализа
-при разборе слов по составу.
- При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее.
Работа со словарями
- Упр. «Толковый словарь». Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся, определение из словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся.
- Словари должны быть непременным атрибутом каждого урока. Использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых - при изучении лексики, словарей-справочников - при выполнении определённых письменных работ.
Логические задания на уроках русского языка
Закончи буквенный ряд .
Щ Ц Т П Л ?
Логический тест на выделение существенного
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
Учебный предмет “Математика”
Предполагает формирование:
- математических счетных навыков;
- ознакомление с основами геометрии;
- формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости ;
- практическое умение ориентироваться во времени;
- умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики.
Логические задания на уроках математики
Числовые ряды 24,21,19,18,15,13, , ,7 1,4,9,16, , ,49,64,81,100 16,17,15,18,14,19, ,
- Различные формы работы над задачей: 1. Решение задач различными способами. 2. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). 3. Самостоятельное составление задач учащимися. 4. Решение задач с недостающими данными. 5. Изменение вопроса задачи. 6. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение.
7.Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. 8. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 9. Закончить решение задачи.
Умение переводить информацию в другие текстовые формы.
Математика 2 класс
Задача: У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебный предмет “Литературное чтение”
Предусматривает овладение учащимися:
- навыками грамотного беглого чтения ;
- ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом ;
- умение найти нужную книгу в библиотеке ;
- умение подобрать произведение на заданную тему;
- умение оценить работу товарища;
- умение слушать и слышать;
- умение высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
Работа с информацией
является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа,синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной форме ( не только на уроках «Литературного чтения», но и на других уроках)
Обучение пониманию текста - это один из основных способов развития навыков функциональной грамотности.
Он предполагает:
• развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов;
• формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозиро-вать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текс-том);
• нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;
Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст
- В.Сутеев. «Снежный зайчик»
Задание
1. Прочитай текст. 2. Заполни таблицу, пользуясь текстом.
В.Сутеев «Снежный зайчик»
Изучите плакат и расскажите о
Яндекс. Учебник.
- В рамках Марафона по функциональной грамотности в Яндекс.Учебнике запускаются новые подборки заданий на развитие функциональной грамотности, рассчитанные на учеников 1–4-х классов. С ними ребята сначала будут учиться ориентироваться в источнике информации, затем извлекать информацию и работать с недостающими данными. Задачи создавались командой Яндекс. Учебника совместно с экспертами Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО. По итогам работы с подборками учителю будет предоставлен подробный аналитический отчет с «картой навыков» каждого из учеников.
- Задания по работе с информацией в Яндекс. Учебнике – межпредметные, поэтому их можно выдавать и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире, и на любом другом предмете. При этом курс разбит по годам обучения: для 1-х и 2-х классов и для 3-х и 4-х классов.
Яндекс. Учебник.
- В заданиях Яндекс.Учебника есть все, чтобы начать обучать учеников функциональной грамотности. Интересные тексты с лишней и недостающей информацией, красочные брошюры и картинки, графики, объявления – в общем, все, что может попадаться им на глаза и находиться в зоне их внимания в повседневной жизни. Появление таких заданий на бесплатной массовой платформе поможет большему количеству учителей даже в самых удаленных регионах безболезненно начать системную работу над функциональной грамотностью своих учеников .
Яндекс.Учебник.
- Задания на читательскую грамотность основываются на реальных жизненных ситуациях. Третьеклассники в одном из заданий работы будут искать нужную информацию на афише выставки детских рисунков.
- Здесь ребенку пригодится навык чтения несплошного текста, умение выискивать информацию, поданную различными способами: разными шрифтами, через расположение материала и оформление. Как и в жизни, он должен определиться, насколько удобно ему будет отправиться в океанариум, в какое время, сложно ли добраться до места.
Лейка-учитель, для того ,чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Спасибо за внимание!