Администрация городского округа Королёв Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГИМНАЗИЯ №3 ИМЕНИ Л.П.ДАНИЛИНОЙ»
(МБОУ «Гимназия №3 им. Л.П.Данилиной»)
Тема выступления:
«Формирование функциональной грамотности
во внеурочной деятельности в начальной школе».
Автор:
Гундырина Анастасия Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 3 имени Л.П. Данилиной»
г.о. Королев
«В каждом ребёнке дремлет птица,
которую нужно разбудить для полёта.
Творчество – вот имя этой волшебной птицы!»
Сухомлинский В.А.
Своё выступление я хочу начать с древней притчи, которая актуальна и в наше время.
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить всё, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» – добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нём чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочёл, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Мудрости учителя можно позавидовать. В своей деятельности он применил следующие приёмы: самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний. Учитель понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Поэтому главная цель образования – функционально-грамотная личность. Личность, которая способна использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе, как правило, ведётся по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно-научная. Для того чтобы у детей процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно и последовательно, мной разработаны программы внеурочной деятельности по таким направлениям : общеинтеллектуальное – « Грамотеи» и «Юный математик», общекультурное – «Любимая книга», естественно-научное- «Разведчики природы».
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Умение работать с информацией, читать прежде всего, становится обязательным условием успешности. На занятиях во внеурочной деятельности «Любимая книга» дети знакомятся с различными произведениями, постепенно у них накапливается опыт ориентирования в мире книг. Ребята убеждаются в том, что читательская деятельность несёт радость преодоления трудностей и чувство успеха. Какие же методы и приёмы я использую для развития читательской грамотности? Самое главное нужно начинать работать с простыми текстами. Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил. Знакомясь с произведением, использую комментированное чтение. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.
Учу читать «между строк». Так дети учатся понимать чувства, мысли героев, их мотивы, а также работать с интерпретацией.
Следующим этапом в анализе текста может стать прогнозирование — это один из способов применить новые знания. Сделав паузу в чтении или закончив его, можно спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что теперь будет делать герой?» Таким образом легко перевести нетерпение, которое испытывает ребенок, желающий читать дальше и дальше, в обсуждение прочитанного. А при следующем прочтении «проверить» версии. Такой подход позволяет проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций.
Чтобы узнать, понимает ли ребенок всё, что до него пытаются донести — задавать нестандартные вопросы. Этот приём называется «Толстые и тонкие вопросы».
Так же на занятиях использую современные технологии: сторителлинг, «Портфель читателя. Интерактивные страницы».
С читательской грамотностью тесно связаны математическая и естественно-научная грамотность. Ведь не умеющий читать и анализировать человек не сможет адаптироваться в современном мире.
Математическая функциональная грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Обучение математике на внеурочных занятиях «Юный математик» призвано сформировать у детей начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и письма. Для этого я использую различные ресурсы ИКТ. Это задания на платформе Учи.ру, онлайн-тренажёры, электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Министерства просвещения Российской Федерации https://fg.resh.edu.ru/.
Естественно-научная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Эффективными способами формирования естественнонаучной грамотности во внеурочной деятельности являются активные методу обучения. Это проектно-исследовательская деятельность, которая создаёт условия для развития личности ребёнка, его индивидуальности, творческих способностей, формирует потребность учиться на протяжении всей жизни. А так же метод проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций является важнейшим методическим ресурсом для обучения школьников решению жизненных задач с помощью полученных знаний.
Хорошим подспорьем для меня, как учителя является пособие для внеурочной деятельности в начальной школе «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников» из серии «Учение с увлечением», авторов М.В. Буряк, С.А. Шейкиной. В этом тренажёре для детей собраны задания для формирования функциональной грамотности по всем четырём направлениям различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение их способствует развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Таким образом формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.