«Формирование и развитие глобальных компетенций на уроках иностранного языка»
учитель немецкого языка: Полянская О.В.
Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?
«Глобальные компетенции» в системе функциональной грамотности
Глобальная компетентность (глобальные компетенции)-
Глобальные компетенции – это целостно интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков
- компонент функциональной грамотности,
- одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме
Коваль, Дюкова, 2019
А.А.Леонтьев
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также
действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
(PISA 2018 Assessment and Analytical Framework)
Глобальные компетенции
- Коммуникация
- Культуры стран изучаемого языка
- Кейсовые задания:
- Сбор и анализ информации
- Критическое мышление
- Эффективное взаимодействие
Структура глобальных компетенций
Знания
Умения
Ценности
Отношения
Проявление компетенций
Изучать вопросы локального, глобального и культурного значения
Понимать и ценить разные точки зрения и мировоззрения
Участвовать в открытых, соответствующих обстоятельствам и эффективных межкультурных взаимодействиях
Действовать ответственно в интересах устойчивого развития и коллективного благополучия
Глобальные компетенции
Мониторинг 7 класс
Между горами и
морем
Государство
«Мусорные острова»
Забота о животных
Образование в мире:
право и бизнес
Здоровье
Требования ФГОС ООО к результатам освоения образовательной программы ООО
Личностные результаты
Метапредметные результаты
- сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности
- социальные компетенции, спасобность ставить цели строить жизненные планы
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
Предметные результаты
- освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике
- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками
Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета … виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях
Роль школы в формировании у учеников глобальной компетентности
Для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества
Для формирования аналитического и критического мышления школьника
Для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия
Создание условий
Для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира
Задачи, которые предстоит решить педагогическому коллективу
1) В условиях предметного обучения преодолеть «раздробление» предметного содержания в области глобальных проблем между учебными дисциплинами
2) Добиваться выполнения требований к метапредметным результатам образовательного процесса, используя различные формы межпредметной интеграции
3) Осознать, что на понимание сущности межкультурного взаимодействия влияют не только учебные возможности отдельных дисциплин, но и атмосфера и стиль школьной жизни в целом, особенности различных взаимодействий, в которые вступают ученики на уроках, во внеурочное время.
4) Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, осуществлять уважительное сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Организация деятельности учителя при формировании глобальной компетентности школьников «Новый взгляд»
- Целенаправленное формирование глобальной компетентности не требует серьезной перестройки предметной деятельности учителя: важно проанализировать свои подходы к уроку и увидеть потенциал
- Работа на уроке: включение заданий в мотивационную часть урока, при изучении соответствующего по содержанию материал, при закреплении изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих умений (навыков), в ряде случаев для проверки знаний.
- Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в том числе и он-лайн формате), которые направлены на развитие и проявление качества глобально компетентной личности
- Поиск единомышленников, работа в команде
- Работа по формированию глобальных компетенций – один из ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха ученика в будущем
В чем выражается сформированность глобальных компетенций?
- Критическое рассмотрение с различных точек зрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
- Осознание, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды (наши собственные и других людей)
- Открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
- Эффективные индивидуальные или групповые действия (деятельность) во имя коллективного благополучия и устойчивого развития в различных ситуациях
Выводы
Формирование глобальной компетентности – это составная часть целостного учебно – воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субьектов образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей.
В поликультурных и многонациональных образовательных организациях России существуют необходимые предпосылки для формирования осознанного межкультурного взаимодействия. Развитие информационных технологий, обеспечивает возможность участия обучающихся в межрегиональных и международных проектах.