СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование готовности подростков к межкультурному общению

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самый ответственный и неоднозначный, сложный подростковый период является переходным от детства к возмужанию и характеризуется значительными изменениями в физиологии, психологии, социальном окружении. Подростки включаются в новую систему общения и  межкультурных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Формирование готовности подростков к межкультурному общению»

Кочарян А.Г.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»





ФОРМИРОВАНИЕ  ГОТОВНОСТИ  ПОДРОСТКОВ  

К  МЕЖКУЛЬТУРНОМУ  ОБЩЕНИЮ

 

Мнения отечественных и зарубежных психологов и педагогов, анализирующих подростковые особенности, новообразования, содержание ведущей деятельности, возраст подростков в настоящее время расходятся.

Самый ответственный и неоднозначный, самый критический, сложный подростковый период является переходным от детства к возмужанию и характеризуется значительными изменениями в физиологии, психологии, социальном окружении. Подростки включаются в новую систему общения и межкультурных отношений. Подростки ищут собственное место в жизни, стремятся реализовать себя в социально-значимых делах, многочисленных взаимоотношениях. Каждый из них уже осознает «инакомыслие» партнера по общению, его разноплановость мыслей и чувств.

Выдающимся является тот факт, что глубинно-психологическая сущность, психологические характеристики подростка остаются прежними, однако в процессе изменения экономической, культурной, социальной жизни, совершенно по-иному, с качественными различиями формируется модель самосознания, личностного становления, появляются новые образования. Специфика межкультурного общения зависит от многого: социальных знаний, личностных черт, жизненного опыта. Формированию самосознания подростка способствует общение.

А ведущим мотивом общения является потребность найти свое место и реализоваться в коллективе сверстников, во взрослом коллективе, в окружающем пространстве, что приводит подростка к еще большему расширению собственного круга общения. Ведущий мотив общения среди сверстников – подтверждение самоценности, эмоциональной сопричастности группе, получение информации, отработка коммуникативных навыков.

Возрастает желание строить совершенно другие отношения со взрослыми, увеличивается потребность в доверительной беседе. Общение со взрослыми отражает формирующееся мировоззрение, желание обсуждать смыслоформирующие, жизненно важные вопросы, планы на жизнь. Несмотря на ряд трудностей, возникающих в общении, многие подростки все же достигают целей, совершенствуя культуру собственного поведения, шлифуют коммуникативные навыки в образовании и самообразовании.

У значительной части подростков, мотивация к межкультурному общению как восприятие инакомыслящих, терпение и уважение к другим культурам, стремление преодолевать межязыковые барьеры в общении может отсутствовать.  Поэтому  актуальной  становится  задача  развития  мотивации  и  формирования  готовности  подростков  к  межкультурному  общению.

Интеллектуальное развитие подростков идет очень быстро, память, логика, внимание, воля, абстрактное мышление формируются достаточно быстро, как и самостоятельное творческое мышление, креативность. Все эти качества являются необходимыми для формирования межкультурного общения. У большого количества подростков к 12-13 годам существует сформированное стремление избегать категорического суждения о людях, их качествах, что позволяет адекватно принимать и рассматривать «иного» в ситуациях межкультурного общения.

В 14-15 лет у подростков появляется новое самообразование «быстрая самооценка», она формируется на основе сравнивания собственного поведения, мышления и норм, которые выступают как определенные показатели, регулирующие поведение.

С опытом растет интерес к нормам общества, идеальным нравственным принципам, которыми они начинают руководствоваться, упорно отстаивая их.

С открытием своего внутреннего мира, появлением уровня притязаний, идет активный поиск референтных групп в поликультурном социуме.

Следует отметить, что деятельность современных подростков отличается от деятельности их сверстников лет двадцать- тридцать назад. Они более прагматичны, индивидуалистичны, чаще проявляют инициативу в выборе дела, стремятся с самовыражению и самоутверждению.

Вступая во взаимодействие с другими членами общества, подростки не имеют опыта общения, не знают всех его тонкостей и особенностей.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить те отличительные особенности подросткового возраста, которые играют важное значение при формировании готовности подростка к общению двух культур:

- открытие внутреннего мира, стремление быть индивидом, самим собой, открытие  подростками  своего  внутреннего  мира,  стремление  быть  самими  собою;

- развитие саморефлексии, осознание своей социальной важности и нужности, стремление реализоваться в окружающем социуме;

- когнитивное развитие подростков совершенствуется, становясь изобретательным, образным, оригинальным, приобретая возможность гибкого, многовариантного решения проблем;

- появляется умение критически оценивать ситуацию, понимать чужое мышление, сравнивая его с собственным жизненным и культурным опытом;

  Стремление  к  социально  значимой  деятельности  подростков,  соответствующее  потребности  подростков  в  общении,  значительное  расширение  сферы  деятельности,  способствуют  стремлению  к  прогнозированию  и  анализу  собственной  коммуникативной  деятельности,  формированию  готовности  к  усвоению  коммуникативных  навыков  и  умений,  сознательному  отношению  к себе  как  к  члену  общества.