СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и оценивание метапредметных результатов образования по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании РМО учителей математики

Просмотр содержимого документа
«Формирование и оценивание метапредметных результатов образования по математике»

Краснова Л.В., учитель математики

Никольского филиала МБОУ Платоновской СОШ




ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Под «метапредметными умениями» понимают комплекс общеучебных, междисциплинарных (надпредметных) познавательных умений и навыков. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который бы «не застревал» в информационных ограничениях одного учебного предмета, а  работал с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это  возможно благодаря тому, что на учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама  деятельность ученика и учителя.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают следующие метапредметные (междисциплинарные) учебные программы:

  • формирование универсальных учебных действий;

  • формирование ИКТ- комптетентностей обучающихся;

  • основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Чем же метапредметный урок отличается от традиционного? На что следует опираться?

Структура урока в режиме метапредметного подхода сильно отличается от традиционного по ряду элементов.

  • Так, стадия вызова предполагает, что тему урока учитель не сообщает в готовом виде, а, используя различные методические приемы, добивается от учащихся формулировки темы и проблемы урока.

  • На стадии мотивации в ходе обсуждения вопроса «Что нам надо знать для решения проблемы?» учащиеся самостоятельно формулируют цель следующего этапа урока, составляют его план.

  • При изучении нового материала  учитель использует приемы педагогической техники, которые обеспечивают развитие у обучающихся навыков работы с различными источниками информации (учебник, справочники, дополнительные материалы, Интернет). Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности).

  • При отработке умений  учитель использует ИКТ-технологии.

  • На стадии оценивания и рефлексии обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность и деятельность товарищей по предложенной схеме. Домашнее задание учащиеся могут выбирать из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Возможности формирования метапредметных умений заложены в ряде методик, подходов и технологий:

  • Информационные и коммуникативные технологии

  • Технология проблемного обучения

  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности

  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

  • Исследовательская деятельность

  • Технология развития критического мышления

  • ТРИЗ-технология и т.д.

К механизмам формирования метапредметных умений у обучающихся на уроках математики следует отнести:

    • Процесс решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее подобранная ситуация, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. Такого рода задачи появились в итоговых КИМах по математике, это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные умения, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета. Например, задачи по теме «Энергосбережение». В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию. В условиях предлагаются текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии. Причём в задачах ЕГЭ разграничивается тариф на дневной и ночной. Или задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены на определённое количество процентов. Отдельно стоят задачи на умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни. Обычно такие графики строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций.

    • Система инновационных творческих проектов и исследовательских работ. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

    • Обучение школьников общим приемам работы с текстом, приемам смыслового чтения.

Метапредметные умения являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

В соответствии с ФГОС оценивание метапредметных результатов обучения выстраиваются по следующим семи позициям:

    1. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

  • «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

  • выбор и использование целесообразных способов действий;

  • определение рациональности (нерациональности) способа действия;

  1.  Планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

  • составление плана пересказа учебно-познавательного текста;

  • контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);

  • адекватная самооценка выполненной работы;

  • восстановление нарушенной последовательности учебных действий;

  1.  Использование знаково-символических средств представления информации:

  • чтение схем, таблиц, диаграмм;

  • представление информации в схематическом виде;

  1. Овладение логическими действиями и умственными операциями:

  • выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;

  • установление причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

  • использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;

  1. Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:

  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

  • составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);

  • выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

  1. Смысловое чтение:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;

  • нахождение в тексте необходимой информации;

  • определение основной мысли прочитанного текста;

  1. Различные способы поиска информации:

  • использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);

  • «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов. 

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 

9

Оценка достижения метапредметных результатов предусматривает:

  • защиту итогового индивидуального проекта;

  • защиту итогового индивидуального портфолио;

  • результаты выполнения проверочных работ по всем предметам (текущая, тематическая и промежуточная аттестация );

  • результаты стандартизированной итоговой проверочной работы. 



Т.о, необходимость сознательного формирования метапредметных умений у учащихся на уроках математики, это ответ системы образования на требование времени и общества. Конечно, со временем педагогам будет предоставлена необходимая комплексная методическая помощь со стороны специалистов и коллег. Но, очень многие составляющие метапредметного подхода были в арсенале учителя математики всегда, на протяжении десятилетий. Нужно только «провести ревизию» своих методических копилок, отобрать те методы и формы, которые отвечают требованиям современного образования и на их основе конструировать новые.

















Краснова Л.В., учитель математики

Никольского филиала МБОУ Платоновской СОШ

2017 год


ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ



ФГОС устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов

образовательной деятельности, содержание образовательных программ и

технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов. Для этого в процессе обучения математике необходим переход от ее освоения как отдельного учебного предмета к обучению на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Это значит, что необходимо рассматривать математические понятия не только на формально-абстрактном уровне, но и межпредметном и практико-ориентированном. Основой реорганизации образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни, является метапредметный подход.

Однако ориентация курса математики на достижение школьниками метапредметных результатов обучения очерчивает ряд новых проблем, требующих решения. Обнаруживается наличие противоречий:

  • между требованиями ФГОС ООО к достижению метапредметных результатов и отсутствием регламентированного перечня планируемых

  • образовательных результатов по отдельным школьным предметам, в том числе по математике, который служил бы конкретизацией требований стандарта;

  • между потенциалом общеобразовательного курса математики в достижении школьниками метапредметных образовательных результатов в форме универсальных учебных действий и недостаточной проработанностью методических аспектов реализации этого потенциала через процесс решения задач.

  • между необходимостью проверять и оценивать медапредметные результаты и дефицитом контрольно-измерительных материалов (КИМ) для диагностики подготовленности обучающихся.

Необходимость устранения указанных противоречий обусловливает проблему, которая заключается в поиске методических условий эффективного формирования универсальных учебных действий, составляющих основу метапредметных образовательных результатов, в процессе решения задач на уроках математики.

В условиях «методического голода» учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Важным компонентом в системе формирования метапредметных умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач, ЯВЛЯЮТСЯ метапредметные задания. Это одна из разновидностей учебной задачи, особенностью которой является синтез знаний и умений из разных наук и учебных дисциплин.

Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности. Такого рода задачи (реальные задачи) появились в итоговых контрольно-измерительных материалах по математике (ЕГЭ, ГИА), это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.

Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания.

Одним из приоритетов требований нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта становится формирование коммуникативной компетенции в организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Этому способствуют групповые формы работы на уроках. Работа в малых группах позволяет решить практически все дидактические задачи от этапа усвоения новых знаний до закрепления и обобщения пройденного. Она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

Эффективной формой деятельностного подхода в образовании является метод проектов, относящийся к личностно-ориентированным технологиям. Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает в себе исследовательские, рефлексивные, проблемные групповые методики работы. Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на один урок и относящимися к определенной теме («Шпаргалка», «Рекламный лист»), так и достаточно объёмными, требующими от учащихся внеурочной подготовки. В 5-6 классах хорошо разрабатываются проекты, связанные с историей математики («Единицы, нужные всем», «Старинные меры» «Системы счисления», «Золотое сечение», «Фигурные числа» и т.п.) Метод проектов создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию. Этот вид деятельности является мощным аппаратом развития познавательной деятельности одаренных детей.



Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов. 

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 

9

Оценка достижения метапредметных результатов предусматривает:

  • защиту итогового индивидуального проекта;

  • защиту итогового индивидуального портфолио;

  • результаты выполнения проверочных работ по всем предметам (текущая, тематическая и промежуточная аттестация );

  • результаты стандартизированной итоговой проверочной работы. 



Т.о, необходимость сознательного формирования метапредметных умений у учащихся на уроках математики, это ответ системы образования на требование времени и общества. Конечно, со временем педагогам будет предоставлена необходимая комплексная методическая помощь со стороны специалистов и коллег. Но, очень многие составляющие метапредметного подхода были в арсенале учителя математики всегда, на протяжении десятилетий. Нужно только «провести ревизию» своих методических копилок, отобрать те методы и формы, которые отвечают требованиям современного образования и на их основе конструировать новые.











13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!