Краснова Л.В., учитель математики
Никольского филиала МБОУ Платоновской СОШ
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Под «метапредметными умениями» понимают комплекс общеучебных, междисциплинарных (надпредметных) познавательных умений и навыков. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который бы «не застревал» в информационных ограничениях одного учебного предмета, а работал с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это возможно благодаря тому, что на учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и учителя.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают следующие метапредметные (междисциплинарные) учебные программы:
формирование универсальных учебных действий;
формирование ИКТ- комптетентностей обучающихся;
основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;
стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Чем же метапредметный урок отличается от традиционного? На что следует опираться?
Структура урока в режиме метапредметного подхода сильно отличается от традиционного по ряду элементов.
Так, стадия вызова предполагает, что тему урока учитель не сообщает в готовом виде, а, используя различные методические приемы, добивается от учащихся формулировки темы и проблемы урока.
На стадии мотивации в ходе обсуждения вопроса «Что нам надо знать для решения проблемы?» учащиеся самостоятельно формулируют цель следующего этапа урока, составляют его план.
При изучении нового материала учитель использует приемы педагогической техники, которые обеспечивают развитие у обучающихся навыков работы с различными источниками информации (учебник, справочники, дополнительные материалы, Интернет). Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности).
При отработке умений учитель использует ИКТ-технологии.
На стадии оценивания и рефлексии обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность и деятельность товарищей по предложенной схеме. Домашнее задание учащиеся могут выбирать из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
Возможности формирования метапредметных умений заложены в ряде методик, подходов и технологий:
Информационные и коммуникативные технологии
Технология проблемного обучения
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Исследовательская деятельность
Технология развития критического мышления
ТРИЗ-технология и т.д.
К механизмам формирования метапредметных умений у обучающихся на уроках математики следует отнести:
Процесс решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее подобранная ситуация, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. Такого рода задачи появились в итоговых КИМах по математике, это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные умения, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета. Например, задачи по теме «Энергосбережение». В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию. В условиях предлагаются текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии. Причём в задачах ЕГЭ разграничивается тариф на дневной и ночной. Или задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены на определённое количество процентов. Отдельно стоят задачи на умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни. Обычно такие графики строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций.
Система инновационных творческих проектов и исследовательских работ. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.
Обучение школьников общим приемам работы с текстом, приемам смыслового чтения.
Метапредметные умения являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.
В соответствии с ФГОС оценивание метапредметных результатов обучения выстраиваются по следующим семи позициям:
Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
«удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
выбор и использование целесообразных способов действий;
определение рациональности (нерациональности) способа действия;
Планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
составление плана пересказа учебно-познавательного текста;
контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
адекватная самооценка выполненной работы;
восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
Использование знаково-символических средств представления информации:
чтение схем, таблиц, диаграмм;
представление информации в схематическом виде;
Овладение логическими действиями и умственными операциями:
выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;
установление причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;
Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
Смысловое чтение:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
нахождение в тексте необходимой информации;
определение основной мысли прочитанного текста;
Различные способы поиска информации:
использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
«чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
9
Оценка достижения метапредметных результатов предусматривает:
защиту итогового индивидуального проекта;
защиту итогового индивидуального портфолио;
результаты выполнения проверочных работ по всем предметам (текущая, тематическая и промежуточная аттестация );
результаты стандартизированной итоговой проверочной работы.
Т.о, необходимость сознательного формирования метапредметных умений у учащихся на уроках математики, это ответ системы образования на требование времени и общества. Конечно, со временем педагогам будет предоставлена необходимая комплексная методическая помощь со стороны специалистов и коллег. Но, очень многие составляющие метапредметного подхода были в арсенале учителя математики всегда, на протяжении десятилетий. Нужно только «провести ревизию» своих методических копилок, отобрать те методы и формы, которые отвечают требованиям современного образования и на их основе конструировать новые.
Краснова Л.В., учитель математики
Никольского филиала МБОУ Платоновской СОШ
2017 год
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
ФГОС устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов
образовательной деятельности, содержание образовательных программ и
технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов. Для этого в процессе обучения математике необходим переход от ее освоения как отдельного учебного предмета к обучению на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Это значит, что необходимо рассматривать математические понятия не только на формально-абстрактном уровне, но и межпредметном и практико-ориентированном. Основой реорганизации образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни, является метапредметный подход.
Однако ориентация курса математики на достижение школьниками метапредметных результатов обучения очерчивает ряд новых проблем, требующих решения. Обнаруживается наличие противоречий:
между требованиями ФГОС ООО к достижению метапредметных результатов и отсутствием регламентированного перечня планируемых
образовательных результатов по отдельным школьным предметам, в том числе по математике, который служил бы конкретизацией требований стандарта;
между потенциалом общеобразовательного курса математики в достижении школьниками метапредметных образовательных результатов в форме универсальных учебных действий и недостаточной проработанностью методических аспектов реализации этого потенциала через процесс решения задач.
между необходимостью проверять и оценивать медапредметные результаты и дефицитом контрольно-измерительных материалов (КИМ) для диагностики подготовленности обучающихся.
Необходимость устранения указанных противоречий обусловливает проблему, которая заключается в поиске методических условий эффективного формирования универсальных учебных действий, составляющих основу метапредметных образовательных результатов, в процессе решения задач на уроках математики.
В условиях «методического голода» учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Важным компонентом в системе формирования метапредметных умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач, ЯВЛЯЮТСЯ метапредметные задания. Это одна из разновидностей учебной задачи, особенностью которой является синтез знаний и умений из разных наук и учебных дисциплин.
Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности. Такого рода задачи (реальные задачи) появились в итоговых контрольно-измерительных материалах по математике (ЕГЭ, ГИА), это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.
Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания.
Одним из приоритетов требований нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта становится формирование коммуникативной компетенции в организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Этому способствуют групповые формы работы на уроках. Работа в малых группах позволяет решить практически все дидактические задачи от этапа усвоения новых знаний до закрепления и обобщения пройденного. Она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
Эффективной формой деятельностного подхода в образовании является метод проектов, относящийся к личностно-ориентированным технологиям. Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает в себе исследовательские, рефлексивные, проблемные групповые методики работы. Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на один урок и относящимися к определенной теме («Шпаргалка», «Рекламный лист»), так и достаточно объёмными, требующими от учащихся внеурочной подготовки. В 5-6 классах хорошо разрабатываются проекты, связанные с историей математики («Единицы, нужные всем», «Старинные меры» «Системы счисления», «Золотое сечение», «Фигурные числа» и т.п.) Метод проектов создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию. Этот вид деятельности является мощным аппаратом развития познавательной деятельности одаренных детей.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
9
Оценка достижения метапредметных результатов предусматривает:
защиту итогового индивидуального проекта;
защиту итогового индивидуального портфолио;
результаты выполнения проверочных работ по всем предметам (текущая, тематическая и промежуточная аттестация );
результаты стандартизированной итоговой проверочной работы.
Т.о, необходимость сознательного формирования метапредметных умений у учащихся на уроках математики, это ответ системы образования на требование времени и общества. Конечно, со временем педагогам будет предоставлена необходимая комплексная методическая помощь со стороны специалистов и коллег. Но, очень многие составляющие метапредметного подхода были в арсенале учителя математики всегда, на протяжении десятилетий. Нужно только «провести ревизию» своих методических копилок, отобрать те методы и формы, которые отвечают требованиям современного образования и на их основе конструировать новые.
13