СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие коммуникативных ууд через внеурочную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как развиать комуникативные навыки у учащихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие коммуникативных ууд через внеурочную деятельность»

VI педагогическая конференция учителей начального общего образования

«Универсальные учебные действия как основа реализации ФГОС НОО»







«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗИТИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»







Автор работы: Игошина Надежда Васильевна

Занимаемая должность: учитель

Место работы: МБОУ Чупалейская ОШ



















г. Выкса

2018 год

«Развитие и формирование коммуникативных УУД

через внеурочную деятельность (1слайд)

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: (2слайд)

- Эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях;

- самостоятельно создавать новые продукты деятельности,

- ориентироваться в потоках информации;

-быть коммуникативным, эмоционально устойчивым,

Что и заявлено во всех официальных документах Правительства России, как ориентиры на современный подход в образовании.

Я работаю в небольшой сельской школе, в которой обучается менее полсотни детей. В школе обучаются дети из нескольких сёл, в которых нет детских садов. В первый класс приходят ученики с различными индивидуальными особенностями, творческими способностями, уровнем подготовленности к обучению: есть дети читающие, знающие буквы, складывающие слоги, но некоторые не знают букв, цифр, даже карандаш в руках держать не могут. (3слайд)

Наблюдения за первоклассниками показало, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, благодарить за работу не умеют, могут употребить «крепкое словцо», что для них является нормой. Ребятам очень трудно подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке, у многих из них уровень развития реальной речевой коммуникативной компетентности далёк от желаемого. Поэтому одной из главных задач педагога является поиск наиболее оптимальных путей развития речевых, коммуникативных навыков учащихся в различных видах учебной, в том числе творческой деятельности с учётом индивидуальных, возрастных особенностей детей.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий я осуществляю через такие формы работы с младшими школьниками, как:

1. внеклассные мероприятия

2. уроки

3. внеурочная деятельность

Формирование коммуникативных универсальных учебный действий у младших школьников происходит успешнее во внеурочной деятельности. (4слайд)

Внеурочная деятельность младших школьников в нашей школе ведётся по следующим направлениям: (5слайд)

-спортивно-оздоровительное,

-общекультурное,

-общеинтеллектуальное,

-духовно-нравственное,

-социальное.

Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1. игровая деятельность;

2. познавательная деятельность;

3. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5. художественно-эстетическое творчество;

6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7. трудовая (производственная) деятельность;

8. спортивно-оздоровительная деятельность;

9. туристско-краеведческая деятельность . (6слайд)

От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка, во многом зависит процесс адаптации его в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Детям с низким уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках, построить грамматически и синтаксически правильную речь.

Поэтому далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый. От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка, во многом зависит процесс адаптации его в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

(7слайд)

Вовлечь ребенка в образовательный процесс мне помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности помогает заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, КВН, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д. (8слайд)

При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.

Для создания эмоционально благоприятной ситуации я использую такие игровые приемы, как ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:

- Рассказ от первого лица.

- Повествование от имени героя.

- Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою).

- Устное словесное рисование.

- Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения)

- Составление кроссвордов

- Отгадай, о ком говорят (9слайд)

В своей работе я использую очень много упражнений и игр на развитие коммуникативных универсальных учебных действий

Уже с первых дней ребёнка в школе провожу упражнения, игры на развитие коммуникативных навыков:

«Дорисуем солнышку лучики», (каждый ребёнок рисует лучик), «Давайте познакомимся»(передавая шарик – называем полностью своё имя, возраст и т.д.),

«Нарисуем свой букет»(букет из ладошек с портретом внутри) и т. д.

Результаты: отсутствие страхов перед контактами со сверстниками, позитивное отношение к занятиям. Активное участие в играх, умение оказывать поддержку сверстникам и принимать ее в условиях отсутствия конкурентов

(10слайд)

Работа в парах и группах помогает организации общения. (11 слайд)

Каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, (12слайд)

- высказывать свою точку зрения, (13слайд)

- уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания. (14 слайд)

- выполнять коллективные проекты; ( 15слайд)

- просто проявлять свои творческие способности, свою индивидуальность

Работа в группах строится по таким правилам:

- полное внимание к однокласснику;

- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие:

- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку». (16 слайд)

Несколько лет назад в интернете я нашла нескучный календарь, предложила ребятам, им понравилось и мы начали применять его у себя. Каждый день что-то обозначает. Ребята сами придумывают план на месяц. Дети заняты каждый день. Активно принимают участие во всех мероприятиях, без напоминаний бегут к календарю смотреть, а что у них сегодня или завтра по плану. (17 слайд)

Так как наша школа маленькая, то мы выступаем на всех школьных праздниках, участвуем во всех конкурсах, принимаем участие в спортивных праздниках, любим ездить на экскурсии, готовим отчётные выступления. (18 слайд)

Во время работы, я стараюсь  помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже   «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий. (19 слайд)

Вашему вниманию, я предлагаю театрализованные игры-ситуации на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека.

Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо (предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да» - «нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. Главное в этом приеме - научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.(Пример: я загадала предмет из сказок А.С.Пушкина, т.к. вы педагоги, то я не буду уточнять из какой сказки этот предмет-бочка)

Изобрази пословицу. (Парами - развиваем умение договориться)

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы:

благодаря развитию коммуникативной культуры на наших занятиях складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые отношения детей друг к другу. Ученики раскованы, свободны. С каждым днём мои ученики развиваются, расширяют кругозор, задают много интересных, умных вопросов, стремятся сами найти на них ответы.



Список литературы:

1. Брагуца А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - №6. - С.53 - 55.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. -- М.: Просвещение, 2010. -- С. 200- 223.

3. Леонова Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности [Текст] / Е. В. Леонова // Начальная школа. - 2011. - №7. - С.91

- 96.

4. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!