СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

личность - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие личности»

ПСИХОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ: Формирование  и развитие личности

ПСИХОЛОГИЯ

ЛЕКЦИЯ:

Формирование и развитие личности

ПЛАН: 1.  Понятие и структура личности 2.  Основные направления и движущие силы развития личности 3.  Условия развития личности 4.  Факторы развития личности 5.  Концепции и теории развития личности

ПЛАН:

1. Понятие и структура личности

2. Основные направления и движущие силы развития личности

3. Условия развития личности

4. Факторы развития личности

5. Концепции и теории развития личности

Человек – это существо биологическое, природное

Человек – это существо биологическое, природное

 В человеке выделяют Три грани: Индивид – конкретный человек с присущими ему физическими, физиологическими и психическими особенностями. Личность – сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий социальные роли. Индивидуальность – это личность в своем своеобразии

В человеке выделяют Три грани:

Индивид – конкретный человек с присущими ему физическими, физиологическими и психическими особенностями.

Личность – сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий социальные роли.

Индивидуальность – это личность в своем своеобразии

личность - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.

личность - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми

Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.

характеристики Личности: Устойчивость Целостность Активность Проявление в деятельности

характеристики Личности:

  • Устойчивость
  • Целостность
  • Активность
  • Проявление в деятельности
Человек не  рождается личностью,  а становится ею  в процессе  развития

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития

Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных фаторов

Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных фаторов

 Формирование личности – это организованное извне воздействие, направленное на придание личности тех или иных характеристик, на достижение запланированного результата.  Фасилитация - нецеленаправленное стимулирование процессов прогрессивных изменений (не может породить запланированный результат, но способствует). Развитие личности – это поэтапный закономерный процесс качественных изменений внутреннего плана (в структуре личности, в исполняемых функциях, в особенностях динамики). Возрастная линия развития предсказуема и нормативна. Личностное развитие после становления идентичности – выход на уровень управления индивидуальными задачами и это вопрос выбора (по Д.Леонтьеву – это факультативно). Развитие как взросление*.

Формирование личности – это организованное извне воздействие, направленное на придание личности тех или иных характеристик, на достижение запланированного результата.

Фасилитация - нецеленаправленное стимулирование процессов прогрессивных изменений (не может породить запланированный результат, но способствует).

Развитие личности – это поэтапный закономерный процесс качественных изменений внутреннего плана (в структуре личности, в исполняемых функциях, в особенностях динамики).

Возрастная линия развития предсказуема и нормативна.

Личностное развитие после становления идентичности – выход на уровень управления индивидуальными задачами и это вопрос выбора (по Д.Леонтьеву – это факультативно). Развитие как взросление*.

два подхода к пониманию сущности развития личности:   1. Биологический - этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения; 2. Социологический - этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.

два подхода к пониманию сущности развития личности:

1. Биологический - этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;

2. Социологический - этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.

Основные направления развития личности:   физическое развитие  - включает в себя  морфологические  (рост, вес, объем),  биохимические  (состав крови, костей, мышц) и  физиологические  (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения; социальное развитие  - связано с  психическими  (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера),  духовными  (нравственное становление),  интеллектуальными  (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Основные направления развития личности:

физическое развитие  - включает в себя  морфологические  (рост, вес, объем),  биохимические  (состав крови, костей, мышц) и  физиологические  (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

социальное развитие  - связано с  психическими  (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера),  духовными  (нравственное становление),  интеллектуальными  (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Движущие силы развития личности 3 2 1 Биогенетический подход Социогенетический подход Двухфакторные подходы Развитие обусловлено биологически, генетически Развитие обусловлено биологически, генетически Развитие обусловлено средой (воспитанием, обучением) Развитие обусловлено средой (воспитанием, обучением) Среда и наследственность взаимодействуют (теория конвергенции 2-х факторов У.Штерна) Среда и наследственность взаимодействуют (теория конвергенции 2-х факторов У.Штерна) Культура и биология – в конфликте (З.Фрейд) Культура и биология – в конфликте (З.Фрейд)

Движущие силы развития личности

3

2

1

Биогенетический подход

Социогенетический подход

Двухфакторные подходы

  • Развитие обусловлено биологически, генетически
  • Развитие обусловлено биологически, генетически
  • Развитие обусловлено средой (воспитанием, обучением)
  • Развитие обусловлено средой (воспитанием, обучением)
  • Среда и наследственность взаимодействуют (теория конвергенции 2-х факторов У.Штерна)
  • Среда и наследственность взаимодействуют (теория конвергенции 2-х факторов У.Штерна)
  • Культура и биология – в конфликте (З.Фрейд)
  • Культура и биология – в конфликте (З.Фрейд)

Движущие силы развития личности  - это  противоречия :

общие (универсальные) противоречия -  между   потребностями  человека (материальными и духовными) и  возможностями   их удовлетворения ; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия  между   организмом и средой , что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;

индивидуальные противоречия  - противоречия, характерные для отдельно взятого человека;

внутренние противоречия  возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека,  одно из основных внутренних противоречий  - расхождение  между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения  (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: ``хочу-могу'', ``хочу-надо'', ``знаю-не знаю'' и др.);

внешние противоречия  стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).

Условия развития личности   Деятельность   - внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью

Условия развития личности

Деятельность   - внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью

Структура деятельности: 1. Цель и мотив. 2. Система действий и операций, обеспечивающих достижение цели. 3. Система контроля, коррекции действий. 4. Оценка результата.

Структура деятельности:

  • 1. Цель и мотив.
  • 2. Система действий и операций, обеспечивающих достижение цели.
  • 3. Система контроля, коррекции действий.
  • 4. Оценка результата.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется  ведущим видом деятельности  (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев)

Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется  ведущим видом деятельности  (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев)

Ведущие виды деятельности в младенчестве (от 10 дней до 1 года) это этап так называемого «доверия к миру». Ведущим видом деятельности является  непосредственно-эмоциональное общение со взрослым , удовлетворяющее потребность ребенка в общении; Малыш общается со взрослыми, которые за ним ухаживают, а также начинает осваивать нормы отношений между людьми. в раннем детстве (от 1 года до 3 лет). на этапе «самостоятельности» -  предметная деятельность , удовлетворяющая потребность в познании предметного мира; На данном этапе ребенок обучается обращаться с различными предметами. в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет). Этап «выбора инициативы».-  сюжетно-ролевая игра , которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным; На этом этапе происходит освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми.

Ведущие виды деятельности

  • в младенчестве (от 10 дней до 1 года) это этап так называемого «доверия к миру». Ведущим видом деятельности является  непосредственно-эмоциональное общение со взрослым , удовлетворяющее потребность ребенка в общении; Малыш общается со взрослыми, которые за ним ухаживают, а также начинает осваивать нормы отношений между людьми.
  • в раннем детстве (от 1 года до 3 лет). на этапе «самостоятельности» -  предметная деятельность , удовлетворяющая потребность в познании предметного мира; На данном этапе ребенок обучается обращаться с различными предметами.
  • в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет). Этап «выбора инициативы».-  сюжетно-ролевая игра , которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным; На этом этапе происходит освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми.

Ведущие виды деятельности

  • в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет). Этап «мастерства» – Ведущая деятельность – учебная, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым, происходит освоение, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности.
  • в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) -  интимно-личное общение , удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками. На данном этапе ведущая сторона социализации – освоение норм отношений между людьми.
  • в юности (с 15 до 17 лет) - этап самоопределения в мире – учебно-профессиональная деятельность , которая удовлетворяет потребность в самоопределении: у человека происходит освоение профессиональных умений и знаний
  • Период поздней юности (18–25 лет) – этап «человеческой близости» – на данном этапе осваиваются нормы межличностных отношений, а также профессиональных и трудовых умений при ведущей трудовой деятельности и профессиональной учебе.
  • На этапе зрелости ведущими для человека являются трудовая деятельность, семья и воспитание детей . В социальном плане зрелый человек совершенствует межличностные и профессиональные отношения, трудовые умения.
Условия развития личности   Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)

Условия развития личности

Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)

Классификация факторов развития личности  Фактор  - это причина, движущая сила какого-либо изменения, явления) : наследственность ;   среда ;   воспитание .

Классификация факторов развития личности 

Фактор  - это причина, движущая сила какого-либо изменения, явления) :

  • наследственность ;  
  • среда ;  
  • воспитание .
Схема влияния основных факторов на развитие личности  (в трактовке Й. Шванцара, 1978).

Схема влияния основных факторов на развитие личности  (в трактовке Й. Шванцара, 1978).

концепции развития личности Биогенетическая или биологическая – рассматривает человека как существо по природе, а поведение зависит от имеющихся инстинктов, влечений и потребностей. В своих трудах эту теорию раскрывали австриец Зигмунд Фрейд, англичанин Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американец Грэнвилл Стэнли Холл и т.д. Социогенетическая или социальная – среда – это главный фактор в развитии человека, помогающий индивиду социализироваться. Этого мнения придерживались британец Джон Локк, советский психолог Лев Выготский, советский педагог Антон Макаренко. Биосоциальная – психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность создаются под влиянием социума.

концепции развития личности

  • Биогенетическая или биологическая – рассматривает человека как существо по природе, а поведение зависит от имеющихся инстинктов, влечений и потребностей. В своих трудах эту теорию раскрывали австриец Зигмунд Фрейд, англичанин Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американец Грэнвилл Стэнли Холл и т.д.
  • Социогенетическая или социальная – среда – это главный фактор в развитии человека, помогающий индивиду социализироваться. Этого мнения придерживались британец Джон Локк, советский психолог Лев Выготский, советский педагог Антон Макаренко.
  • Биосоциальная – психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность создаются под влиянием социума.
Главные позиции идеи: Биогенетическая концепция развития личности Психическое развитие индивида приходится на этапы исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит наследственности; Детерминанта поведения – это созревание организма, а развитие – это комплекс количественных изменений человека; Наличие биологической связи ребенка с обществом; Воспитание и социальная среда провоцируют развитие наследственных черт; Недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Главные позиции идеи:

Биогенетическая концепция развития личности

Психическое развитие индивида приходится на этапы исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит наследственности;

Детерминанта поведения – это созревание организма, а развитие – это комплекс количественных изменений человека;

Наличие биологической связи ребенка с обществом;

Воспитание и социальная среда провоцируют развитие наследственных черт;

Недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Стадии психосексуального развития по Фрейду Стадия Оральная Возрастной период 0 – 18 месяцев Анальная Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт,  соответствующие данному уровню развития Рот (сосание, кусание, жевание) 1,5 – 3 года Фаллическая Латентная Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела Анус (удержание или выталкивание фекалий) 3 – 6 лет Генитальная 6 – 12 лет Половые органы (мастурбация) Приучение к туалету (самоконтроль) Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания Отсутствует (половое бездействие) Пубертат (половое созревание) Расширение социальных контактов со сверстниками Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Стадии психосексуального

развития по Фрейду

Стадия

Оральная

Возрастной период

0 – 18 месяцев

Анальная

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Рот (сосание, кусание, жевание)

1,5 – 3 года

Фаллическая

Латентная

Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

3 – 6 лет

Генитальная

6 – 12 лет

Половые органы (мастурбация)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Отсутствует (половое бездействие)

Пубертат (половое созревание)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Периодизация психосоциального развития Э.Эриксона

Стадия 1 (от рождения до 1 года)

Психосоциальная стадия

Стадия 2 (от 2 до 3 лет)

Орально-сенсорная

Предмет конфликта развития

Могу ли я доверять миру?

Социальные условия

Мышечно-анальная

Стадия 3 ( от 4 до 5 лет)

Психосоциальный исход

Локомоторно-генитальная

+Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.

Могу ли я управлять собственным поведением?

Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет)

Латентная

Стадия 5 (от 12 до 18 лет)

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

+Разумная дозволенность, поддержка.

Доверие Недоверие

-Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность

Автономия Сомнение

-Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

Отрочество и юность

Стадия 6 (ранняя взрослость)

+Поощрение активности, наличие возможностей.

+Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки.

Инициатива Вина

Стадия 7 (взрослость)

-Отсутствие возможностей, неодобрение активности

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

Молодость

Стадия 8 (зрелость)

Взрослость

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

Трудолюбие Чувство неполноценности

+Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. -Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания

- Плохое обучение, отсутствие руководства

+Душевная теплота, понимание, доверие.

Идентичность Смешение ролей

Что я могу предложить будущим поколениям?

Зрелость

- Одиночество, остракизм

Близость Изоляция

+Целеустремленность, продуктивность.

Доволен ли я прожитой жизнью?

-Обеднение личной жизни, регрессия

Генеративность Стагнация

+Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.

- Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью

Целостность эго Отчаяние

Социогенетическая концепция   Основные положения: Развитие личности – результат воздействия со средой; Воспитание и обучение – это основа становления личности; Развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира. Социальная концепция выводится в таких идеях: Ребенок – это чистая доска; Социальные нормы усваиваются в процессе развития; Анализ окружающей среды дает понимание об индивиде; Ребенок пассивно относится к внешней среде.

Социогенетическая концепция

Основные положения:

  • Развитие личности – результат воздействия со средой;
  • Воспитание и обучение – это основа становления личности;
  • Развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Социальная концепция выводится в таких идеях:

  • Ребенок – это чистая доска;
  • Социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • Анализ окружающей среды дает понимание об индивиде;
  • Ребенок пассивно относится к внешней среде.
Стадии когнитивного развития в периодизации Ж.Пиаже
  • Стадии когнитивного развития в периодизации Ж.Пиаже
Использованные источники:   Руденко А.М., Психология для медицинских колледжей [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Руденко А.М., Самыгин С.И. - Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 383 с. (Среднее профессиональное образование.) - ISBN 978-5-222-21044-4 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785222210444.html Островская И.В., Психология [Электронный ресурс] : учебник / Островская И.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-5040-6 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970450406.html Базаркина И.Н.,  Психология   личности  [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. - М. : Человек, 2014. - 176 с. - ISBN 978-5-906131-39-3 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785906131393.html

Использованные источники:

  • Руденко А.М., Психология для медицинских колледжей [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Руденко А.М., Самыгин С.И. - Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 383 с. (Среднее профессиональное образование.) - ISBN 978-5-222-21044-4 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785222210444.html
  • Островская И.В., Психология [Электронный ресурс] : учебник / Островская И.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-5040-6 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970450406.html
  • Базаркина И.Н.,  Психология   личности  [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. - М. : Человек, 2014. - 176 с. - ISBN 978-5-906131-39-3 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785906131393.html
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!