ПСИХОЛОГИЯ
ЛЕКЦИЯ:
Формирование и развитие личности
ПЛАН:
1. Понятие и структура личности
2. Основные направления и движущие силы развития личности
3. Условия развития личности
4. Факторы развития личности
5. Концепции и теории развития личности
Человек – это существо биологическое, природное
В человеке выделяют Три грани:
Индивид – конкретный человек с присущими ему физическими, физиологическими и психическими особенностями.
Личность – сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий социальные роли.
Индивидуальность – это личность в своем своеобразии
личность - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.
характеристики Личности:
- Проявление в деятельности
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития
Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных фаторов
Формирование личности – это организованное извне воздействие, направленное на придание личности тех или иных характеристик, на достижение запланированного результата.
Фасилитация - нецеленаправленное стимулирование процессов прогрессивных изменений (не может породить запланированный результат, но способствует).
Развитие личности – это поэтапный закономерный процесс качественных изменений внутреннего плана (в структуре личности, в исполняемых функциях, в особенностях динамики).
Возрастная линия развития предсказуема и нормативна.
Личностное развитие после становления идентичности – выход на уровень управления индивидуальными задачами и это вопрос выбора (по Д.Леонтьеву – это факультативно). Развитие как взросление*.
два подхода к пониманию сущности развития личности:
1. Биологический - этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;
2. Социологический - этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.
Основные направления развития личности:
физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;
социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Движущие силы развития личности
3
2
1
Биогенетический подход
Социогенетический подход
Двухфакторные подходы
- Развитие обусловлено биологически, генетически
- Развитие обусловлено биологически, генетически
- Развитие обусловлено средой (воспитанием, обучением)
- Развитие обусловлено средой (воспитанием, обучением)
- Среда и наследственность взаимодействуют (теория конвергенции 2-х факторов У.Штерна)
- Среда и наследственность взаимодействуют (теория конвергенции 2-х факторов У.Штерна)
- Культура и биология – в конфликте (З.Фрейд)
- Культура и биология – в конфликте (З.Фрейд)
Движущие силы развития личности - это противоречия :
общие (универсальные) противоречия - между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения ; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой , что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;
индивидуальные противоречия - противоречия, характерные для отдельно взятого человека;
внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, одно из основных внутренних противоречий - расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: ``хочу-могу'', ``хочу-надо'', ``знаю-не знаю'' и др.);
внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).
Условия развития личности
Деятельность - внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью
Структура деятельности:
- 1. Цель и мотив.
- 2. Система действий и операций, обеспечивающих достижение цели.
- 3. Система контроля, коррекции действий.
- 4. Оценка результата.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев)
Ведущие виды деятельности
- в младенчестве (от 10 дней до 1 года) это этап так называемого «доверия к миру». Ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым , удовлетворяющее потребность ребенка в общении; Малыш общается со взрослыми, которые за ним ухаживают, а также начинает осваивать нормы отношений между людьми.
- в раннем детстве (от 1 года до 3 лет). на этапе «самостоятельности» - предметная деятельность , удовлетворяющая потребность в познании предметного мира; На данном этапе ребенок обучается обращаться с различными предметами.
- в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет). Этап «выбора инициативы».- сюжетно-ролевая игра , которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным; На этом этапе происходит освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми.
Ведущие виды деятельности
- в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет). Этап «мастерства» – Ведущая деятельность – учебная, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым, происходит освоение, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности.
- в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение , удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками. На данном этапе ведущая сторона социализации – освоение норм отношений между людьми.
- в юности (с 15 до 17 лет) - этап самоопределения в мире – учебно-профессиональная деятельность , которая удовлетворяет потребность в самоопределении: у человека происходит освоение профессиональных умений и знаний
- Период поздней юности (18–25 лет) – этап «человеческой близости» – на данном этапе осваиваются нормы межличностных отношений, а также профессиональных и трудовых умений при ведущей трудовой деятельности и профессиональной учебе.
- На этапе зрелости ведущими для человека являются трудовая деятельность, семья и воспитание детей . В социальном плане зрелый человек совершенствует межличностные и профессиональные отношения, трудовые умения.
Условия развития личности
Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)
Классификация факторов развития личности
Фактор - это причина, движущая сила какого-либо изменения, явления) :
- наследственность ;
- среда ;
- воспитание .
Схема влияния основных факторов на развитие личности (в трактовке Й. Шванцара, 1978).
концепции развития личности
- Биогенетическая или биологическая – рассматривает человека как существо по природе, а поведение зависит от имеющихся инстинктов, влечений и потребностей. В своих трудах эту теорию раскрывали австриец Зигмунд Фрейд, англичанин Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американец Грэнвилл Стэнли Холл и т.д.
- Социогенетическая или социальная – среда – это главный фактор в развитии человека, помогающий индивиду социализироваться. Этого мнения придерживались британец Джон Локк, советский психолог Лев Выготский, советский педагог Антон Макаренко.
- Биосоциальная – психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность создаются под влиянием социума.
Главные позиции идеи:
Биогенетическая концепция развития личности
Психическое развитие индивида приходится на этапы исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит наследственности;
Детерминанта поведения – это созревание организма, а развитие – это комплекс количественных изменений человека;
Наличие биологической связи ребенка с обществом;
Воспитание и социальная среда провоцируют развитие наследственных черт;
Недопустимо вмешательство в природу ребенка.
Стадии психосексуального
развития по Фрейду
Стадия
Оральная
Возрастной период
0 – 18 месяцев
Анальная
Зона сосредоточения либидо
Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития
Рот (сосание, кусание, жевание)
1,5 – 3 года
Фаллическая
Латентная
Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела
Анус (удержание или выталкивание фекалий)
3 – 6 лет
Генитальная
6 – 12 лет
Половые органы (мастурбация)
Приучение к туалету (самоконтроль)
Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания
Отсутствует (половое бездействие)
Пубертат (половое созревание)
Расширение социальных контактов со сверстниками
Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)
Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество
Периодизация психосоциального развития Э.Эриксона
Стадия 1 (от рождения до 1 года)
Психосоциальная стадия
Стадия 2 (от 2 до 3 лет)
Орально-сенсорная
Предмет конфликта развития
Могу ли я доверять миру?
Социальные условия
Мышечно-анальная
Стадия 3 ( от 4 до 5 лет)
Психосоциальный исход
Локомоторно-генитальная
+Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.
Могу ли я управлять собственным поведением?
Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет)
Латентная
Стадия 5 (от 12 до 18 лет)
Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
+Разумная дозволенность, поддержка.
Доверие Недоверие
-Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность
Автономия Сомнение
-Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия
Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
Отрочество и юность
Стадия 6 (ранняя взрослость)
+Поощрение активности, наличие возможностей.
+Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки.
Инициатива Вина
Стадия 7 (взрослость)
-Отсутствие возможностей, неодобрение активности
Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
Молодость
Стадия 8 (зрелость)
Взрослость
Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
Трудолюбие Чувство неполноценности
+Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. -Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания
- Плохое обучение, отсутствие руководства
+Душевная теплота, понимание, доверие.
Идентичность Смешение ролей
Что я могу предложить будущим поколениям?
Зрелость
- Одиночество, остракизм
Близость Изоляция
+Целеустремленность, продуктивность.
Доволен ли я прожитой жизнью?
-Обеднение личной жизни, регрессия
Генеративность Стагнация
+Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
- Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью
Целостность эго Отчаяние
Социогенетическая концепция
Основные положения:
- Развитие личности – результат воздействия со средой;
- Воспитание и обучение – это основа становления личности;
- Развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.
Социальная концепция выводится в таких идеях:
- Ребенок – это чистая доска;
- Социальные нормы усваиваются в процессе развития;
- Анализ окружающей среды дает понимание об индивиде;
- Ребенок пассивно относится к внешней среде.
- Стадии когнитивного развития в периодизации Ж.Пиаже
Использованные источники:
- Руденко А.М., Психология для медицинских колледжей [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Руденко А.М., Самыгин С.И. - Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 383 с. (Среднее профессиональное образование.) - ISBN 978-5-222-21044-4 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785222210444.html
- Островская И.В., Психология [Электронный ресурс] : учебник / Островская И.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-5040-6 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970450406.html
- Базаркина И.Н., Психология личности [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. - М. : Человек, 2014. - 176 с. - ISBN 978-5-906131-39-3 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785906131393.html
Спасибо за внимание!