«Формирование и совершенствование навыков чтения»
Цель:
Формировать потребность к чтению художественной литературы и развивать навыки грамотного чтения
«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»
К.Д.Ушинский
11/8/18
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Букваря" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования, поэтому особую актуальность сегодня приобретают методы, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению как процессу творческой самореализации. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
11/8/18
- Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
- Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.
- Хороший навык чтения является одним из основных условий успешности детей в учении
Чтение – сложный психофизиологический процесс.
В его акте принимают участие зрительный,
речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества :
- беглость
- сознательность
- выразительность
Cознательность чтения
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного.
Для развития сознательности чтения:
- работа над планом прочитанного
произведения;
творческий пересказ
- различные виды словарной работы;
Выразительность чтения
- сила голоса (громко – тихо);
- темп чтения;
- тембр чтения;
- паузы;
- логическое ударение;
- повышение или понижение интонации.
Правильность чтения
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без
ошибок, влияющих на смысл читаемого.
Беглость чтения
Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.
Упражнения,
направленные на развитие
навыка чтения
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
- обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений
Работа над правильностью дыхания
«В цветочном магазине»
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
«Задуйте свечу»
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Чтение чистоговорок .
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – молока дадим ежу. Ло-ло-ло – на улице тепло. Му-му-му – молока кому? Ко-ко-ко – пейте, дети, молоко.
Чтение и четкое проговаривание скороговорок
Утром, присев на пригорке, учат сороки
скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.
Фонетическая зарядка
Самолёты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся в стекло: з-з-з.
Помоги слову найти последнюю букву.
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Логические упражнения
а) Песня – композитор; самолёт - ? - аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель;
б) шко-ла – о-бу-че-ни-е; боль-ни-ца - ? - док-тор, у-че-ник, ле-че-ни-е, уч-реж-де-ни-е, боль-ной;
в) лес – деревья; библиотека - ? – город, здание, библиотекарь, театр, книги.
Игры по составлению слов со словами
Найди животное среди строк .
Насос с осёт р ечную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди куст ов ца рит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Зме я , ра ма .
Пу го вица, мо ло ток, ла ва .
Укор, бузина, тина.
Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его.
- Одно яблоко Лёва отдал товарищу.
- Лёва и Витя играли в шашки.
- За дверью послышались шаги.
- Это пришла мама Лёвы.
- Мама улыбнулась и похвалила сына.
- Мама достала два яблока и дала сыну.
Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления .
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.
Л.Каминский.
Упражнения на развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях
Прочитай слова наоборот.
КЛОП КОКС КРАП НАСОС
Занимательные модели.
_ е _ (мел, сел, лес)
е_ _ _ (еда, ели, ела)
е_ _ _ _ (енот, езда)
_ е_ _ _ (леса, пела)
Слова - невидимки .
Я толстоногий и большой. С_ _ _.
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.
На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .
А я – конечный результат. _ _ _ _.
(Ответ: слон, стон, стог, итог).
. Чтение с пропущенными окончаниями.
Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.
2 . «Чтение текста через слово».
Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.
Упражнения, помогающие расширить поле зрения
« Словесная пирамида» Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем. Читаем слова в разном темпе:
кол
ма
укол
мал
знать
уколол
уколоть
мама
узнать
марка
укололся
познать
маркиз
опознать
опознанный
Чтение первого и последнего слогов на строке.
Барсучий нос
(отрывок)
К. Паустовский
… Че рез полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос , по хожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дро жал от жаднос ти …
Упражнения на развитие ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
- Прочитай предложение с разными интонациями:
удивления, сомнения, радости.
Хорошо в лесу весной!
Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.
- Ты пойдешь сегодня в театр?
- Ты пойдешь сегодня в театр?
- Ты пойдешь сегодня в театр?
- Ты пойдешь сегодня в театр ?
Прочитай стихотворение «Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова.
Испугались зайца
Мы ходили по грибы ,
Зайца испугались .
Схоронились за дубы,
Растеряли все грибы.
А потом смеялись –
Зайца испугались.
Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука:
медленно – громко, средне – обычно, быстро – тихо .
Анаграммы
Задание . Переставьте буквы, не прибавляя и не выбрасывая ни одной так, чтобы получилось новое слово.
ГИРТ ( тигр)
ЕЛВ (лев)
СОНЛ ( слон)
ФИЛТУ (туфли)
у
к
о
р
у
к
л
о
н
Ребусы
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову
Найди среди букв слова и подчеркни их :
Оа солнце тиоь стол пои
Кино ыаел муха орлф сы р опр мама
рп машина
Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.
СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ
МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО
Упражнения на развитие памяти .
Прием фотографирования слов. Лев, мак, слон, тигр. На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.
. Повтори скороговорку, предложение.
. Заучи четверостишье.
Развитие скорости чтения при чтении вслух и молча
Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.
Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
Ом он ос от ох ош уж ум ус ух!
Эй! Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян
Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э
Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов
Ага бай сам шар пах
Аут баз бык бер вон
Выя дар дом бей ели
Ему Зея сею уже зал
Ива тик хил зим лиф
Тих бия кар лих люк
Ляп миф мул мыс мер
Нас нет нищ нот гну
Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
Бокс борт борщ верх волк
Гонг диск Ейск зюйд Иезд
Лувр люфт лязг матч мозг
Непр порт корт пунш Рижт
Факт финт фунт шурф щедр и др.
Фразы для чтения.
Морж мёрз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт
Чтение наиболее трудных однослоговых слов.
Вверх взмах взнос взмыл вклад
Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
Монстр перст пёстр пункт склад
Смысл спорт столб стаж треск
Хвост Холмс штамп штурм
Чтение двуслоговых слов.
Аббат бедных браво
Абсурд без фар брикет
Аган белый бронза
Фразы для чтения .
Я вверх вёз хлеб.
Жнец ждал.
Плох дом.
На наш дом грач сел.
- Используя данные упражнения, можно добиться от детей выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.
- Все эти способы и приёмы многофункциональны. Они не только развивают осознанность, скорость, выразительность чтения, но и совершенствуют восприятие, внимание, речь ребёнка, стимулируют интерес к чтению.
Заключение
Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать « ситуацию успеха » , в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.
Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах .
«Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный
человек, нравственный невежда”.
В.А. Сухомлинский