СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пособие для учителей начальных классов «Совершенствование навыка чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Основной задачей современной школы является раскрытие всех возможностей личности ребенка. Особую значимость приобретает проблема формирования навыка чтения у учащихся 1 класса в условиях уровневой дифференциации и индивидуализации обучения.           Осуществляя оценку качества написания методического пособия, определяю ее соответствие требованиям Министерства образования и науки Республики Казахстан.

     В учебном пособии «Совершенствование навыка чтения» рассматриваются лингвистические особенности формирования навыка чтения первоклассников и их учет при обучении по индивидуально-дифференцированной системе.

     Автор пособия использует данные исследований по вопросам организации дифференцированного обучения, проблеме реализации в учебном процессе разноуровневых упражнений; освещает основные тенденции  в развитии проблемы индивидуализации и дифференциации обучения.

     В пособии раскрыты научные основы индивидуально- дифференцированной системы формирования навыка чтения с учетом начального уровня подготовки детей.

     Большую практическую значимость имеет подборка и разработка дифференцированных   заданий и упражнений на формирование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, а также методические рекомендации по использованию разноуровневых заданий по чтению, построенных  на принципах дифференциации и индивидуализации обучения.

   Считаю, что данное методическое пособие «Совершенствование навыка чтения» Рожковой Ж.В.  окажет посильную помощь учителям начальных классов и может использоваться в педагогической деятельности учителей.

    Основной задачей современной школы является раскрытие всех возможностей личности ребенка. Особую значимость приобретает проблема формирования навыка чтения у учащихся 1 класса в условиях уровневой дифференциации и индивидуализации обучения.           Осуществляя оценку качества написания методического пособия, определяю ее соответствие требованиям Министерства образования и науки Республики Казахстан.

     В учебном пособии «Совершенствование навыка чтения» рассматриваются лингвистические особенности формирования навыка чтения первоклассников и их учет при обучении по индивидуально-дифференцированной системе.

     Автор пособия использует данные исследований по вопросам организации дифференцированного обучения, проблеме реализации в учебном процессе разноуровневых упражнений; освещает основные тенденции  в развитии проблемы индивидуализации и дифференциации обучения.

     В пособии раскрыты научные основы индивидуально- дифференцированной системы формирования навыка чтения с учетом начального уровня подготовки детей.

     Большую практическую значимость имеет подборка и разработка дифференцированных   заданий и упражнений на формирование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, а также методические рекомендации по использованию разноуровневых заданий по чтению, построенных  на принципах дифференциации и индивидуализации обучения.

   Считаю, что данное методическое пособие «Совершенствование навыка чтения» Рожковой Ж.В.  окажет посильную помощь учителям начальных классов и может использоваться в педагогической деятельности учителей.

    Основной задачей современной школы является раскрытие всех возможностей личности ребенка. Особую значимость приобретает проблема формирования навыка чтения у учащихся 1 класса в условиях уровневой дифференциации и индивидуализации обучения.           Осуществляя оценку качества написания методического пособия, определяю ее соответствие требованиям Министерства образования и науки Республики Казахстан.

     В учебном пособии «Совершенствование навыка чтения» рассматриваются лингвистические особенности формирования навыка чтения первоклассников и их учет при обучении по индивидуально-дифференцированной системе.

     Автор пособия использует данные исследований по вопросам организации дифференцированного обучения, проблеме реализации в учебном процессе разноуровневых упражнений; освещает основные тенденции  в развитии проблемы индивидуализации и дифференциации обучения.

     В пособии раскрыты научные основы индивидуально- дифференцированной системы формирования навыка чтения с учетом начального уровня подготовки детей.

     Большую практическую значимость имеет подборка и разработка дифференцированных   заданий и упражнений на формирование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, а также методические рекомендации по использованию разноуровневых заданий по чтению, построенных  на принципах дифференциации и индивидуализации обучения.

   Считаю, что данное методическое пособие «Совершенствование навыка чтения»   окажет посильную помощь учителям начальных классов и может использоваться в педагогической деятельности учителей.

Просмотр содержимого документа
«Пособие для учителей начальных классов «Совершенствование навыка чтения»»



Содержание



1.Аннотация…………………………………………………………..2 стр


2.Введение……………………………………………………………..3 стр


3.Формирование навыка чтения первоклассников на начальном этапе обучения........................................................................................5стр

4.Система заданий и упражнений для совершенствования навыка чтения третьеклассников…...9 стр

5.Приложение………………………………………………………...17стр

6.Заключение…………………………………………………………39стр

7.Глоссарий…………………………………………………………...40стр

8.Список использованной литературы…………………………...41 стр
































Аннотация:

В данном пособии предлагается систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения.

В ходе работы по данной теме разработана система заданий и упражнений для совершенствования навыка чтения учащихся 3 класса.

Автором разработаны методические рекомендации, конкретизировано содержание, подобран материал визуального ряда для работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Данное пособие может быть реализовано любым учителем начальных классов.




























1.Введение.

В законе «Об образовании» Республики Казахстан отмечается, что основной задачей системы образования является развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности. [1].«Все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [2].

Урок чтения – самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно, сознательно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи. Задача учителя – повысить интерес учащихся к урокам литературного чтения, сделать их интересными, научить читать быстро, правильно, выразительно.

Над проблемой совершенствования навыка чтения работали и работают многие известные учёные, психологи, методисты. Среди них В. Н. Зайцев, М. И. Оморокова, Л.А. Ефрасинина и другие. Однако и в настоящее время проблема совершенствования навыка чтения является одной из актуальных.

В. Н. Зайцев считает: «Приглашайте Ильина, Щетинина, Шаталова – и я смею утверждать, что все эти преподаватели ничего не смогут сделать до тех пор, пока не научат элементарному – пока не научат читать» [3, с.52].

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более двухсот факторов. Опираясь на мнение учителей, исследования учёных, оказалось: существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один – скорость чтения. Создание комплексных упражнений, направленных на совершенствование навыка чтения, способствует развитию эстетически развитого читателя – читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и способного к собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражающихся.

Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, а чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Существует ряд причин, в том числе и социальных, - общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей работать с книгой, чтобы ученик уже в начальной школе умел читать с глубоким осмыслением того, что читает, чтобы мог самостоятельно разобраться в прочитанном, определить к нему своё отношение. Хороший навык чтения самым положительным образом сказывается и на всех остальных уроках. В условиях четырёхлетнего начального обучения для решения задач по совершенствованию навыков чтения есть большие возможности. Если ребёнок не овладел навыком чтения, он не сможет усвоить основы других наук. Умение читать является залогом успешного обучения в целом.

Актуальность пособия заключается в разработке системы разноуровневых заданий по литературному чтению в 3 классе.

Пособие актуально при работе с детьми, которые испытывают трудности в обучении чтению, а также позволяет увеличить скорость чтения учащихся начальных классов.

Практическая значимость пособия состоит в подборке разноуровневых заданий, упражнений по совершенствованию навыка чтения третьеклассников. Наши рекомендации по изучению материала могут быть использованы студентами-практикантами во время педагогической практики.













2.Формирование навыка чтения первоклассников

на начальном этапе обучения

Чтение как один из видов речевой деятельности проходит длительный путь развития, прежде чем примет автоматизированную форму. Навык чтения начинает отрабатываться в плане громкой речи и постепенно, через этап развёрнутой формы чтения «про себя» - шёпотного чтения, становится действием чтения «про себя», и предметное содержание его как чтения уже не осознаётся [4].Трудно переоценить значение уроков классного чтения в системе начального обучения. От того, какие знания, навыки и умения приобретают на этих уроках учащиеся, зависит эффективность обучения по всем предметам, и не только на начальном этапе, а вообще в школе.

Будет ли книга в жизни человека спутником, другом, советчиком, тоже во многом зависит от постановки классного чтения в начальных классах.

На уроках чтения младший школьник выходит за пределы своей семьи, школы – в большую и дружную семью казахстанского народа и в мир всей планеты. Чтение способствует воспитанию чувств и формированию у детей правильных взглядов на мир и правильного отношения к миру. Если у учащихся слабо развита культура чтения, то это отрицательно сказывается на их общем развитии.

Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуемся нетрадиционными методами обучения чтению.

Работа начинается с начала учебного года. Единственное условие - работать каждый день. Что мешает быстрому чтению?

1.Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток - самый распространенный. Некоторые читатели незаметно про себя читают дважды любой текст – как легкий, так и трудный. При чтении с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что такой читатель дважды прочитывает текст.


Определить, присутствуют ли у ребенка регрессии в чтении, можно с помощью наблюдения. Попросите ребенка прочитать незнакомый ему текст. При этом внимательно следите, как читает текст ребенок: за движениями его глаз и речью. Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания (ребенок сначала прочитает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два-три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит, что ребенок использует регрессии при чтении.

Причины регрессий:

- сила привычки

- кажущиеся трудности текста

- отсутствие внимания

2. Малое поле зрения, т. е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков.

3. Неумение найти главное в тексте.

4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

5. Артикуляция (слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат).

Сначала развиваем зрительную память, внимание. Этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за 1 минуту должны запомнить все, что изображено на картинке - «сфотографировать». (Сказать «21»).

Примерные задания:

1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и.

2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.

3. Найди лишнее слово: река, слон, речка

4. Из какого произведения слова? Кто автор? «Нашел Петушок колосок», «Мышка добрая была, мышка дом себе нашла»

Постепенно задания усложняются.

Со 2 полугодия при работе с текстами на уроках чтения используются такие упражнения:

1. «Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.

Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению – спринт» используется памятка:

Памятка

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай как можно быстрей.

Ответь на вопросы к тексту.

2. В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение – разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:

Памятка

Плотно сожми губы и зубы.

Поставь пальцы на начало и конец строки.

Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т. п. Таким образом выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).

Одновременно с работой по динамическому чтению идет работа над развитием памяти, воображения учащихся, используются следующие упражнения:

1. Пересказ ранее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает долговременную память.

2. Игра «Синонимы» («Антонимы») хорошо развивает как память, так и воображение: пр. грустить - горевать, печалиться, огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: холодный-горячий.

3. Со 2 класса будем проводить игру «Буду поэтом». Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:

… не обижаю … приглашаю … угощаю … играю.

………пришла…..принесла……

Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяется много внимания. Помогают в этом методики И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцева. На каждом уроке используются такие приемы и методы как:

1. Чтение за учителем (за лидером).

2. Чтение в парах, групповое чтение.

3. Чтение с отрывом взгляда от текста.

4. Чтение с убыстрением темпа.

5. Чтение с переходом на незнакомый текст.

6. Жужжащее чтение.

7. Чтение в темпе скороговорки.

8. Зрительные диктанты (по Федоренко).

Очень часто на уроках заучиваем четверостишия, проводится с начала четверти замер скорости чтения.

Для развития фонематического слуха используются следующие упражнения:

1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам – серый, злой, зубастый 2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (зима, месяц, осень). 3. Добавление нужного слова (стол, стул, шкаф-…..) 4.Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак. 5. Подбор к данному слову родственных слов: снег – снежок, снежный, снежинка, снегозадержание, снегоход, снеговик. 6. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: кора, нора, гора, пора. 7. Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: слон-сова, лошадка, ослик, носорог. 8. Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?» 9. Игра « Сложи словечко». Какие два слова спрятались в одном? ( пароход, листопад, пылесос).

Таким образом, использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий, создание игровых ситуаций приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
















3.Система заданий и упражнений для совершенствования навыка чтения учащихся 3 класса.

В работе по обучению технике чтения мы учитывали взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения, говорения и слушания; чтения и понимания.

Помимо совершенствования чтения в процессе анализа произведения (работы с текстом), мы сочли необходимым отобрать группы упражнений, оказывающих воздействие на основные параметры чтения. Сочетание работы с текстом со специальными упражнениями дало возможность управлять процессом обучения чтению. Упражнения включались в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов, предложений.

Упражнения предлагались учащимся индивидуально с учётом того, какой параметр чтения у ученика слабо отработано произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Строились они в основном на материале читаемых произведений. Тексты упражнений записывались на карточках, читались с доски, произносились на память (скороговорки, чистоговорки).

Упражнения проводились индивидуально, коллективно, по группам. Занимали они на уроке 5-7 минут.

Таким образом, для обучения технике чтения были выделены следующие группы упражнений, направленные на развитие речевого аппарата: расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста, развитие догадки (антиципации) на различных уровнях; развитие скорости чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Предполагалось, что с их помощью у ученика должно быть четко отработано произношение всех гласных и согласных звуков и их сочетаний, литературное произношение, развито поле чтения и безошибочное восприятие слов, предложений при чтении вслух и молча, снижен интервал между восприятием и пониманием текста, а с этой целью развиты предугадывание последующих слов, предложений (антипация), смысловая догадка, внимание и память.

Мы стремились, чтобы целенаправленное обучение помогло учащимся быстрее овладеть всем необходимым кругом умений и навыков, сняло трудности чтения, а значит, повысило у ребёнка интерес к чтению. Процесс обучения строился с учётом специфики чтения и возрастных особенностей младшего школьника.

В процессе обучения, в том числе и при введении упражнений, мы использовали следующие приемы.

Прежде всего, совершенствованию чтения способствует, как известно, введение разных вариантов чтения. Для развития самостоятельности чтения и обучения пониманию прочитанного важно сразу, начиная с первого класса, включать ребёнка в самостоятельное чтение небольшого текста, а в третьем – четвёртом классе постепенно увеличивать дозу первичного самостоятельного чтения детей на уроке и дома.

Включались разные виды чтения – первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником, первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися, первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми «про себя», самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием. Для слабо читающих учащихся использовалось чтение с четким проговариванием слогов, применялось шепотное чтение, чтение для себя, выделялись посильные для индивидуального чтения части текста; хоровое и групповое, выборочное и комментированное чтение. Для регуляции темпа чтения использовалось отстукивание темпа.

Мы широко использовали выборочное чтение, предваряя его заданиями.

Выборочное чтение - это целенаправленное чтение, включающее чтение вслух, чтение шепотом или «про себя», «глазами» с целью отыскивания текста для ответа на вопрос. Выборочное чтение является и приемом обучения чтению, и средством обучения пониманию текста.

Учащиеся самостоятельно находили текст для ответа на вопрос учителя в любой части текста небольшого рассказа, сказки, стихотворения.

Разные приёмы чтения вводились в урок не только как простая техническая тренировка. Каждое перечитывание имело определённую смысловую задачу, которую ребёнку было посильно и интересно решать. Обучение навыку чтения мы вели параллельно с работой над текстом произведения.

  1. Для развития чёткости произношения мы использовали упражнения, развивающие речевой аппарат.

Развитие чёткого произношения осуществлялось введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении строфы, абзаца.

Кроме чистоговорок и скороговорок, с целью выработки правильного произношения привлекались пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами мы включали отработку сочетаний гласных и согласных. Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата. После отработки произношения гласных мы включали сочетания гласных и согласных.

Практически разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Затем гласные и согласные читались в словах, предложениях. Текст брался из читаемых произведений, учащиеся собирали чистоговорки, скороговорки, слова с трудными случаями произношения (см. Приложение ).

2) Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям как предпосылка правильного чтения.

С этой целью давались для чтения на определённое время слова и словосочетания. Для упражнений использовались разные части речи. Ошибки предупреждались рядом упражнений. Например, если дети встретятся в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано. Для того чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие структуры. Ошибочно прочитано может быть непонятное слово. В таких случаях до чтения его значение пояснялось учителем.
Практиковалось целенаправленное установочное чтение, например, для тренировок в правильности чтения мы использовали приём взаимопроверки: ученик читает текст из одного – двух абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца.

Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своём списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом, у учителя имеется картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

Для того чтобы воспитать внимание к слову, мы рассматривали слова не только на доске и читали их. Но и выносили на карточки. С помощью карточек мы давали для восприятия слова на время, чтобы учащиеся могли различить основные элементы слова и воссоздать его по памяти или записать в тетрадь.

Предлагались слова и связный текст для безошибочного восприятия разными группами учащихся индивидуально: на большее время - медленно читающим, на меньшее время – быстро читающим (текст показывался на счёт «раз», «два», «три», затем на счёт «раз», «два» и наконец, на счёт «раз»); учащиеся его прочитывали глазами, затем произносили вслух. Если этот текст был из рассказа, который читался на данном уроке, то упражнения проводились перед его чтением.

3) Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Это чтение различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев, развивающие не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствующие расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшению памяти, внимания. Сначала давали слова не сложные: слово, состоящее из двух слогов, затем из трёх, постепенно доводили восприятие до 15-ти знаков. Учащиеся упражнялись в восприятии за короткое время (0,5 сек) сначала трёх-четырёх слов, затем так называемой «пирамидки»

Зере 1 уровень-4 слова.

Абай 2 уровень-6 слов.

Улжан 3 уровень- 7-8 слов.

Назидания

Рассказчица

Сокровищница

Благословение (М. Ауэзов.Путь Абая.)



Долине

Вздымали

Несчастный

Опустошали

Пристанища

Захватчики

Неслыханное (Е. Елубаев Легенда о ласточке.)


Невод Кичка

Старче Бояре

Откуп Терем

Сварливая Белены

Человечьим Парчовая

Простофиля Тесовыми

Государыня Светелкой

Разбранила Владычицей

(А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке)

Помимо развития поля чтения, зрительного восприятия слов, проводились упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. Упражнения проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

4) Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.

Мы уделили особое внимание обучению чтению молча. Рассмотрим основные упражнения.

В целях чёткого разграничения детьми молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводилось упражнение «Губы».

К платно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «губы» подавалась всё реже и, наконец, отменялась совсем.

Для развития языковой догадки (антипационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов вводилось упражнение «Угадай». Оно усваивалось в нескольких последовательных вариантах: а) Учитель раздавал карточки с предложениями, в которых не было окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, он побуждал детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания. – Мы с папой сегод.. пош.. в ки..

б) Предлагались на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова, которые лишены окончания. Дети прочитывали про себя текст, старались понять его содержание. Проверка правильности антипации проводилась после чтения.

Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию предлагалось упражнение «Финиш». Учитель называл (по учебнику) или раздавал карточки с текстом для молчаливого чтения. Затем ставилась задача читать текст до нахождения ответа на определённый вопрос, описание мысли (сформулированной теми же словами, что и в тексте, или другими).

Для расширения фиксационного поля до размеров слова средней длины (пять-шесть букв) предназначено упражнение «Фотоглаз». На доске были написаны столбцы четырёх-пяти шестибуквенных слов, которые показывались по одному; время предъявления каждого слова фиксировалось: 1,0; 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети считывали слова молча. Для контроля каждого десятка слов учитель спрашивал, было ли представлено такое-то слово. При этом названное им слово в данном десятке могло и отсутствовать.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) использовалось упражнение «Буксир». Учитель громко читал текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников (80-140 слов в минуту.) Дети читали тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучались изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух с учителем должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, заставляя их стремиться не отставать от учителя.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществлялась путём внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны были также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делал выборочную проверку.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости на основе возросшего фиксационного поля, развившейся антиципации и усовершенствованной умственной переработки содержания в процессе чтения молча предлагалось упражнение «Молния». Оно заключалось в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществлялся по команде учителя «Молния»! и продолжался от 20 секунд (в начале) до двух минут (после освоения упражнения). Тренировки проводились по нескольку раз на каждом уроке чтения.

5) Упражнения на антипацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.

Задача заключалась в восстановлении возможных слов на основе заданных таблицей комбинации согласных. Соответствующие гласные обучаемые добавляли произвольно.

Предлагаемая таблица представляет собой квадрат размером 15х15 см, разделённый на 225 клеток, в каждую из которых вписана какая-либо согласная буква. Для облегчения целеуказания таблица снабжена координатной сеткой. Тренировка происходила в парах. Обучаемый, найдя заданную партнёром согласную, комбинирует её с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные.

Таблица комбинаций согласных букв.

А Б В

С Д Б Г Р

Т Р С Р В

К З Д Н Д

Н Г Д З Б

П Ж В Р В

Г Л Г М Л

Л П Р З Н

З Л М Т М

Н С К Л П

Г Д Р Ж Р

Б Х Р К Д

Р Д М К Р

Г Л Б К М

Р Т Г З Б

Ж С Ф Л М

1

Ж Л В Л Г

К Б Т Н С

Ш К С Л Ж

Т М Р З М

П Н В Н Т

Л К С Д М

П С К Р Д

Т Д Н Ш Г

Л М Н Т К

Л М К П Г

Т З Д К Ж

Л Б Р Л Б

З Т Н Ж Р

В Р С П Т

Р М Т Р С

2

З В Д Л П

Ц Р Т М С

П С П Л Б

Н Ш Р С Н

Б Р З М Ж

Щ К В Щ Л

Г Л Н К Р

З Р Г З М

Г М Ф Л Т

В Т Р Т М

З Р Ж Б Р

Л Д К Р Т

Н Б Л С Р

З Р Л Ч С

Н С П Р К

3



6) Упражнения на антипации частей устойчивых словосочетаний.

Предлагается прикрыть листом бумаги первую половину страницы, читать начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты окончаний. Если возникают сомнения, правильность проверяется по тексту правой стороны, которая открывается. Для упражнений в антипации даётся и связный текст, в котором пропущены слова (см. Приложение).

Как известно темп чтения младших школьников различен. Неравномерность развития скорости чтения, создавая дополнительные трудности в работе с классом, сигнализирует, что развитие навыка идёт стихийно. Приведём несколько видов упражнений, систематическое проведение которых поможет учителю устранить различие в темпе чтения учащихся.

а) Совместное и групповое чтение небольших отрывков текста. При совместном чтении учитель и ученики считают текст вслух вместе. Причём темп чтения задаёт учитель; в групповом чтении – хорошо читающий ученик. Тот и другой приём выравнивают темп чтения в классе. Принцип формирования групп следующий: в каждую группу входит не более трёх-четырёх человек с разным уровнем овладения навыком. Дети, читающие по слогам, попадая в группу беглочитающих, подтягиваются и значительно увеличивают темп чтения.

б) Чтение небольших отрывков в разных темпах. Эти упражнения дают возможность детям не только на слух различать многообразие темпов чтения, но и практически овладеть им. Обычно различают три темпа:

- замедленный, плавный, с протяжным произношением гласных (при таком темпе глаз читающего имеет возможность забегать несколько вперед и подготавливать чтение следующего слова),

- средний – норма чтения,

- быстрый – «скороговорочный», помогает быстрейшему синтезу слов, вследствие того, что время для восприятия каждого слова текста сокращено максимально. В ускоренном темпе можно читать отрывки, прочитанные первоначально в медленном темпе.

в) Чтение слов за определённое время. Учитель постоянно уменьшает время для восприятия предложенных слов или предлагает за один и тот же отрезок времени прочитать большее количество слов.

Все виды рассмотренных здесь упражнений проводятся на материале читаемого произведения. Они являются дополнением к тем видам работы с текстом, которые обычно проводит учитель на уроке.

В результате работы с текстом и введения перечисленных специальных упражнений у учащихся начальных классов формируется прочный навык чтения.

Чтобы объективно судить о прочности навыка чтения, его нужно систематически контролировать. Проверка техники чтения проводится по незнакомому тексту. Учащиеся проверяются индивидуально, вне класса. Остальные не слышат чтения и ответа товарища. Дети читают текст одну минуту, затем отвечают на вопросы, передают содержание прочитанного или объясняют значение слова, сочетание слов, формируют главную мысль.

При оценке чтения в конце учебного года учитель руководствуется требованиями программы, учитывая степень осознанности прочитанного, степень самостоятельности ответа, правильность, способ и темп чтения.
























4.Приложение

В приложении рассмотрены предложенный нами комплекс упражнений на совершенствование навыков правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения. Данные упражнения содержат различные задания по совершенствованию навыков чтения, используются как индивидуально, так и при работе в группах, парах. Систематическое проведение упражнений по совершенствованию навыка чтения, показало, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

  • При обучении младших школьников обязательно должен учитываться индивидуально-дифференцированный подход.

  • Формирование и совершенствование навыка чтения будет успешным лишь в том случае, если будут применяться разноуровневые задания.


Для выявления уровня навыка (сознательного, выразительного, беглого, правильного) чтения, мы составили свои диагностические упражнения.

Упражнения подбирались с учётом различных приёмов работы с текстом: чтение с различными заданиями; деление текста на смысловые части и выяснение связей между этими частями; оценка событий или действующих лиц и т.д.

Было предложено 4 упражнения на проверку навыков беглости, осознанности, в виде карточек – заданий с текстами. Упражнения составлялись от простых к сложным. Были составлены упражнения на проверку навыков правильности и выразительности в количестве трех текстов, по каждому тексту на упражнение в виде карточек – заданий. Каждому ученику была выдана карточка с заданием по проверке беглости, правильности, выразительности. Контроль навыков проводился индивидуально с каждым учеником. Проверка беглости чтения проводилась путем сравнения соответствия прочитанного объёма текста установленным нормам чтения. Выразительность, правильность, сознательность – умением донести мысль чтением, безошибочным чтением, правильными ответами на вопросы учителя. Проведённая диагностика показала, насколько дети владеют навыками оптимального чтения. Уровень навыка оценивался по следующим критериям:


Высокий уровень: ребёнок читает текст, точно вычленяя компоненты интонации, указывает паузы, логическое ударение, читает в темпе, с различной силой голоса, читает осмысленно, бегло, правильно прочитывая слова, с нужным ударением, выполняет задания после чтения текста: делит на смысловые части, выясняет связь между ними, чётко представляет основное содержание прочитанного.

Средний уровень: ребёнок читает текст, не точно вычленяя компонент интонации, указывает паузы, логические ударения, читает медленно, допускает ошибки в ударении, чтении многосложных слов, делит текст на смысловые части, представляет основное содержание прочитанного, но не в полной мере.

Низкий уровень: ребёнок читает текст, но не передаёт эмоциональной окраски, паузы, логического ударения. Не может читать с различной силой звучания в зависимости от текста художественного произведения; не может произносить предложения с определенной силой звучания голоса; читает медленно, с остановками, допускает ошибки при чтении; с трудом передаёт содержание прочитанного, неправильно делит текст на смысловые части, плохо представляет основное содержание прочитанного.

К высокому уровню были отнесены дети, набравшие от 2,5 до 3 баллов при темпе чтения 70 и более слов в минуту, овладевшие навыком чтения про себя. К среднему уровню были отнесены дети, набравшие от 1,6 до 2,4 баллов при темпе чтения не менее 60 слов в минуту, практически овладевшие навыком чтения про себя. К низкому уровню были отнесены дети, набравшие от 0 до 1,5 баллов, неовладевшие навыком чтения про себя.


Диагностические упражнения по определению

уровня навыка чтения


Упражнения для определения уровня

беглости и осознанности чтения

Задание 1

Прочитай текст. Определи главную мысль.

  • Почему музей Абая был открыт в городе Семипалатинске?

  • Что ты можешь добавить к рассказу об Абае?

Абай родился недалеко от Семипалатинска в урочище Каскабулак. Здесь он жил, писал свои стихотворения, песни. В 1883 году в Семипалатинске открылась библиотека. Абай стал ее постоянным читателем. Об этой библиотеке и об Абае с восхищением писал американский ученый, путешественник и писатель Д.Кеннан. В 1940 году в Семипалатинске был открыт музей Абая. Здесь хранятся его вещи, рукописи, книги.

Задание 2

Прочитай описание первого снега. Вспомни свои чувства, когда ты увидел первый снег.

Найди эпитеты, сравнения, метафоры.

Снег падал всю ночь и прекратился только на рассвете. Тихо стало: казалось, вся природа, как ребенок, притомясь от долгой игры, крепко и сладко уснула. Взошедшее солнце острыми лучами пыталось разбудить округу, но ничего из этого не вышло - только тишина стала глубже, да еще ослепительнее засверкал белый пребелый, как жаулык бабушки снег.

Задание 3

Прочитай текст. Определи главную мысль, интонацию, с которой будешь читать. Какую роль в отрывке играет пейзаж.

Скоро выпал первый и первый снег, а река все не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звездные ночи, когда все затихало, и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную.

Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим трепетным, искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокоренную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.

Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен.

Задание 4

Прочитай текст. О чем в нем говорится? Перескажи.

Завалили глубокие снега лесные поляны и болота. Что делать диким лесным курам: тетеревам, глухарям и рябчикам, где теперь искать корм? Семена, зерна и насекомые - все под снегом. Но корма для птиц сколько угодно в лесу и зимой, только не на земле, а на деревьях.

Взлетели тетерева на березы и кормятся все утро березовыми почками и сережками. Глухарь на сосну взгромоздился и хвою глотает. А рябчики на рябину уселись и красные ягоды клюют.








Упражнения для определения уровня выразительности и правильности чтения.

Задание 1

Попробуй менять силу голоса при чтении. Сначала прочитай текст шепотом, затем все громче и громче. А потом подумай: какие предложения нужно прочитать тихим голосом, а какие - сильным. Почему?

Ночь торопилась в чащу. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Загремели бубенцы, Поднялись олени. Все живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового дня.

Задание 2

Прочитай начало сказки « Заяц – хвастун». Определи, каким темпом, силой голоса будешь читать сказку. Прочти выразительно.

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я ни кого не боюсь!

Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался.

Задание 3

Прочитай отрывок из сказки « Храбрый портной». Подумай, с какой интонацией надо читать слова портного, великана? Выбери для чтения нужный темп, силу голоса, интонацию. Читай правильно и выразительно.

Шел он, шел и пришел наконец к высокой горе. Забрался на вершину и видит: сидит на горе великан и кругом посматривает.

- Здравствуй приятель! – говорит ему портной Ганс. – Пойдем вместе со мною по свету странствовать.

- Какой ты мне приятель! – отвечает великан. – Ты слабенький, маленький, а я большой и сильный. Уходи, пока цел.

- А это ты видел? – говорит портной Ганс и показывает великану свой пояс. А на поясе у Ганса вышито крупными буквами: « Когда злой бываю, семерых убиваю».








Разноуровневые задания для совершенствования

сознательности и беглости чтения


В основе дифференциации лежит

степень владения техникой чтения

Задание 1.

I уровень.Прочитай первый абзац (часть), обращая внимание на грамотность и выразительность.

II уровень. Прочитай грамотно весь текст, подготовь выразительное чтение понравившегося отрывка.

III уровень. Подготовь выразительное чтение всего текста.

Задание 2.

I уровень. Прочитай и перескажи первую часть близко к тексту.

II уровень. Прочитай и перескажи подробно весь текст.

III уровень. Прочитай весь текст и перескажи кратко.

Задание 3.

I уровень. Прочитай часть раздела предложения на смысловые отрезки (синтагмы)

II уровень. Раздели на смысловые отрезки (синтагмы) весь текст.

III уровень. Раздели текст на смысловые отрезки (синтагмы) и подготовь выразительное чтение.

Задание 4.

I уровень. Прочитай глазами под счет учителя все предложения абзаца с опорой на гласные. Запиши одним предложением главную мысль.

II уровень. Прочитай первую половину текста, выбери из группы вопросов те, которые составлены к этой части текст.

III уровень. Прочитай текст молча, ответь письменно на следующие вопросы.

Задание 5.

I уровень. Почитай, вычеркни из каждого предложения неглавные слова из первого абзаца. Прочитай без этих слов.

II уровень. Вычеркни не существенные для смысла слова из текста, перечитай упрощенный текст.

III уровень. С помощью просмотрового чтения упрости текст, оставляя самое существенное в каждом абзаце.

Задание 6.

I уровень. Прочитай текст, выполни задание 1.

II уровень. Выполни задание 1, 2, 3.

III уровень. Выполни все задания.

Задание 7.

I уровень. Найди в стихотворении эпитеты.

II уровень. Выдели эпитеты, сравнения.

III уровень. Какими средствами художественной выразительности пользовался автор?

Задание 8.

I уровень. Подсчитай количество глаголов в стихотворении А.С.Пушкина.

II уровень. Какая часть речи наиболее часто встречается в поэзии А.С.Пушкина.

III уровень. Понаблюдай и сделай вывод, какими художественными особенностями отличается поэтическое творчество А.С.Пушкина.

Задание 9.

I уровень. Подбери синоним к слову «зима».

II уровень. Составь синонимический ряд к слову «зима».

III уровень. Почему А.С.Пушкин использовал эти синонимы?

Задание 10.

I уровень. Выбери из данных пословиц ту, которая подходит к произведению.

II уровень. Подбери пословицу к произведению.

III уровень. Найди в произведении предложения, которые являются пословицами (поговорками). Какие еще пословицы на эту тему ты знаешь?



Индивидуально-дифференцированные задания

творческого характера

Задание 1.

I уровень. Реши анаграммы: екознамы, дылес, езимне, утре.

II уровень. Составь рассказ на тему «Зимнее утро» по опорным словам.

III уровень. Сочини четверостишие о зиме, о зимнем утре.

Задание 2.

I уровень. Прочитай слова: нашкорабльстоялнаякоре.

II уровень. Составь такие же «загадочные письма» на карточках для своих товарищей.

III уровень. Составь кроссворд по произведениям Л.Н.Толстого.

Задание 3.

I уровень. Подбери рифмы:

Небеса –

Иней –

Снежок -

II уровень. Подумай двустишие по рифмам:

Ковром – серебром

Бело - замело

III уровень. Придумай стихотворение на тему «Зима».

Задание 4.

I уровень. Составь модельный план произведения.

II уровень. Составь эскизно-модельный план произведения.

III уровень. Составь словесный план произведения.

Задание 5.

I уровень. Подготовь пересказ на основе готового плана.

II уровень. Подготовь пересказ на основе собственного эскизно-модельного плана.

III уровень. Подготовь пересказ на основе собственного модельного плана.

Задание 6.

I уровень. Подготовь подробный пересказ.

II уровень. Подготовь выборочный пересказ.

III уровень. Подготовь краткий пересказ.

Задание 7.

I уровень. Распространи предложение с помощью прилагательных.

II уровень. Распространи абзац с помощью прилагательных.

III уровень. Распространи текст с помощью эпитетов и сравнений.

Задание 8. Сверни текст.

I уровень. Убери в предложениях несущественные для смысла слова первого абзаца. Перечитай новый вариант.

II уровень. Зачеркни на кальке предложения, которые не нарушат смысла абзаца. Перечитай новый вариант.

III уровень. Оставь в каждом абзаце самое главное предложения.

Задание 9.

I уровень. Подготовь свою сказку, изменив место (время) действия.

II уровень. Сохрани фабулу сказки, заменив главных героев другими.

III уровень. Сочини свою сказку, полностью отличающуюся от прочитанной в классе.

Задание 10. Раздели текст на части.

I уровень. В соответствии с количеством абзацев.

II уровень. В соответствии с данным планом.

III уровень. По смыслу.

Задание 11.

I уровень. Распространи предложения абзаца прилагательными. Сравни свой вариант с авторским по книге.

II уровень. Распространи с помощью прилагательных те предложения текста, которые касаются портрета героя (описание природы и т.п.).

III уровень. Распространи текст с помощью однородных определений.

Задание 12.

I уровень. Изобрази свое отношение к произведению цветом.

II уровень. Нарисуй наиболее существенную деталь, характеризующую это произведение.

III уровень. Нарисуй иллюстрацию к произведению.


Приведенные примеры заданий рассчитаны на индивидуальную самостоятельную работу.


Скороговорки для совершенствования артикуляции

  • Мама мыла мылом Милу, мыло Мила не любила.

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Бобры храбры для бобрят добры.

  • Дед Додон в дуду дудел, Диму дед дудой задел.

  • Еле-еле Елизар едет-едет на базар

А с базара, а с базара не догонишь Елизара.

  • Идет с козой козел с козой.

Ушел косой козел с козой

  • Кошка Крошка на окошке

Кошку кушала по крошке.

Пословицы о языке

  • Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

  • Языком болтай, а рукам воли не давай.

  • Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

  • С умным разговориться, что меду напиться.

  • Доброе слово железные ворота отопрет.

  • По речи узнают человека.

Пословицы со словарными словами

  • Два медведя в одной берлоге не живут.

  • Без капусты щи не густы.

  • У кого какой вкус: кто любит дыню, а ешь.

  • Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

  • Не дорог обед, а дорог привет.

Пословицы с проверяемыми безударными гласными

  • Большой говорун – плохой работник.

  • За худой головой и ногам не покой.

  • Незнайка лежит, а Зайка далеко бежит.

  • О дереве судят по плодам, а о человеке – по его делам.

  • По платью встречают, по уму провожают.

Пословицы с парными звонкими и глухими согласными

  • Мед есть – в улей лезть.

  • Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

  • Хвост голове не указка

  • Хлеб – всему голова.

  • Один с сошкой, а семеро с ложкой.

  • На языке мед, а на сердце лед.

  • Бабка с кошкой, а дед с ложкой.

Пословицы с разделительным мягким знаком

  • Где хотенье, там и уменье.

  • Повторенье – мать ученья.

  • Терпенье и труд все перетрут.

  • Вся семья вместе, да и душа на месте.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

Пословицы на правописание приставок

  • Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

  • Подал ручку, да подставил ножку.

  • Одна пчела немного меду натаскает.

  • Нашла коса на камень.

  • Легко чужими руками жар загребать.

Антипация частей предложений

  • Он сам во всем - … (виновен)

  • Дверь была - … (открыта, закрыта)

  • Солнце уже – … (запило, взошло)

  • Весь день шел - … (снег, дождь)

  • Над рекой стелется – … (туман)

  • Ветер гнул - … (деревья)

  • Мы боремся за - … (мир, разоружение)

  • Переходи улицу там, где (положено)

Антипация частей поговорок

  • Сделал дело….

  • Тише едешь….

  • Шила в мешке….

  • Дал слово….

  • Лучше поздно….

  • Мал золотник….

  • Семь раз отмерь….



Зима в лесу.

А. Дуйсенбиев

Последние … на юг улетели,

Последние … опали с берёз,

Опять закружили по лесу …,

И первый, несильный, ударил ….

И сразу посыпались снега охапки

С тяжёлого … , белы и густы,

И, вздрогнув, по брови надвинули …

Продутые северным ветром ….



Кот – ворюга.

К. Паустовский.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего …. Он обворовывал нас каждую …. Он так ловко …, что никто из нас его толком не …. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у … разорвано … и отрублен кусок грязного ….

Это был …, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и …. Звали его за глаза …



Упражнения для определения уровня

беглости и осознанности чтения

Задание 1

Прочитай текст. Определи главную мысль.

  • Почему музей Абая был открыт в городе Семипалатинске?

  • Что ты можешь добавить к рассказу об Абае?

Абай родился недалеко от Семипалатинска в урочище Каскабулак. Здесь он жил, писал свои стихотворения, песни. В 1883 году в Семипалатинске открылась библиотека. Абай стал ее постоянным читателем. Об этой библиотеке и об Абае с восхищением писал американский ученый, путешественник и писатель Д.Кеннан. В 1940 году в Семипалатинске был открыт музей Абая. Здесь хранятся его вещи, рукописи, книги.

Задание 2

Прочитай описание первого снега. Вспомни свои чувства, когда ты увидел первый снег.

Найди эпитеты, сравнения, метафоры.

Снег падал всю ночь и прекратился только на рассвете. Тихо стало: казалось, вся природа, как ребенок, притомясь от долгой игры, крепко и сладко уснула. Взошедшее солнце острыми лучами пыталось разбудить округу, но ничего из этого не вышло - только тишина стала глубже, да еще ослепительнее засверкал белый пребелый, как жаулык бабушки снег.

Задание 3

Прочитай текст. Определи главную мысль, интонацию, с которой будешь читать. Какую роль в отрывке играет пейзаж.

Скоро выпал первый и первый снег, а река все не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звездные ночи, когда все затихало, и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную.

Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим трепетным, искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокоренную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.

Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен.

Задание 4

Прочитай текст. О чем в нем говорится? Перескажи.

Завалили глубокие снега лесные поляны и болота. Что делать диким лесным курам: тетеревам, глухарям и рябчикам, где теперь искать корм? Семена, зерна и насекомые - все под снегом. Но корма для птиц сколько угодно в лесу и зимой, только не на земле, а на деревьях.

Взлетели тетерева на березы и кормятся все утро березовыми почками и сережками. Глухарь на сосну взгромоздился и хвою глотает. А рябчики на рябину уселись и красные ягоды клюют.




Упражнения для определения уровня

выразительности и правильности чтения.

Задание 1

Попробуй менять силу голоса при чтении. Сначала прочитай текст шепотом, затем все громче и громче. А потом подумай: какие предложения нужно прочитать тихим голосом, а какие - сильным. Почему?

Ночь торопилась в чащу. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Загремели бубенцы, Поднялись олени. Все живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового дня.

Задание 2

Прочитай начало сказки « Заяц – хвастун». Определи, каким темпом, силой голоса будешь читать сказку. Прочти выразительно.

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я ни кого не боюсь!

Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался.

Задание 3

Прочитай отрывок из сказки « Храбрый портной». Подумай, с какой интонацией надо читать слова портного, великана? Выбери для чтения нужный темп, силу голоса, интонацию. Читай правильно и выразительно.

Шел он, шел и пришел наконец к высокой горе. Забрался на вершину и видит: сидит на горе великан и кругом посматривает.

- Здравствуй приятель! – говорит ему портной Ганс. – Пойдем вместе со мною по свету странствовать.

- Какой ты мне приятель! – отвечает великан. – Ты слабенький, маленький, а я большой и сильный. Уходи, пока цел.

- А это ты видел? – говорит портной Ганс и показывает великану свой пояс. А на поясе у Ганса вышито крупными буквами: « Когда злой бываю, семерых убиваю».


Упражнения для определения уровня беглости и осознанности чтения.

Задание 1

Прочитай отрывок. О чем в нем говорится? Перескажи.

Прошло двенадцать дней, как Алпамыс сел на коня. Наконец перед ним показался высокий курган. Поднялся Алпамыс на его вершину, и окрестность предстала перед ним, как на ладони. Вдалеке шло несметное войско.

Алпамыс решил узнать, что это за войско. Он спрыгнул с коня и почувствовал под ногами что-то твердое. Батыр глянул под ноги и увидел, что стоит на большом плоском камне. Не поверхности камня были выбиты слова.

Задание 2

Прочитай отрывок. Перескажи. Определи главную мысль.

Жили-были два брата. Старший, Нор Бу, был богатый и Злой. Он ненавидел всех людей, особенно бедных. Обижал слабых и калек, в колодцы плевал и сорил. А больше всех обижал он своего младшего брата ХынБу.

А младший, ХынБу, был человек бедный, но добрый, приветливый. У него было много много детей. Тесно и голодно было в его ветхом домишке, но жила вся семья дружно.





Упражнения для определения уровня

выразительности и правильности чтения.

Задание 1

Прочитай отрывок из стихотворения Б.Заходера «Вредный кот». Сколько героев в стихотворении? Какую выберешь интонацию для чтения? Прочитай правильно и выразительно.

- Петь, здорово!

- Здравствуй Вова!

- Как уроки?

- Не готовы…

Понимаешь вредный кот

Заниматься не дает!

Только было сел за стол,

Слышу: «Мяу…»

« Что пришел?

Уходи! – кричу коту. –

Мне и так… невмоготу!

Так что брысь и не мяукай!»

Задание 2

Прочитай отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Выбери для чтения нужный темп, силу голоса, интонацию.

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба».

Отвечает золотая рыбка:

« Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: изба вам уж будет».


Жужжащее чтение. Чтение всех учеников одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка художественная книга на русском языке. Любой урок начинается с чтения в режиме жужжащего чтения. Время пять минут, дальше идет обычный урок.

Чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью прочитанного произведения.

Режим щадящего чтения. Это чтение с кратковременным отдыхом. Чтение поочередное: ребенок читает, потом, когда родители видят, что ребенок устал, подключаются они. Читают, помогают ученику преодолеть эти трудности.

Многократное чтение. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты.

По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Далее упражнение для развития артикуляционного аппарата. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем последнее упражнение. Ребята прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста.


Планы-конспекты уроков литературного чтения с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.


План- конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Тема: А. Дуйсенбиев «Зима в лесу».

Цель: Познакомить с произведением казахского поэта А. Дуйсенбиева. Задачи: 1)Развивать умение анализировать текст 2)Совершенствовать навыки правильного, выразительного, сознательного, беглого чтения; 3)Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: картины с изображением зимнего пейзажа, аудиозапись.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Жужжащее чтение.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.

  1. Повторение домашнего задания.

1 группа

- Что вы знаете о писателе Максиме Звереве?

2 группа

- Объясни, о каких «перчатках» и «валенках» идёт речь в рассказе «В «перчатках» и «валенках»».

3 группа

- Может ли наступить весна среди зимы? Докажи это, описав родник в горах Большие Бугуты. Какую сказку напомнил тебе этот пейзаж?

  1. Работа над новой темой.

      1. – Посмотри на картину с изображением зимы.

        • Какие краски преобладают в зимнем пейзаже?

        • Чем тебе нравится зимний лес?

        • Нравится ли он художнику?

      2. Я предлагаю послушать, как изображает зиму композитор П.И.Чайковский.

Дети слушают отрывок «Времена года.Зима».

        • Какая музыка по характеру?

        • Что хотел передать автор?

        • Какие звуки он использовал?

3. Красотой зимней природы восхищались художники, поэты, композиторы, писатели. Сегодня мы прочтём поэтическое произведение «Зима в лесу». Его написал АнуарбекДуйсенбаев. На доске портрет поэта.

4. Рассказ о биографии поэта. Ануарбек Таженович Дуйсенбиев первые свои стихотворение написал, когда был ещё школьником. Их опубликовали в республиканской газете для детей. Позже А.Дуйсенбиев работал в этой газете, в детском журнале «Балдырган» и писал весёлые, умные, добрые стихотворения о казахских детях, о природе Казахстана.

5. Чтение стихотворения под музыкальное сопровождение учителем.

6. – Понравилось вам стихотворение? Чем?

7.Чтение стихотворения ученикам по цепочке.

8.Анализ произведения.

        • Как ты думаешь, нравится ли поэту зима? Докажи это строчками из стихотворения.

        • Определи тему стихотворение. Отражает ли тему стихотворения его заголовок? Попробуй подобрать другие заголовки.

        • Какие сравнения, олицетворения использует автор? Назови их.

        • Выпиши из текста прилагательные к следующим словам: листья, небо, шаль, шуба, снег, дуб, заяц, народ. Какие из прилагательных являются эпитетами?

        • Расскажи о зиме в лесу по плану:

А) «Закружили по лесу метели…»

Б) Деревья облачились в белые одежды.

В) Лесные обитатели зимой.

Г) «И затих снегопад…»

- Как ты думаешь, какой снегопад был в лесу? Подтверди свой ответ строчками из стихотворения.

- Почему небо над лесом кажется тяжёлым? Как ты думаешь, какого цвета такое небо?

9. Работа по карточкам (индивидуально-дифференцированные задания).

I уровень. Подбери рифмы:

Небеса –

Иней –

Снежок -

II уровень. Подумай двустишие по рифмам:

Ковром – серебром

Бело - замело

III уровень. Придумай стихотворение на тему «Зима».

  1. Итог занятия.


Допишите слова.

1 уровень

Белый … пушистый

В воздухе кружится

И на … тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

… забелело

Точно пеленою

Всё его одело

Стали … короче

… светит мало

Вот пришли …

И … настала

2 уровень

Белый …… стый,

В воздухе ….. ится.

И на землю …хо.

Падает, … ится

И под утро …. ом

Поле ….. ело.

Точно …..ою

Все его …..ло.

Стали дни …че

Солнце светит …ло

Вот … …. зы

И….ла

-Подходит ли это стихотворение к теме нашего урока?

Докажи.

  1. Домашнее задание:

I уровень. Подобрать и выразительно прочитать стихотворение о зиме.

II уровень. Подобрать и выучить стихотворение о зиме.

III уровень. Сочинить стихотворение о зиме.

План-конспект урока чтения в 3 классе.

Тема:К.Паустовский «Кот - ворюга».

Цель: Познакомить с творчеством К. Паустовского.

Задачи:1)Развивать умение анализировать текст, отвечать на вопросы творческого характера и самостоятельно задавать вопросы к тексту.

2)Совершенствовать навыки чтения.

3)Воспитывать доброе отношение к животным.

Оборудование: картинки для составления моделей рассказа.

Ход урока:

I.Организационный момент. Жужжащее чтение. Осмысление. (Индивидуальные карточки).

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с творчеством К. Паустовского, но сначала давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

II.Проверка домашнего задания.

Работа в парах постоянного состава.

- Какой рассказ мы читали на прошлом уроке? («Ханг и Чанг»)

- Кто его автор? (Юрий Коринец).

- Сейчас мы будем работать в парах. Какое было задание? (выразительно читать текст, составить к нему вопросы и ответить на них).

Далее дети по очереди читают текст – один начинает, другой продолжает. Первый читает до сигнала учителя. Второй слушает и оценивает. Затем они меняются ролями.

- А теперь вам нужно задать друг другу по два вопроса к тексту, выслушать ответы и оценить их, в то время как ваш напарник оценит ваши вопросы.

После завершения работы дети дают оценку ответам напарника.

- Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?

- А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?

Один – два ученика отвечают у доски.

III. Изучение новой темы.

Вступительная беседа.

-Ребята, на доске вы видите портрет. Кто это? (Константин Григорьевич Паустовский). Рассказ подготовившегося ученика о биографии писателя (индивидуальное задание).

Константин Григорьевич Паустовский – русский писатель, автор рассказов о природе родного края. Он знал все «глухие уголки леса, все травы, кустарники, мхи, грибы». Его рассказы полны очарования, ласковой, нежной заботы о лесных обитателях и растениях. Герои писателя с большим чувством и заботой относятся к барсуку, который обжег свой нос, к зайцу с обнаженными лапами, смеются над растрепанным воробьём, любят зверей и птиц.

- Прочитав фамилию автора, можете ли представить, о чем будет произведение?

(Паустовский много путешествовал, поэтому, может быть,он писал о природе).

- Можете ли вы подтвердить эту мысль?

(Да, ведь рассказ называется «Кот - ворюга»).

- Попытайтесь представить себе название в виде вопроса.

(Кот – Ворюга? Почему его так прозвали?), (Этот кот ученый. Он от голода воровал рыбу)

- Но почему ни вор, ни воришка, а ворюга?

(Значит он был огромный! Но где же он жил?)

- Да, сложно ответить на ваши вопросы. Давайте прочтём первый абзац текста.

Чтение вслух одним учащимся.

- Что ещё выяснилось?

(Кто был уличный. Бандит, наверное. Недаром ухо у него разорвано и половины хвоста нет.)

(А может он зимой отморозил и хвост, и ухо, ведь у него нет дома)

- А давайте прочитаем последний абзац.

Чтение учителем.

- Удивительно, вы говорили, что этот кот умный, бандит, вор, а ведь написано, что он ходил по двору как хозяин и сторож.

(А его полюбили люди и взяли в дом)

(Это хороший кот, просто он был голодный)

- Давайте прочитаем текст и разрешим все наши сомнения.

  1. Чтение текста. Звучит магнитофонная запись. Дети читают про себя со звуковым ориентиром.

  2. Первичное восприятие.

    • Чем понравился вам рассказ?

    • Когда было смешно?

    • Когда вы опасались за кота?

  1. Анализ произведения.

А) – Кто главный герой рассказа?

(Кот)

На доске карточка:

Кот




- Какой кот по характеру?

(Хитрый, умный, важный, проворный, озорной)


На доске карточки:

Хитрый Умный Важный Проворный Озорной



Составление модель – описание.

- Скажите «хитрый» всегда является умным? Почему?

На доске: Хитрый = Умный

Б) А теперь составим модель – сравнение. Из предложенных слов нужно выбрать, каким кот был и каким стал.


На доске:

Был Стал



грязный холёный сытый




важный несчастный голодный



Дети составляют модель.



Был Стал




грязный холёный


голодный сытый


несчастный важный


- Как дети отнеслись к коту?

В) Давайте составим ещё одну модель – рассуждение.

(Дети составляют модель, воспроизводя последовательность событий в рассказе)

- Выдели главных героев. Назови их действия и проследи отношение и связи.






Ловили кота


Воровал

Попался

Поймали кота





Стал хозяином двора Накормили


Г) Работа в парах

- А сейчас вы самостоятельно составьте вопросы к тексту и задайте их друг другу.

На некоторые из вопросов после работы в парах отвечаем коллективно:

- Почему кота прозвали Ворюгой?

- Объясните, почему изменилось поведение кота?

- Как автор относится к коту?

- Какова главная мысль произведения?

IV. Итог урока.

- С каким рассказом мы познакомились?

Кто автор рассказа?

- Какова идея этого произведения?

V. Домашнее задание.

1уровень. Прочитать произведение, озаглавить главы.

2уровень. Пересказать первую главу произведения.

3 уровень. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.



План – конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Тема: С.М.Голицын «В поход! В поход!»

Цель: Познакомиться с произведением С.М.Голицына.

Задачи:

1) Совершенствовать навыки правильного, выразительного, сознательного, беглого чтения; познакомить детей с творчеством С.М.Голицына; рассказать о жизни и деятельности писателя; 2) Совершенствовать словарный запас, монологическую речь, воображение, память, мыслительные операции анализа и синтеза; 3) Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Картинки, изображающие героев рассказа, предметные картинки с изображением походного снаряжения, портрет автора, магнитофонная запись спокойной инструментальной музыки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами отправляемся в поход вместе с героями произведения С.М. Голицина.

  1. Проверка домашнего задания.

Ученики разделились на две группы. Каждая группа выполнила свое задание:

1 группа работала над изучением биографии писателя;

2 группа проводила словарную работу над выяснением слов в толковом словаре (правил, изыскатели, геолог, перламутр);

3 группа работала над выработкой правил экологического характера (как вести себя в походе);

- Остановимся на биографии писателя (Ребята 1 группы рассказывают домашнее задание).

Сергей Михайлович Голицын написал для детей повесть «Сорок изыскателей», в которой рассказывается о путешествиях и приключениях сорока ребят, мечтавших стать изыскателями – геологами, открывать новые месторождения угля, газа, железа, золота. Представьте, что мы отправляемся вместе с ними.

  1. Объяснение нового материала.

- Мы отправляемся в поход и должны взять с собой походные вещи (предметные картинки демонстрируются на доске): компас, палатка, продукты, спички, спальный мешок, котелок, чайник, альбом и карандаши, радио. Вещи положим в рюкзак тогда, когда выполним определенный этап урока.

1. Компас – словарная работа, домашнее задание 2 группы.

Объяснение слов.

Перламутр – твердый внутренний слой раковины с переливчатой радужной окраской.

Изыскатели – специалисты, занимающиеся исследованиями.

2. Палатка – сегодня в поход мы с собой берем героев рассказа (Открываются картинки персонажей рассказа).

  1. Продукты – чтение текста учителем и сильными учениками по абзацам.

Найди отрывок с описанием пейзажа наступающей ночи. Как ты думаешь, какие чувства вызвал у детей ночной пейзаж? Какие краски, звуки усиливают ощущение наступившей ночи? Опиши грозу и то волнение, которое охватило ребят во время грозы. Найди слова передающие страх, растерянность детей. Какие эпитеты использовал автор для описания грозы?

4. Спички – отправляясь в путешествие, нужно знать правила поведения на природе. Об этом расскажет 3 группа учеников. (Учитель проводит беседу о технике безопасности при работе со спичками).

5. Спальный мешок – самостоятельное чтение произведения и определение, кто из персонажей нарисован на картинках.

Что рассмешила тебя в этой истории? Как ты думаешь, почему все так дружно захохотали, увидев Володьку под одеялом? С кем из участников похода ты бы хотел подружиться? Почему?

6. Котелок – какой характер у персонажа? (выборочное чтение)

Витя большой - …

Володя - …

Галя и Соня - …

Братья близнецы - …

  1. Чайник – работа в парах. Чтение на скорость. 2 часть.

  2. Альбом и карандаш – выразительное чтение под музыку отрывка «Ночь».

9. Радио – пересказ самого интересного отрывка.

IV. Итог урока.

  1. Домашнее задание.

Прочитать, ответить на вопросы к тексту. Подумайте, какие трудности ещё могут ждать ребят в походе?



Для повышения скорости и техники чтения рекомендуем следующее упражнение.

Перевертыши.

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиате мкдаужю бкуву по отдльенотси, а все всемте.

Стыдно перед соловушкой.

Оля и Лида плоши в лес. Плосе уотмтиьнелойдоорги слеи они на тавру одтнуохть и побеаодть. Выулни из смкуи хелб,малсо,яцйа. Кгдоа дочевки уже закчионли оебд, неледако от них заепл соовлей. Орочавныане прасекрной пенсей, Оля и Лдиа сдеили, бяось повльешетьнуся.Свеолой петсерал петь. Оля сорабла остткаи свеой еды и обыврки буагми и брилоса под ксут. Лдиа же заврнелуа в гетазу яинчые склупркои и хлынебе кршкои и поожлила куелк в сукму.

  • Заечм ты беершь с сбоой мосур - скзлааа Оля. – Борсь под ксут. Ведь мы в лсеу. Нитко не увдиит.

  • Стдыно пеерд солшвоукой, - тхио отетлвиа Лдиа.




6.Заключение

Трудно переоценить значение уроков классного чтения в системе начального обучения. От того, какие знания, навыки и умения приобретают на этих уроках учащиеся, зависит эффективность обучения по всем предметам, и не только на начальном этапе, а вообще в школе.

Будет ли книга в жизни человека спутником, другом, советчиком, тоже во многом зависит от постановки классного чтения в начальных классах.

На уроках чтения младший школьник выходит за пределы своей семьи, школы – в большую и дружную семью казахстанского народа и в мир всей планеты. Чтение способствует воспитанию чувств и формированию у детей правильных взглядов на мир и правильного отношения к миру. Если у учащихся слабо развита культура чтения, то это отрицательно сказывается на их общем развитии.

Приобщать детей к искусству – это значит пристрастить их к чтению художественной литературы так, чтобы соприкосновение с искусством у них было радостью, развивать потребность как в чтении новых художественных произведений, так и в перечитывании раннее известных, которых доставляли бы наслаждение, удовольствие.

«Только то прочно остаётся в духовной памяти, - говорил Я.А.Коменский, - что человек усваивает в раннем детстве».

Наша работа была ориентирована на выявление систематических упражнений, которые направлены на совершенствование навыка чтения.


Хорошее чтение – залог успешного обучения ребенка. Потратив время на обучение чтению, Вы расширяете возможности ребенка, создаете хорошую платформу для успешного развития и обучения в школе. Важно сделать все вовремя, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях.

Желаем успеха в обучении ребенка чтению!











7.Глоссарий


Аннотация- (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях. Умение делать А. необходимо формировать уже в школе.


Артикуля́ция (от лат. articulo — «расчленяю») — в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.


Дифференциация в обучении и образовании-1) организация учебной деятельности школьников, при к-рой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения зна­ний каждым ребенком; 2) ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей. Д. в о. и о. бывает внешняя (организация спецшкол, открытие классов с углубленным обучением или коррекционных, факультативов, кур­сов по выбору и т. д.); внутренняя, когда в рамках обычного класса для каждого учащегося, учитывая его индивидуальные особенно­сти, определяется наиболее рациональный характер работы на уро­ке, и элективная (предоставление учащимся права выбирать ряд предметов для изучения в дополнение к обязательным учебным дисциплинам).


Навыки - действие, доведенное до автоматизма; формирует­ся путем многократного повторения. В процессе обучения необхо­димо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т. п.


Совершенствование-СОВЕРШЕ́НСТВОВАТЬ, -твую, -твуешь; -анный; несов., кого-что. Делать лучше, совершеннее. С. проект. С. свой талант.


Фактор- (от лат. factor — делающий, производящий) — при­чина, движущая сила к.-л. изменения, явления. Факторы развития — система факторов, определяющих психичес­кое и поведенческое развитие ребенка. Основными Ф. р. выступа­ют биологические и социальные (среда и воспитание).


Формирование-сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личности учащегося с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти.








Список использованной литературы


1.Закон «Об образовании» - Алматы, 2012 2.Послание Президент Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.

3.Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению //Начальная школа – 1990. - №8-с.52-62.

4.Климанова Л. Ф. Проблема совершенствования навыка чтения младших школьников. Автореф. конд. дис. М., 1976 с.165.

5. Кислицина Е.В, Упражнение по развитию навыков чтения //Начальная школа - №6-2003.-с.47-52. 6.Федоренко И.Т., Пальченко И.Г., Швайко Г.С. Совершенствование навыков чтения //Начальная школа. – 1994.-№2.-с.11-14. 7. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – с. 24-46.

8. Педагогический словарь

Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

35