Формирование информационной грамотности младшего школьника как компонента метапредметных и предметных результатов

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования отмечает, что «в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, которое необходимо формировать на всех предметах в урочной деятельности и на предметном материале во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной грамотности младшего школьника как компонента метапредметных и предметных результатов»

Дюньдик Светлана Владимировна

Учитель начальных классов

МАОУ "СОШ №112 с углубленным изучением информатики" г. Новокузнецк


Формирование информационной грамотности младшего школьника как компонента метапредметных и предметных результатов


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования отмечает, что «в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, которое необходимо формировать на всех предметах в урочной деятельности и на предметном материале во внеурочной деятельности.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Информационная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.  В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навыки поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме и т. д. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается в этом возрасте и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией».

Формирование основ информационной грамотности я рассматриваю как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. УМК «Перспективная начальная школа» представляет  широкое поле деятельности в данном направлении. В учебных пособиях достаточно практического материала – это работа со словом и текстом, с таблицами и со словарями, со схемами и рисунками, с графическими задачами и компьютером. В соответствии с Государственными стандартами общего образования задания, составленные авторами выше указанного УМК, активизируют различные виды деятельности, способствующие  развитию информационной грамотности младших школьников.

Одним из решений данной проблемы способствует программа внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края, автором которой является Р. Г. Чуракова. (Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»). Этот курс направлен не только на формирование экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, но и проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

 На занятиях кружка дети в ходе исследований, наблюдений, опытов знакомятся с разной информацией, которую анализируют, сравнивают. Полученные выводы, результаты оформляют и помещают в пособие.

Это могут быть  информационные проекты - создание своей книги или мини-энциклопедии по какой – либо теме требует сбора сведений по этой теме Составлению словарика предшествовала работа по сбору материала. На одном из занятий кружка мы с детьми выделили группу научных терминов, связанных с погодными условиями и природными явлениями (град, снег, ветер и т. д.). По толковому словарю
определили значения этих слов. Дети получили задание для самостоятельной работы дома, что предусмотрено указанной выше программой, которое заключалось в следующем: оформить полученный материал в виде словарика. Исследовательские проекты - сбор информации по теме исследования является необходимым компонентом работы над такими проектами. 

Всю необходимую информацию мы с детьми получили на экскурсии: взяли пробы воды во всех близлежащих водоёмах. Далее следовали опыты по определению прозрачности воды. Сделали вывод о том, вода из какого источника наиболее пригодна для употребления. Включаю в занятия кружка практические задачи, требующие поиска, запоминания и проверки предлагаемой информации.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас