СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной культуры младших школьников посредством работы над проектом

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены основные приёмы формирования информационной культуры младших школьников через работу над проектом.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной культуры младших школьников посредством работы над проектом»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с. Терновка Балашовского района Саратовской области»











Доклад по теме:

«Формирование информационной культуры

младших школьников

посредством работы над проектом»

































Учителя начальных классов

Кипиной Елены Юрьевны





2020 г.



Современное образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации.

Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, этот процесс имеет, как правило стихийный характер, который зависит от степени возникновения задач перед личностью. Таким образом, можно выделить две сущностные составляющие понятия «информационная культура личности» - это знания, умения и навыки и их использование (анализ эффективного поиска информации, дифференциация, структурирование, отбор, синтез и др.) для решения теоретических и практических задач. Овладение информационной культурой – это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества.

В начале 1980х годов И.Я.Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Он считал, что информационная культура личности имеет непосредственное отношение к общеучебной культуре, то есть это взаимосвязанные общеучебные знания и умения для успешного усвоения других предметных сведений. Речь идёт об умениях, которые не относятся к конкретному предметному содержанию, а обслуживают самостоятельное усвоение учебной информации, то есть «работают» на дидактическом уровне. Эти умения можно отнести к содержанию общеучебной информационной культуры. В её состав входят умения оперировать с информацией адекватного содержания, осуществлять её генерацию, передачу, приёмы запоминания и преобразования. Они образуют обязательный фундамент для последующего овладения компьютерной культурой.

Н.М. Розенберг рассматривает информационную культуру личности в контексте содержания общего образования. Поэтому делает акцент на исследовании проблем совершенствования информационной культуры в педагогической теории и практике, в изучении и выявлении оптимальных методик и организационных форм обучения, в условиях новой информационной технологии, в обосновании «сквозного» содержания информационного образования, начиная с дошкольного детства, первых школьных лет и до завершения общего среднего и профессионального образования.

В нашем исследовании информационная культура рассматривается в узком смысле и понимается как разносторонние умения и навыки и использования человеком нужной информации для решения теоретических и практических задач. Для этого необходимо научить учащихся дифференцировать информацию, выделять значимую информацию, выработать критерии оценки информации и умение использовать её.

Проектная деятельность позволяет формировать навыки свободной ориентации в информационном пространстве, умение адаптироваться в стремительно изменяющимся условиям жизни. Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников. Она в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту задачу свои средства, причём решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, эти средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проектной деятельности является его продукт. Школьники сами ставят цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт может быть и фантастическим. Тогда в результате проектирования обнаружится не реалистичность замысла, что также является продуктом проектирования.

Основой проектной деятельности, организуемой в образовательном процессе школьников, выступает метод проекта. Проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Всё, что ребята делают, они должны делать сами: спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для выполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. В этом смысле проектная деятельность обладает высоким потенциалом в формировании информационной культуры обучающихся.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, предлагает собственные идеи; обучающие обсуждают, планируют);

- подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

- информационнооперационный(обучающиеся собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект: учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

- рефлексооценочный(обучающиеся представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности)

Проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности , который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества; обеспечению целостности педагогического процесса, обеспечению единства знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни.

По своей направленности проекты бывают разных видов. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. В Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы.

Ролевой проект разрабатывается и реализуется довольно сложно. Участвуя в нём, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем закончится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.У обучающихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно», что в свою очередь способствует информационной культуре личности. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижение идей и т.д. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно не удачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

Хочу рассказать о проектной деятельности в своих классах, а точнее о некоторых проектах, которыми занимались мои ученики в прошлом и в этом году.

1.проект на тему:

«Всё то, что неизвестно –

Ужасно интересно,

Ужасно интересно –

Всё то, что неизвестно…»

Подготовила проект ученица 4 класса Кипина Дарья. Проект был исследовательский. В процессе работы над проектом изучали жизнь малой земляной пчелы Андрены. Учились пользоваться энциклопедиями, искали необходимую информацию по поставленным задачам. А также за информацией обращались к сети Интернет. Узнали об устройстве норки земляной пчелы. Сделали выводы: «Все пчелы земляные роют норки на песчаных почвах на лесных полянах или окраинах полей. Из-за особого способа жизни эти виды пчел до сих пор остаются дикими.»

Проектом девочка занималась с большим интересом, получила ответы на многие свои вопросы и научилась ориентироваться в информационном пространстве. С этим проектом ученица участвовали в открытом международном конкурсе исследовательских работ «ДОМИНАНТА – 2016». Получили диплом победителя I степени и выиграли ценный приз.

2 проект на тему: «Защитники Отечества»

Работал над проектом учащийся 4 класса Борисенко Кирилл. В процессе работы над проектом Кирилл выяснил, что его папа служил в Чечне в то время, когда там была война. Последовало множество вопросов, но папа не хотел рассказывать о службе, сложное было время. На помощь пришла информация из библиотеки и из сети Интернет. Ребёнку была необходима помощь в поиске нужной информации. Кириллу очень хотелось рассказать о своём папе и ознакомиться со службами, которые сейчас стоят на страже Родины. Информацию отобрал, подготовил презентацию и поучаствовал в Международном конкурсе «Мой успех» в номинации: «Слава Защитникам Отечества!». За участие Борисенко Кирилл получил диплом победителя I степени.

3 проект на тему: «Вещи старины далёкой» Работали над проектом учащиеся 1-3 классов. В процессе работы посетили музей старинных вещей, расположенный в местной библиотеке. Учащихся заинтересовали старинные утюги и рубель. Решили изучить историю происхождения утюгов. В огромном информационном пространстве отобрали много нужной информации по теме, узнали много нового, научились работать с дополнительной литературой. Обязанности у детей были распределены, и они были нацелены каждый на свою подтему. После чего собрали найденный материал и выполнили презентацию проекта. От работы ребята получили полное удовлетворение, нашли ответы на все свои вопросы. С проектом поучаствовали в конкурсе исследовательских работ «Талантоха». Стали дипломантами конкурса.

В ходе работы над проектами учащиеся научились находить материал по теме исследования в разных источниках: книгах, Интернете, музее, выполнять такие доступные им методы исследования, как наблюдение, знакомство с кино и телефильмами по теме своего исследования. Работая с различными материалами, учащиеся научились выделять из текста основные понятия, выстраивать по порядку основные идеи, предлагать свои примеры, сравнения и сопоставления, делать выводы и умозаключения, готовить устный и письменный текст сообщения. Пробуют составлять презентации и защищать их.

В связи с тем, что реализация проекта требует работу с информацией – поиск, обработку, использование, созидание. Метод проекта создаёт условия для формирования информационной культуры школьников.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!