Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной культуры младших школьников посредством работы над проектом»
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Использованию метода проекта в начальной школе, направленного на развитие у детей информационной культуры .
ЗАДАЧИ:
- учащиеся научатся самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
- будем содействовать развитию критического мышления;
- формировать коммуникативные навыки учащихся.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Проектная деятельность формирует навыки свободной ориентации в информационном пространстве, помогает детям адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Метод проекта не является новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20 годы прошлого столетия. Внимание учёных он привлек в 30 годы. Ещё Шацким была создана группа сотрудников, пытавшаяся использовать метод проекта в практике преподавания.
В настоящее время метод проекта становится интегрированным компонентом системы образования.
Основным тезисом метода проекта является:
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где я могу применить эти знания»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ:
- Развитие познавательных интересов учащихся;
- Формирование умений самостоятельно конструировать свои знания;
- Прогнозировать результат;
- Выявлять и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из других областей.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ:
- Исследовательские;
- Творческие;
- Приключенческо-игровые;
- Практико-ориентировочные;
- Информационные.
- Поделюсь опытом работы над проектами, которые разрабатывали мои учащиеся вместе со мной.
- Работа над этими проектами была очень интересной и увлекательной.
- 1.проект на тему:
- «Всё то, что неизвестно –
- Ужасно интересно,
- Ужасно интересно –
- Всё то, что неизвестно…»
- Подготовила проект ученица 4 класса Кипина Дарья
- Проект был исследовательский. В процессе работы над проектом изучали жизнь малой земляной пчелы Андрены. Учились пользоваться энциклопедиями, искали необходимую информацию по поставленным задачам. А так же за информацией обращались к сети Интернет. Узнали об устройстве норки земляной пчелы.
- Сделали выводы: «Все пчелы земляные роют норки на песчаных почвах на лесных полянах или окраинах полей. Из-за особого способа жизни эти виды пчел до сих пор остаются дикими.»
- Проектом девочка занималась с большим интересом, получила ответы на многие свои вопросы и научилась ориентироваться в информационном пространстве. С этим проектом участвовали в открытом международном конкурсе исследовательских работ «ДОМИНАНТА – 2016», Получили диплом победителя I степени и выиграли ценный приз.
2 проект на тему : «Защитники Отечества»
Работал над проектом учащийся 4 класса Борисенко Кирилл
В процессе работы над проектом Кирилл выяснил, что его папа служил в Чечне в то время, когда там была война. Последовало множество вопросов, но папа не хотел рассказывать о службе, сложное было время. На помощь пришла информация из библиотеки и из сети Интернет. Ребёнку была необходима помощь в поиске нужной информации. Кириллу очень хотелось рассказать о своём папе и ознакомиться со службами, которые сейчас стоят на страже Родины. Информацию отобрали, подготовили презентацию и поучаствовали в Международном конкурсе «Мой успех» в номинации: «Слава Защитникам Отечества!».
За участие Борисенко Кирилл получил диплом победителя I степени.
3 проект на тему: «Вещи старины далёкой»
Работали над проектом учащиеся 1-3 классов.
В процессе работы посетили музей старинных вещей, расположенный в местной библиотеке. Учащихся заинтересовали старинные утюги и рубель. Решили изучить историю происхождения утюгов. В огромном информационном пространстве отобрали много нужной информации по теме, узнали много нового, научились работать с дополнительной литературой. Обязанности у детей были распределены и они были нацелены каждый на свою подтему. После чего собрали найденный материал и выполнили презентацию проекта. От работы ребята получили полное удовлетворение, нашли ответы на все свои вопросы. С проектом поучаствовали в конкурсе исследовательских работ «Талантоха». Стали дипломантами конкурса.
Таким образом, в ходе организации проектной деятельности в начальной школе, мы увидели, что метод проекта способствует формированию умений и навыков работы с информацией, что составляет компонент информационной культуры младших школьников.