СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной культуры на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной культуры на уроках литературного чтения»

Формирование информационной культуры учащихся на уроках чтения в начальной школе.

Формирование информационной культуры – относительно новая тема, но очень актуальная, так как мы живем в постоянно изменяющемся мире. В различных источниках существуют разные определения информационной культуры. Но все они отмечают, что информационная культура - это умение человека качественно работать с социально значимой информацией (ее получение, накопление, переработка, хранение и передача), свободно ориентироваться в информационном пространстве.

В новом обществе учеба превращается в непрерывное пожизненное занятие. Специалистом сегодня считается уже не тот, кто раз в жизни научился что-то делать как следует. Специалистом становится лишь тот, кто постоянно усваивает новые знания, объем которых удваивается каждые полтора года. Чтобы происходила качественная переработка и усвоение информации, необходима планомерная работа по формированию информационной культуры. Развитый интеллект, умение работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.

Формирование информационной культуры – проблема комплексная и многоаспектная, включающая различные методы реализации. Ученик должен овладеть логической цепочкой поиска и преобразования информации (осознать личную потребность в информации, выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы, найти информацию по данной теме и обработать, оценить ее качество и надежность, провести рефлексию).

Формирование информационной культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Говоря об информационных технологиях, мы должны сказать о том, что умение быстро читать, работать с текстом, выбирать нужную информацию и использовать ее, остается главным и необходимым. Однако чтение не популярно среди учащихся. Решить эту проблему помогает обучение по программе «Школа – 2100…», одной из целей которой является формирование читательской самостоятельности и информационной культуры. Работа с детьми ведется целенаправленно по трем направлениям.

1.Формирование навыка чтения.

Важно научить ребенка бегло читать. Использование методики Зайцева (текстов для развития оперативной памяти, «жужжащего» чтения), чтения-просмотра, сканирования, дает возможность уже к концу 1 класса вместо 20-25 нормативных слов, читать 40-45слов в минуту и более. Умение бегло читать помогает детям просмотреть большее количество информации, отсортировать ее и проанализировать, выбрать нужную с учетом запросов аудитории, а учителю экономить время на уроке.

Главным в работе над формированием навыка чтения является осмысление и глубокое понимание прочитанного. Поэтому на уроках уделяется большое внимание работе с текстом. Лексическая работа, чтение с комментарием, выборочное чтение, «диалог с автором», составление различных планов, подбор заголовка, написание отзыва, – все эти виды работы помогают ребенку осмыслить текст и углубить его понимание. Такой прием, как «параллельное чтение» позволяет изучить несколько публикаций по одной теме или проблеме, рассмотреть несколько точек зрения, сделать выбор и обосновать его. Систематическое выполнение таких упражнений и заданий позволяет детям свободно выбирать необходимую информацию, анализировать ее, использовать в нужных целях и формировать навык чтения.

2.Развитие читательской самостоятельности.

Время, отводимое ребенком на чтение, сокращается, литературные вкусы делаются более примитивными. Наша задача – привлечение к чтению, формирование уважения к книге, тяги к библиотеке. «Читающие дети» - символ культуры нации. Благодаря нестандартным заданиям и заданиям творческого характера, систематическим библиотечным занятиям интерес к чтению у детей растет. Возрастает как численность детей, посещающих библиотеки, так и количество прочитанных книг. Меняются предпочтения при выборе литературы: комиксам предпочитается художественная и научно-познавательная литература, детские энциклопедии.

3. Повышение интереса к чтению происходит через приобщение детей к информационным технологиям.

Чтобы интерес учащихся к чтению не снижался и не пропадал, на уроках часто используются презентации. Существуют различные способы презентаций: письменный отчет (сочинение, газета, брошюра, сказка/стихотворение и пр.); визуальный отчет (фотовыставка, художественная выставка, мультимедийная презентация); устный отчет (сообщение по теме, доклад, инсценировка, кукольный театр и пр.).

Мультимедийные презентации используем на разных этапах урока:

на этапе объяснения нового материала – это лексическая работа и работа с электронными словарями (позволяет добиваться более глубокого понимания прочитанного, обогащать, уточнять и активизировать словарь учащихся), работа с ключевыми словами (позволяет прогнозировать, развивать речь и фантазию, облегчает понимание и воспроизведение прочитанного);

при обобщении и систематизации знаний - биографические сведения об авторах, подготовленные как учителем, так и детьми при помощи родителей (учит детей пользоваться электронными носителями, осуществлять отбор информации с учетом возрастных особенностей аудитории);

на этапе закрепления знаний и проверки домашнего задания - это игровые развивающие задания (элемент занимательности способствует поддержанию интереса и работоспособности при обобщении и систематизации знании, развитию познавательной сферы учащихся);

при подготовке к проверочным работам – мультимедийные занятия по изученным темам (позволяет снять эмоциональное напряжение, максимально задействовать класс, высказаться каждому, в занимательной форме закрепить знания детей).

Традиционными становятся уроки творчества, где учащиеся демонстрируют презентации по заданным темам, выполненные с родителями. Использование различных способов презентаций, например мультимедийной презентации на уроках закрепления, театрализованной постановки для параллельного класса и выпуск публикации, позволяет повысить учебную мотивацию, интерес к изучаемому материалу, оптимально использовать время на уроке, учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это, то происходит качественный скачок в развитии и ребенка, и родителей. Наша задача помочь родителям создать качественную информационную среду в доме. Ребенок должен понять то, что компьютер – это не только игрушка, а средство получения информации, и использовать его надо для расширения образовательного потенциала.

Использование таких видов работы на уроках, приобщение родителей, помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, прививать любовь к чтению как к предмету, развивать читательскую самостоятельность, повысить качество знаний учащихся по предмету. А в дальнейшем - умения ученика не только пользоваться каталогами, энциклопедиями, справочниками, предметными рубриками и т.д., но и отбирать информацию, качественно её обрабатывать и излагать ее своими словами с учетом особенности конкретной аудитории.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках в начальной школе позволяет:

Оптимально использовать время на уроке

Углублять межпредметные связи

Создать условия для самостоятельной работы

Осуществлять дифференцированный подход

Развивать творческое мышление

Развивать навыки исследовательской деятельности

Формировать информационную культуру учащихся.