РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной грамотности учащихся как составляющей информационной культуры личности. Под информационной грамотностью понимается набор компетенций, необходимых для получения, понимания, генерирования, оценки, адаптации, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей ребенка, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
В настоящее время уделяется достаточно серьёзное внимание развитию учебных умений работать с информацией, что связано с увеличением ежедневного объёма информации в мире в целом. Поэтому в качестве приоритетной задачи в преподавании предметных дисциплин выдвигается обучение младших школьников навыку поиска необходимой информации, умения изучать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, хранить, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять с информацией из других источников и жизненным опытом, а также передавать данную информацию другим людям.
В ФГОС НОО говорится, что высокое качество образования невозможно без сформированного умения школьников быстро реагировать на изменения в информационном мире, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией» [1].
Работу с информацией в Стандарте предложено структурировать по четырем разделам следующим образом:
Раздел 1. «Получение, поиск и фиксация информации».
Раздет 2. «Понимание и преобразование информации».
Раздел 3. «Применение и представление информации».
Раздел 4. «Оценка достоверности получаемой информации» [1].
Очевидно, что наибольшими образовательными возможностями для решения указанной проблемы обладает школьный предмет «Литературное чтение» за счёт его существенной ориентации на формирование у обучающихся представлений об окружающем мире как об информационном пространстве и возможностях ребенка самостоятельно добывать необходимую информацию, т.е. развивать и формировать информационную грамотность.
Среди современных программных требований по литературному чтению предусматривается формирование умений работать с информацией. Однако, к сожалению, такие требования представлены только в образовательной программе «Начальная школа XXI века».
В наши дни не все учителя начальных классов в полном объёме осознают важность и необходимость полноценной организации такой работы на уроках литературного чтения, несмотря на то, что определен перечень информационных умений при работе с информацией. Таким образом, анализ теоретического и эмпирического материла, изучение и обобщение передового педагогического опыта по формированию информационной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения показали противоречивость и сложность взглядов на содержание и методику подготовки детей младшего школьного возраста и позволили сделать вывод, что вопрос включения различных форм и методов работы в начальную школу в контексте формирования информационной грамотности личности еще недостаточно разработаны.
На уроках литературного чтения учителя начальных классов уделяют большое внимание работе с литературным текстом, ориентированным на использование учащимися полученных знаний, умений и способов действия (универсальные учебные действия) при чтении художественных произведений.
Так, А.Ю. Ямалдинова выделяет основные направления и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, имеющие значение для формирования информационной грамотности младших школьников. Существует несколько видов чтения, которые могут использоваться учителем при формировании информационной грамотности учащихся:
- чтение всего текста (первичное, ознакомительное чтение по заданию учителя);
чтение, деление на смысловые части;
поисковое чтение – вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель – найти конкретную информацию в тексте (информацию об авторе, о главном герое и иные данные);
комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором);
творческое чтение «Живая картинка» (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное);
чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, к иллюстрации по книге;
чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос;
нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста;
нахождение и чтение образных слов и описаний;
нахождение и чтение слов с логическим ударением;
чтение текста с последующим составлением плана (цитатный – даются цитаты из произведения, их нужно расставить в правильной последовательности, чтобы получился цитатный план, вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их по логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней, схематический – ознакомление с текстом и составление различных блоков-схем);
- чтение с остановками – для этой работы выделен общий алгоритм, который состоит из следующих этапов:
а) вызов (конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики);
б) осмысление (чтение текста по небольшим отрывкам с обсуждением содержания каждого из них и прогнозом развития сюжетов. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»);
в) рефлексия (на этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск) [2, c.142].
Но, к сожалению, в школьной практике в процессе организации работы с книгой не все учителя уделяют достойное внимание развитию информационных умений при работе с книгой. Основное правило работы, которое должен использовать каждый учитель в своей практике сегодня, – не давать ребенку знания в готовом виде. Педагог, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребенка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; он должен уметь организовать, направлять и поддерживать деятельность детей по овладению знанием; и организовать самостоятельную формулировку вывода.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации 6-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 2018. – 53 с.
Ямалдинова Н.Р. Предпосылки формирования информационной грамотности личности / Н.Р. Ямалдинова. – М., 2015. – 189 с.