СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие информационной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей ребенка, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Просмотр содержимого документа
«Развитие информационной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной грамотности учащихся как составляющей информационной культуры личности. Под информационной грамотностью понимается набор компетенций, необходимых для получения, понимания, генерирования, оценки, адаптации, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей ребенка, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

В настоящее время уделяется достаточно серьёзное внимание развитию учебных умений работать с информацией, что связано с увеличением ежедневного объёма информации в мире в целом. Поэтому в качестве приоритетной задачи в преподавании предметных дисциплин выдвигается обучение младших школьников навыку поиска необходимой информации, умения изучать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, хранить, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять с информацией из других источников и жизненным опытом, а также передавать данную информацию другим людям.

В ФГОС НОО говорится, что высокое качество образования невозможно без сформированного умения школьников быстро реагировать на изменения в информационном мире, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией» [1].

Работу с информацией в Стандарте предложено структурировать по четырем разделам следующим образом:

Раздел 1. «Получение, поиск и фиксация информации».

Раздет 2. «Понимание и преобразование информации».

Раздел 3. «Применение и представление информации».

Раздел 4. «Оценка достоверности получаемой информации» [1].

Очевидно, что наибольшими образовательными возможностями для решения указанной проблемы обладает школьный предмет «Литературное чтение» за счёт его существенной ориентации на формирование у обучающихся представлений об окружающем мире как об информационном пространстве и возможностях ребенка самостоятельно добывать необходимую информацию, т.е. развивать и формировать информационную грамотность.

Среди современных программных требований по литературному чтению предусматривается формирование умений работать с информацией. Однако, к сожалению, такие требования представлены только в образовательной программе «Начальная школа XXI века».

В наши дни не все учителя начальных классов в полном объёме осознают важность и необходимость полноценной организации такой работы на уроках литературного чтения, несмотря на то, что определен перечень информационных умений при работе с информацией. Таким образом, анализ теоретического и эмпирического материла, изучение и обобщение передового педагогического опыта по формированию информационной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения показали противоречивость и сложность взглядов на содержание и методику подготовки детей младшего школьного возраста и позволили сделать вывод, что вопрос включения различных форм и методов работы в начальную школу в контексте формирования информационной грамотности личности еще недостаточно разработаны.

На уроках литературного чтения учителя начальных классов уделяют большое внимание работе с литературным текстом, ориентированным на использование учащимися полученных знаний, умений и способов действия (универсальные учебные действия) при чтении художественных произведений.

Так, А.Ю. Ямалдинова выделяет основные направления и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, имеющие значение для формирования информационной грамотности младших школьников. Существует несколько видов чтения, которые могут использоваться учителем при формировании информационной грамотности учащихся:

- чтение всего текста (первичное, ознакомительное чтение по заданию учителя);

  • чтение, деление на смысловые части;

  • поисковое чтение – вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель – найти конкретную информацию в тексте (информацию об авторе, о главном герое и иные данные);

  • комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором);

  • творческое чтение «Живая картинка» (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное);

  • чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, к иллюстрации по книге;

  • чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос;

  • нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста;

  • нахождение и чтение образных слов и описаний;

  • нахождение и чтение слов с логическим ударением;

  • чтение текста с последующим составлением плана (цитатный – даются цитаты из произведения, их нужно расставить в правильной последовательности, чтобы получился цитатный план, вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их по логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней, схематический – ознакомление с текстом и составление различных блоков-схем);

- чтение с остановками – для этой работы выделен общий алгоритм, который состоит из следующих этапов:

а) вызов (конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики);

б) осмысление (чтение текста по небольшим отрывкам с обсуждением содержания каждого из них и прогнозом развития сюжетов. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»);

в) рефлексия (на этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск) [2, c.142].

Но, к сожалению, в школьной практике в процессе организации работы с книгой не все учителя уделяют достойное внимание развитию информационных умений при работе с книгой. Основное правило работы, которое должен использовать каждый учитель в своей практике сегодня, – не давать ребенку знания в готовом виде. Педагог, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребенка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; он должен уметь организовать, направлять и поддерживать деятельность детей по овладению знанием; и организовать самостоятельную формулировку вывода.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации 6-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 2018. – 53 с.

  2. Ямалдинова Н.Р. Предпосылки формирования информационной грамотности личности / Н.Р. Ямалдинова. – М., 2015. – 189 с.