М.Б. Снигирева, МБОУ « СОШ №88 с кадетскими классами», (г. Барнаул)
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем [2].
На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании [3].
Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности [1].
На уроках русского языка ставятся следующие задачи:
формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов к предмету;
формирование умений грамотного письма, грамотной речи;
учить обнаруживать ошибку в письменном тексте;
отработка основных орфографических правил;
учить применять орфографические правила на практике;
развитие устной и письменной речи;
развитие вербальных и невербальных функций, участвующих в процессе письма;
развитие различных видов памяти;
обогащение словарного запаса учащихся.
В процессе обучения русскому языку используются различные виды работ, которые способствуют развитию функциональной грамотности младших школьников, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала:
Письмо с проговариванием.
Списывание с исправлением ошибок.
Комментированное письмо.
Предупредительные, объяснительные диктанты.
Пропуск буквы на месте орфограммы.
Письмо по памяти.
Творческие работы.
Выборочное списывание.
Стихотворные упражнения по орфографии.
Словарная работа.
Работа над ошибками.
Орфографические пятиминутки.
Написание сочинений-миниатюр по опорным словам.
Письмо с простукиванием в «опасном месте».
Графические ассоциации.
Комплекс заданий и упражнений на формирование умения обнаруживать орфограммы:
Найди опасное место (учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому нельзя доверять).
Светофор (ученики поднимают сигнальную карточку, как только найдут в слове «опасное место).
«Дырявое» письмо (печатание слов с пропуском «опасных мест», если звуку можно доверять, учащиеся обозначают его буквой, если нет – ставят на его место точку).
«Аукцион» (дети набирают как можно больше орфограмм в тексте).
Нахождение словарных слов в тексте.
Нахождение орфограммы общей для каждого ряда слов. Подбор еще по два слова на эту же орфограмму.
Выбери нужную букву ( В нашем краю растут густые л(е,и)са.).
«Сомнительная буква» (в процессе письма, нужно подчеркнуть букву, в написании которой сомневаешься).
Найди и исправь ошибки в тексте.
Игра «Огоньки» (На доске записаны предложения. Детям предлагается «зажечь» огоньки под изученными орфограммами и объяснить их написание.)
Запишите слова, пропустив все известные вам орфограммы.
Подчеркните в словах одной чертой орфограммы, правописание которых вы можете объяснить, двумя чертами орфограммы, которые не можете объяснить (ещё не изучали).
Распределите слова по изученным орфограммам.
Уровневые показатели сформированности функциональная грамотность:
Умение обнаруживать в слове орфограмму.
Умение определять тип орфограммы и способ проверки.
Умение подобрать проверочные слова.
Умение подвести орфограмму под соответствующее правило.
«Грамотное письмо – это не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание» - писал Н.С. Рождественский [1].
Формирование грамотного письма на уроках русского языка - одна из самых сложных задач. Именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Литература
1. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся.// Начальная школа,1991, № 1
2. Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12
3. Тунгускова, С.Г. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе // http://www.myshared.ru/slide/536583/ - 2013. – 7с.