СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

         На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника. 

        Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка»

М.Б. Снигирева, МБОУ « СОШ №88 с кадетскими классами», (г. Барнаул)

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем [2].

На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании [3].

Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности [1].

На уроках русского языка ставятся следующие задачи:

  • формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов к предмету;

  • формирование умений грамотного письма, грамотной речи;

  • учить обнаруживать ошибку в письменном тексте;

  • отработка основных орфографических правил;

  • учить применять орфографические правила на практике;

  • развитие устной и письменной речи;

  • развитие вербальных и невербальных функций, участвующих в процессе письма;

  • развитие различных видов памяти;

  • обогащение словарного запаса учащихся.

В процессе обучения русскому языку используются различные виды работ, которые способствуют развитию функциональной грамотности младших школьников, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала:

  • Письмо с проговариванием.

  • Списывание с исправлением ошибок.

  • Комментированное письмо.

  • Предупредительные, объяснительные диктанты.

  • Пропуск буквы на месте орфограммы.

  • Письмо по памяти.

  • Творческие работы.

  • Выборочное списывание.

  • Стихотворные упражнения по орфографии.

  • Словарная работа.

  • Работа над ошибками.

  • Орфографические пятиминутки.

  • Написание сочинений-миниатюр по опорным словам.

  • Письмо с простукиванием в «опасном месте».

  • Графические ассоциации.

Комплекс заданий и упражнений на формирование умения обнаруживать орфограммы:

  • Найди опасное место (учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому нельзя доверять).

  • Светофор (ученики поднимают сигнальную карточку, как только найдут в слове «опасное место).

  • «Дырявое» письмо (печатание слов с пропуском «опасных мест», если звуку можно доверять, учащиеся обозначают его буквой, если нет – ставят на его место точку).

  • «Аукцион» (дети набирают как можно больше орфограмм в тексте).

  • Нахождение словарных слов в тексте.

  • Нахождение орфограммы общей для каждого ряда слов. Подбор еще по два слова на эту же орфограмму.

  • Выбери нужную букву ( В нашем краю растут густые л(е,и)са.).

  • «Сомнительная буква» (в процессе письма, нужно подчеркнуть букву, в написании которой сомневаешься).

  • Найди и исправь ошибки в тексте.

  • Игра «Огоньки» (На доске записаны предложения. Детям предлагается «зажечь» огоньки под изученными орфограммами и объяснить их написание.)

  • Запишите слова, пропустив все известные вам орфограммы.

  • Подчеркните в словах одной чертой орфограммы, правописание которых вы можете объяснить, двумя чертами орфограммы, которые не можете объяснить (ещё не изучали).

  • Распределите слова по изученным орфограммам.

Уровневые показатели сформированности функциональная грамотность:

  • Умение обнаруживать в слове орфограмму.

  • Умение определять тип орфограммы и способ проверки.

  • Умение подобрать проверочные слова.

  • Умение подвести орфограмму под соответствующее правило.

«Грамотное письмо – это не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание» - писал Н.С. Рождественский [1].

Формирование грамотного письма на уроках русского языка - одна из самых сложных задач. Именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.


Литература

1. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся.// Начальная школа,1991, № 1

2. Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12

3. Тунгускова, С.Г. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе // http://www.myshared.ru/slide/536583/ - 2013. – 7с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!