СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 4 класс тема: Обобщение о местоимении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение о местоимении»  - первый урок в разделе – «Часть речи – местоимение» направлен на повторение изученного материала в третьем классе. Урок разработан в рамках работы по самообразованию и направлен на развитие функциональной грамотности младших школьников. Урок  построен в виде  комплексной работы с использованием интерактивной доски. Для организации активной мыслительной деятельности на уроке использованы элементы проблемно-поискового, разноуровневого обучения.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка 4 класс тема: Обобщение о местоимении»

Урок русского языка в 4 классе.

Учитель: Соболева Жанна Викторовна

Школа: КГУ «ОСШ №31 г. Темиртау»

Класс: 4 «А»

Тема: Обобщение о местоимении.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Местоимение как часть речи»

Задачи:

Образовательные:

-повторить определение местоимения как части речи, функции, роль в предложении

-закрепить знания учащихся об изменении личных местоимений по числам,

родам (3л.)

закреплять умение склонять местоимения,

-отрабатывать навыки правописания местоимений с предлогами,

- уточнить синтаксическую роль местоимений в предложении.

Развивающие:

-развивать каллиграфические, орфографические навыки

-развивать речь, воображение

Воспитательные:

-воспитание внимательного отношения к языку, сознательного отношения к учёбе (уроку), аккуратности в оформлении работ.


Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Сегодня, ребята, мы начинаем изучать такую часть речи, о которой уже многое узнали в 3 классе. Наша задача – вспомнить об этой части речи все пройденное, чтобы подготовить основу для изучения нового материала. Я думаю, что если мы будем все работать, поддерживать друг друга, помогать, у нас всё получится.


2. Актуализация знаний. (Страница 2)

Прочитайте текст. Что бы вы в нем хотели исправить, изменить?


В декабре землю укрыл белый пушистый снег. Мы решили кормить птиц. Папа сделал кормушку. Он повесил кормушку за окном. Каждое утро к нам прилетали в…р…бьи. В…р…бьи с громким чириканьем клевали хлебные крошки. Однажды в столовую залетела с…ничка. Для с…нички мы стали вешать сало на нитке. А теперь каждый день прилетает с…рока. С…рока медленно клюет, в…р…бьи взволнованно чирикают на соседних ветках.


Заменяем повторы. (Страница 3)

3. Словарная работа.

- В каких словах пропущены буквы? Какие это слова?

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какое еще словарное слово заметили в тексте?(декабрь)

4. Обобщение о местоимении.

- Слова какой части речи мы убрали? (Существительные)

Слова какой части речи вставили? (Местоимения) Почему? (чтобы не было повторов)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Местоимение) (Страница 1)

- Что такое местоимение? (это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него)

Зачем нужны местоимения? (чтобы не было повторов)

- Какую часть речи заменяет местоимение? (имена существительные)

Местоимения делятся на 9 групп. Мы в начальной школе изучаем только те, которые заменяют существительные.

- Как называют эту группу местоимений? (личные) Почему? (указывают на лица, на собеседников)

- К концу урока мы заполним этот кластер о местоимении. (Страница 3)

А сейчас мы уже можем вписать вывод по предыдущему заданию.

- Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, не называя его.)

Вписываем в кластер «Заменяют имена существительные»


- Как вы думаете, если местоимения заменяют имена существительные, могут ли они иметь признаки имени существительного? (Да) Давайте уточним, какие.


  1. - Сравните местоимения в этих предложениях.


Мы решили кормить птиц. Он повесил ее за окном.


- Чем отличаются? (единственное число и множественное число)

- Приведите свое примеры местоимений единственного и множественного числа. (я, она, ты – ед. число, они, вы – множественное число)

- Если в разговоре мы говорим о себе, Какое местоимение употребляем? (я, мы) Это будет какое лицо? (первое)

- Назовите местоимения 2 лица. (ты, вы) Это собеседники в нашем разговоре. Местоимения третьего лица (он, она, оно, они) называют лица, не участвующие в разговоре.


Заполните таблицу различия местоимений по лицам и числам. (Страница 5)


Ед. ч.

Мн. ч.

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они


- Почему в 3 лице три местоимения? (Местоимения 3-го лица ед. числа имеют род)

- Какой вывод можно записать в кластер? (бывают ед. числа и мн. числа,

бывают 1, 2, 3 лица, в 3 лице ед. числа имеют род)


  1. Спишите предложения, в которых есть скобки. Раскройте скобки в процессе записи.


Как написали Существительные с предлогами? Почему?

- Что вы можете сказать о местоимениях? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно)


  1. - На какие вопросы отвечают личные местоимения? Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные.

Значит, местоимения склоняются?

1ряд – просклонять Я, мы

2 ряд – ты, вы

3 ряд – он, они

(представитель каждого ряда – у доски)

Проверка. Заполняем кластер: местоимения склоняются.


8. Синтаксическая роль в предложении. (Страница 6)

- Какую роль имена существительные выполняют в предложении? (подлежащего, дополнения, обстоятельства)

Давайте выясним, какую роль в предложении играют местоимения.

Кому будет, трудно, или не успеет, может выполнить разбор этих предложений:

Он повесил ее за окном. Для нее мы приготовили сало на нитке.

Если быстро справитесь с работой, разберите еще и это предложение:

Каждое утро к нам прилетали воробьи.

Самым быстрым – придумать предложение по схеме, чтобы в нем были местоимения.


Проверка – 1 предложение подробно.

- Назовите предложения, в которых местоимения играют роль подлежащих.

- Встретились ли вам предложения, в которых местоимения являются дополнением?


Заполняем кластер: В предложении бывают подлежащим или дополнением.

  1. Самостоятельная работа.

Выписать местоимения из записанных предложений, определить у них число, лицо, род.

Он – ед.ч., 3 л., м.р., ее – ед.ч., ж.р., 3 л, к нам – мн.ч., 3 л., для нее - ед.ч., ж.р., 3 л., мы – мн.ч., 1 л..

  1. Обобщение по кластеру.

Что мы сегодня вспомнили о местоимении?


  1. ТЕСТ
    ПОДЧЕРКНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: (Страница 7)

  1. Местоимение:


а) это слово

б) часть речи

в) член предложения.


2. Местоимение:

а) обозначает предмет

б) признак предмета

в) указывает на предмет, но не называет его


3. Личные местоимения:

а) отвечают на вопросы существительных

б) глаголов

в) нельзя задать вопрос

4. Подчеркни правильно составленные предложения:

а) Воробей подлетел к кормушке. Воробей стал клевать крошки.
б) Он подлетел к кормушке. Он стал клевать крошки.
в) Воробей подлетел к кормушке. Он стал клевать крошки.

5.По родам изменяются местоимения:

а) 1 лица единственного числа;

б) 3 лица единственного числа;

в) 2 лица единственного числа;

Проверка правильности выполнения теста по ключу на доске.( Сдвинуть картинку птичек. Под ними – ключ к тесту)

1б, 2в, 3а, 4в, 5б

  1. Домашнее задание. Стр. 126. упр. 325.

12. Выставление оценок.

13. Рефлексия. (Страница 8)

- Кому было трудно на уроке? В чем было особенно трудно?

Прикрепите, пожалуйста, стикер к тому смайлику, который отражает ваше настроение после урока.


Список используемой литературы.

  1. С.В. Кутявина “Поурочные разработки по русскому языку”.

  2. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы”.

  3. С.Э Уразова “Стихотворения для уроков русского языка”.

  4. http://festival.1september.ru/articles/583132/

  5. http://net-edu.ru/node/8822



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!