Урок русского языка в 4 классе.
Учитель: Соболева Жанна Викторовна
Школа: КГУ «ОСШ №31 г. Темиртау»
Класс: 4 «А»
Тема: Обобщение о местоимении.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Местоимение как часть речи»
Задачи:
Образовательные:
-повторить определение местоимения как части речи, функции, роль в предложении
-закрепить знания учащихся об изменении личных местоимений по числам,
родам (3л.)
закреплять умение склонять местоимения,
-отрабатывать навыки правописания местоимений с предлогами,
- уточнить синтаксическую роль местоимений в предложении.
Развивающие:
-развивать каллиграфические, орфографические навыки
-развивать речь, воображение
Воспитательные:
-воспитание внимательного отношения к языку, сознательного отношения к учёбе (уроку), аккуратности в оформлении работ.
Ход урока:
Оргмомент.
- Сегодня, ребята, мы начинаем изучать такую часть речи, о которой уже многое узнали в 3 классе. Наша задача – вспомнить об этой части речи все пройденное, чтобы подготовить основу для изучения нового материала. Я думаю, что если мы будем все работать, поддерживать друг друга, помогать, у нас всё получится.
2. Актуализация знаний. (Страница 2)
Прочитайте текст. Что бы вы в нем хотели исправить, изменить?
В декабре землю укрыл белый пушистый снег. Мы решили кормить птиц. Папа сделал кормушку. Он повесил кормушку за окном. Каждое утро к нам прилетали в…р…бьи. В…р…бьи с громким чириканьем клевали хлебные крошки. Однажды в столовую залетела с…ничка. Для с…нички мы стали вешать сало на нитке. А теперь каждый день прилетает с…рока. С…рока медленно клюет, в…р…бьи взволнованно чирикают на соседних ветках.
Заменяем повторы. (Страница 3)
3. Словарная работа.
- В каких словах пропущены буквы? Какие это слова?
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какое еще словарное слово заметили в тексте?(декабрь)
4. Обобщение о местоимении.
- Слова какой части речи мы убрали? (Существительные)
Слова какой части речи вставили? (Местоимения) Почему? (чтобы не было повторов)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Местоимение) (Страница 1)
- Что такое местоимение? (это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него)
Зачем нужны местоимения? (чтобы не было повторов)
- Какую часть речи заменяет местоимение? (имена существительные)
Местоимения делятся на 9 групп. Мы в начальной школе изучаем только те, которые заменяют существительные.
- Как называют эту группу местоимений? (личные) Почему? (указывают на лица, на собеседников)
- К концу урока мы заполним этот кластер о местоимении. (Страница 3)
А сейчас мы уже можем вписать вывод по предыдущему заданию.
- Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, не называя его.)
Вписываем в кластер «Заменяют имена существительные»
- Как вы думаете, если местоимения заменяют имена существительные, могут ли они иметь признаки имени существительного? (Да) Давайте уточним, какие.
- Сравните местоимения в этих предложениях.
Мы решили кормить птиц. Он повесил ее за окном.
- Чем отличаются? (единственное число и множественное число)
- Приведите свое примеры местоимений единственного и множественного числа. (я, она, ты – ед. число, они, вы – множественное число)
- Если в разговоре мы говорим о себе, Какое местоимение употребляем? (я, мы) Это будет какое лицо? (первое)
- Назовите местоимения 2 лица. (ты, вы) Это собеседники в нашем разговоре. Местоимения третьего лица (он, она, оно, они) называют лица, не участвующие в разговоре.
Заполните таблицу различия местоимений по лицам и числам. (Страница 5)
| Ед. ч. | Мн. ч. |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо | он, она, оно | они |
- Почему в 3 лице три местоимения? (Местоимения 3-го лица ед. числа имеют род)
- Какой вывод можно записать в кластер? (бывают ед. числа и мн. числа,
бывают 1, 2, 3 лица, в 3 лице ед. числа имеют род)
Спишите предложения, в которых есть скобки. Раскройте скобки в процессе записи.
Как написали Существительные с предлогами? Почему?
- Что вы можете сказать о местоимениях? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно)
- На какие вопросы отвечают личные местоимения? Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные.
Значит, местоимения склоняются?
1ряд – просклонять Я, мы
2 ряд – ты, вы
3 ряд – он, они
(представитель каждого ряда – у доски)
Проверка. Заполняем кластер: местоимения склоняются.
8. Синтаксическая роль в предложении. (Страница 6)
- Какую роль имена существительные выполняют в предложении? (подлежащего, дополнения, обстоятельства)
Давайте выясним, какую роль в предложении играют местоимения.
Кому будет, трудно, или не успеет, может выполнить разбор этих предложений:
Он повесил ее за окном. Для нее мы приготовили сало на нитке.
Если быстро справитесь с работой, разберите еще и это предложение:
Каждое утро к нам прилетали воробьи.
Самым быстрым – придумать предложение по схеме, чтобы в нем были местоимения.
Проверка – 1 предложение подробно.
- Назовите предложения, в которых местоимения играют роль подлежащих.
- Встретились ли вам предложения, в которых местоимения являются дополнением?
Заполняем кластер: В предложении бывают подлежащим или дополнением.
Самостоятельная работа.
Выписать местоимения из записанных предложений, определить у них число, лицо, род.
Он – ед.ч., 3 л., м.р., ее – ед.ч., ж.р., 3 л, к нам – мн.ч., 3 л., для нее - ед.ч., ж.р., 3 л., мы – мн.ч., 1 л..
Обобщение по кластеру.
Что мы сегодня вспомнили о местоимении?
ТЕСТ
ПОДЧЕРКНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: (Страница 7)
Местоимение:
а) это слово
б) часть речи
в) член предложения.
2. Местоимение:
а) обозначает предмет
б) признак предмета
в) указывает на предмет, но не называет его
3. Личные местоимения:
а) отвечают на вопросы существительных
б) глаголов
в) нельзя задать вопрос
4. Подчеркни правильно составленные предложения:
а) Воробей подлетел к кормушке. Воробей стал клевать крошки.
б) Он подлетел к кормушке. Он стал клевать крошки.
в) Воробей подлетел к кормушке. Он стал клевать крошки.
5.По родам изменяются местоимения:
а) 1 лица единственного числа;
б) 3 лица единственного числа;
в) 2 лица единственного числа;
Проверка правильности выполнения теста по ключу на доске.( Сдвинуть картинку птичек. Под ними – ключ к тесту)
1б, 2в, 3а, 4в, 5б
Домашнее задание. Стр. 126. упр. 325.
12. Выставление оценок.
13. Рефлексия. (Страница 8)
- Кому было трудно на уроке? В чем было особенно трудно?
Прикрепите, пожалуйста, стикер к тому смайлику, который отражает ваше настроение после урока.
Список используемой литературы.
С.В. Кутявина “Поурочные разработки по русскому языку”.
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы”.
С.Э Уразова “Стихотворения для уроков русского языка”.
http://festival.1september.ru/articles/583132/
http://net-edu.ru/node/8822