СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной культуры

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной культуры»

Формирование информационной культуры учащихся.


В настоящее время во всем мире доминантами общественного разви­тия становятся знания и информационные технологии. Информационный потенциал нации все более определяет ее социально-экономическое поло­жение в мировом сообществе. Неслучайно XXI век называют временем формирования информационного общества, главный признак которого -утверждение культа знаний и осознание того, что ни одну задачу в обще­стве нельзя решить без переработки значительных объемов информации.

Данные тенденции общественного развития нашли отражение в реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Одна из важнейших задач современной школы - научить молодого гражданина ориентировать­ся в массивах информации и подготовить его к жизни и деятельности в ус­ловиях информационного общества.

Под информационной культурой следует понимать сис­тематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечиваю­щую оптимальное осуществление индивидуальной информационной дея­тельности школьника. Очевидна взаимосвязь формирования информа­ционной культуры и функциональной грамотности школьника как ее пер­вой фундаментальной ступени.

С этой целью необходимо использовать способы формирования у школь­ников учебных умений и навыков, связанных с переработкой информации.

Формирование у школьников умений и навыков информационной культуры направлено:

  • более рациональную работу школьников с учебным текстом;

  • полное и точное понимание учебного текста основной массой учащихся;

  • овладение методами аналитико-синтетической переработки ин­формации;

  • освоение рациональных приемов и способов самостоятельного по­иска информации;

  • сокращение интеллектуальных и временных затрат на выполнение домашних заданий;

  • повышение мотивации обучения;

  • рост качества знаний и, как результат этого, успешную итоговую аттестацию выпускников в форме ЕГЭ.

Одновременно происходит понимание того, что учитель должен изба­виться от комплекса «главного звена в передаче знаний». Знание, как иде­альное образование, не может быть непосредственно передано одним субъектом другому - оно может быть выработано субъектом только в ре­зультате собственной активности. И помочь ему в этом должно овладение основами информационной культуры.

С чего начинать формирование информационной культуры? Конеч­но, с обучения рациональным способам работы с учебным текстом, с фор­мирования того, что принято называть функциональной грамотностью. Именно она должна стать основой, фундаментом информационной куль­туры старшеклассников.

Что же включает в себя понятие функциональной грамотности, если речь идет о работе с учебным текстом? Прежде всего, это:

  • понимание текста, или активное чтение;

  • способы чтения;

  • ответ на вопрос;

  • постановка вопроса;

  • умение излагать изученный материал сжато, подробно, выборочно;

  • составление плана, конспекта;

- чтение и составление схемы, диаграммы, таблицы.
Формирование функциональной грамотности тесно связано с разви­тием учебно-интеллектуальных умений:

  • мотивации учебной деятельности;

  • восприятия информации;

  • рациональных приемов запоминания и выделения главного.

Все эти проблемы решаются учителями в ходе всего процесса обуче­ния, но особенно много внимания им приходится уделять в среднем звене школы. Хотя проблемами функциональной грамотности вплотную зани­маются еще в начальной школе, получив пятиклассников, каждый учитель-предметник сразу понимает, как много предстоит сделать.

При этом следует помнить об основных дидактических требованиях к обучению умению учиться.

Мотивация обучения. Она предполагает осознание школьниками учения как общественного и личного долга; убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей; стремление сделать свой учебный труд более продуктивным; интерес к процессу учеб­ной деятельности; действенную потребность в самообразовании.

Выработка умений в единстве с формированием знаний предполага­ет, что формирование общих способов учебно-познавательной деятельно­сти осуществляется в единстве с формированием предметных знаний и умений.

Активизация обучения показывает, что развивать умения и способ­ности результативно можно лишь в процессе активной учебно-познавательной деятельности школьников.

Доступность обучения предполагает использование тех приемов деятельности, которые могут быть доступно разъяснены; применение из­вестной обучающимся и понятной детям терминологии; обучение кон­кретным, достаточно простым приемам деятельности; постепенность вве­дения теоретического материала.

Преемственность в обучении означает формирование умений с опо­рой на знания и умения, уже сформированные на предыдущих ступенях обучения. Например, при формировании навыков составления плана школьники сначала учатся составлять простой план, затем - сложный, те­зисный и далее - конспект. Огромную роль могла бы сыграть и межпред­метная преемственность, но такая система развития учебно-познавательных умений школьников еще не разработана.

Система упражнений предполагает, что учебные задания заранее планируются; для них выбирается не второстепенный, а основной матери­ал; они должны соответствовать возрастному уровню школьников и сти­мулировать их развитие; проводиться в последовательности, обеспечи­вающей достижение все более высоких результатов.

Применение памяток - инструктивных предписаний, помогающих осуществлять учебные операции, которые обеспечивают переход учащихся от эмпирического к теоретическому уровню обучения умению учиться.

Интеллектуальные умения учащихся формируются на двух уровнях - эмпирическом и теоретическом.

На эмпирическом уровне умения формируются благодаря многочис­ленным упражнениям, но без сколько-нибудь глубокого разъяснения учи­телем сути осуществляемых мыслительных операций, а значит - без осоз­нания школьниками используемых методов, стихийно, интуитивно. Без эмпирического пути при формировании функциональной грамотности школьников не обойтись. Необходимость обращения к не­му обусловлена двумя факторами: возрастной ограниченностью познава­тельных способностей и сложностью мыслительных операций. На опреде­ленной ступени эмпирический подход формирует умения, но степень их развития недостаточна. В любом случае, не следует надеяться, что более сложные виды деятельности будут также усвоены обучающимися «сами собой».

Более важен второй уровень - теоретический. Главным его призна­ком является разъяснение способов учебно-познавательной деятельности и осознанное применение их учащимися.

Процесс разъяснения приема работы состоит из следующих элементов:

  • характеристика, определение приема работы;

  • выяснение действий, из которых складывается данный вид дея­тельности (памятка);

  • проведение обучающего упражнения;

  • контроль выполнения;

  • самостоятельное применение в повседневной практике. Теоретический уровень позволяет:

  • достичь осознанного усвоения методов обучения;

  • обеспечивает возможность их применения в новой учебно-познавательной обстановке;

  • стимулирует более интенсивное развитие мышления;

  • улучшает усвоение основ науки;

  • ликвидирует перегрузку, ведь устают не от того, что работают много, а от того, что работают неумело.

В младших классах идет обучение в большей мере на эмпирическом уровне, в средних и старших - на теоретическом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!