Формирование информационной культуры учащихся.
В настоящее время во всем мире доминантами общественного развития становятся знания и информационные технологии. Информационный потенциал нации все более определяет ее социально-экономическое положение в мировом сообществе. Неслучайно XXI век называют временем формирования информационного общества, главный признак которого -утверждение культа знаний и осознание того, что ни одну задачу в обществе нельзя решить без переработки значительных объемов информации.
Данные тенденции общественного развития нашли отражение в реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Одна из важнейших задач современной школы - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации и подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
Под информационной культурой следует понимать систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности школьника. Очевидна взаимосвязь формирования информационной культуры и функциональной грамотности школьника как ее первой фундаментальной ступени.
С этой целью необходимо использовать способы формирования у школьников учебных умений и навыков, связанных с переработкой информации.
Формирование у школьников умений и навыков информационной культуры направлено:
более рациональную работу школьников с учебным текстом;
полное и точное понимание учебного текста основной массой учащихся;
овладение методами аналитико-синтетической переработки информации;
освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации;
сокращение интеллектуальных и временных затрат на выполнение домашних заданий;
повышение мотивации обучения;
рост качества знаний и, как результат этого, успешную итоговую аттестацию выпускников в форме ЕГЭ.
Одновременно происходит понимание того, что учитель должен избавиться от комплекса «главного звена в передаче знаний». Знание, как идеальное образование, не может быть непосредственно передано одним субъектом другому - оно может быть выработано субъектом только в результате собственной активности. И помочь ему в этом должно овладение основами информационной культуры.
С чего начинать формирование информационной культуры? Конечно, с обучения рациональным способам работы с учебным текстом, с формирования того, что принято называть функциональной грамотностью. Именно она должна стать основой, фундаментом информационной культуры старшеклассников.
Что же включает в себя понятие функциональной грамотности, если речь идет о работе с учебным текстом? Прежде всего, это:
понимание текста, или активное чтение;
способы чтения;
ответ на вопрос;
постановка вопроса;
умение излагать изученный материал сжато, подробно, выборочно;
составление плана, конспекта;
- чтение и составление схемы, диаграммы, таблицы.
Формирование функциональной грамотности тесно связано с развитием учебно-интеллектуальных умений:
мотивации учебной деятельности;
восприятия информации;
рациональных приемов запоминания и выделения главного.
Все эти проблемы решаются учителями в ходе всего процесса обучения, но особенно много внимания им приходится уделять в среднем звене школы. Хотя проблемами функциональной грамотности вплотную занимаются еще в начальной школе, получив пятиклассников, каждый учитель-предметник сразу понимает, как много предстоит сделать.
При этом следует помнить об основных дидактических требованиях к обучению умению учиться.
Мотивация обучения. Она предполагает осознание школьниками учения как общественного и личного долга; убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей; стремление сделать свой учебный труд более продуктивным; интерес к процессу учебной деятельности; действенную потребность в самообразовании.
Выработка умений в единстве с формированием знаний предполагает, что формирование общих способов учебно-познавательной деятельности осуществляется в единстве с формированием предметных знаний и умений.
Активизация обучения показывает, что развивать умения и способности результативно можно лишь в процессе активной учебно-познавательной деятельности школьников.
Доступность обучения предполагает использование тех приемов деятельности, которые могут быть доступно разъяснены; применение известной обучающимся и понятной детям терминологии; обучение конкретным, достаточно простым приемам деятельности; постепенность введения теоретического материала.
Преемственность в обучении означает формирование умений с опорой на знания и умения, уже сформированные на предыдущих ступенях обучения. Например, при формировании навыков составления плана школьники сначала учатся составлять простой план, затем - сложный, тезисный и далее - конспект. Огромную роль могла бы сыграть и межпредметная преемственность, но такая система развития учебно-познавательных умений школьников еще не разработана.
Система упражнений предполагает, что учебные задания заранее планируются; для них выбирается не второстепенный, а основной материал; они должны соответствовать возрастному уровню школьников и стимулировать их развитие; проводиться в последовательности, обеспечивающей достижение все более высоких результатов.
Применение памяток - инструктивных предписаний, помогающих осуществлять учебные операции, которые обеспечивают переход учащихся от эмпирического к теоретическому уровню обучения умению учиться.
Интеллектуальные умения учащихся формируются на двух уровнях - эмпирическом и теоретическом.
На эмпирическом уровне умения формируются благодаря многочисленным упражнениям, но без сколько-нибудь глубокого разъяснения учителем сути осуществляемых мыслительных операций, а значит - без осознания школьниками используемых методов, стихийно, интуитивно. Без эмпирического пути при формировании функциональной грамотности школьников не обойтись. Необходимость обращения к нему обусловлена двумя факторами: возрастной ограниченностью познавательных способностей и сложностью мыслительных операций. На определенной ступени эмпирический подход формирует умения, но степень их развития недостаточна. В любом случае, не следует надеяться, что более сложные виды деятельности будут также усвоены обучающимися «сами собой».
Более важен второй уровень - теоретический. Главным его признаком является разъяснение способов учебно-познавательной деятельности и осознанное применение их учащимися.
Процесс разъяснения приема работы состоит из следующих элементов:
характеристика, определение приема работы;
выяснение действий, из которых складывается данный вид деятельности (памятка);
проведение обучающего упражнения;
контроль выполнения;
самостоятельное применение в повседневной практике. Теоретический уровень позволяет:
достичь осознанного усвоения методов обучения;
обеспечивает возможность их применения в новой учебно-познавательной обстановке;
стимулирует более интенсивное развитие мышления;
улучшает усвоение основ науки;
ликвидирует перегрузку, ведь устают не от того, что работают много, а от того, что работают неумело.
В младших классах идет обучение в большей мере на эмпирическом уровне, в средних и старших - на теоретическом.