СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в рамках предмета «Окружающий мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в рамках предмета «Окружающий мир»»

Методическая тема


Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в рамках предмета «Окружающий мир»



Разработала учитель начальных классов

Первой категории Гордеева Ольга Васильевна


Актуальность темы

Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.

Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремится к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Объект исследования - процесс формирования исследовательских умений и навыков. Предмет исследования – серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир». Следовательно, целью исследования будет являться подбор упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Планета знаний» Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов.

Для того чтобы реализовать цель, мы рассмотрим некоторые аспекты выбранной темы, которые и являются задачами исследования:

- проанализировать теоретические основы исследовательских методов;

- проанализировать возможности и условия развития исследовательских умений и навыков у младших школьников в условиях ФГОС;

- систематизировать серию заданий по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Планета знаний»

- разработать методические рекомендации по использованию упражнений.













Методические рекомендации к упражнениям по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Планета знаний» Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов



1.Упражнение «Многознайка»

Цель: определение учащимися тем, которые, на их взгляд, ближе и интереснее

Учитель начинает предложение с таких слов « А я могу рассказать вам много интересного о…», каждый ученик должен продолжить предложение и затем выбирается тот ответ, который более всего подходит к теме урока. Ученик, который дал его, рассказывает всё, что он знает по данной теме. Другие учащиеся дополняют его ответ (при необходимости).

(Фрагмент урока на тему «Что вы уже знаете об окружающем мире и нашей планете?»

Учитель начинает предложение с таких слов « А я могу рассказать вам много интересного о…». Ученики продолжают предложение и затем выбирается тот ответ, который более всего подходит к теме урока. Ученик, который дал его, рассказывает всё, что он знает по данной теме.)



2.Упражнение «Угадай - ка»

Цель: развитие догадки и логического мышления

Учитель предлагает одному из учащихся посмотреть на картинку (слово) и изобразить то, что там нарисовано, другие учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.

(Фрагмент урока на тему «Россия – Родина космонавтики».

Задание: изобрази то, что нарисовано на картинке (космический корабль). Ребята должны догадаться, о чём идёт речь.)

Ребята, находясь в космосе, человек испытывает необычное чувство легкости тела. Кто из вас знает, как такое состояние называется? Давайте и мы попробуем испытать это состояние. Опишите один день вашей воображаемой жизни.



3.Упражнение «Где я? Кто я?»

Цель: развитие догадки и логического мышления

Учитель предлагает прослушать небольшой музыкальный отрывок и нарисовать или написать то, что представили себе учащиеся. Затем результаты демонстрируются всему классу и обсуждаются. Выделятся главная тема.

(Фрагмент урока на тему «Времена года».

Учитель дает детям прослушать небольшой музыкальный отрывок из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года. Декабрь. Святки». Задание: нарисуйте или напишите то, что представили себе.)

4.Упражнение «Представь себе!»

Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы

Учитель называет слово с общим названием или предложение. Учащиеся должны нарисовать то, что они представили. Все рисунки поясняются учащимися после завершения упражнения.

(Фрагмент урока на тему «Инструменты и приборы. Практическая работа.

Учитель называет слово с общим названием: прибор или инструмент. Задание: нарисуйте то, что представили. Расскажите, что нарисовали.)



5.Упражнение «Словесная картина»

Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы

Учитель дает каждой группе текст загадки. Задание: отгадайте и нарисуйте предмет, связанный с темой урока. После обсуждения получившихся «картин», называется тема урока.

(Фрагмент урока на тему «Книги. Наблюдения, рассуждения, выводы. Их роль в познании окружающего мира».

Учитель дает каждой группе текст загадки.

1 группе

2 группе

3 группе

4 группе

Говорит она беззвучно, 
А понятно и не скучно. 
Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней.


Хоть не шляпа, а с полями, 
Не цветок, а с корешком. 
Разговаривает с нами 
Всем понятным языком.


Я всё знаю, всех учу, 
А сама всегда молчу. 
Чтоб со мною подружиться, 
Нужно грамоте учиться.


Не дерево, а с листами, 
Не рубашка, а сшита, 
Не растение, а с корешком, 
Не человек, а с разумом.


Задание: отгадайте и нарисуйте предмет, связанный с темой урока.

После обсуждения получившихся «картин», называется тема урока.)



6. Упражнение «Продолжай - ка»

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

1)Учитель начинает предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант;

2) Учитель рассказывает историю, но оставляет её незаконченной. Учащиеся должны написать продолжение, закончив определенными словами, которые учитель предварительно озвучил.

(Фрагмент урока на тему «Органы чувств. Зрение, слух, обоняние, вкус. Практическая работа?»

Работа в группах.

Задание 1: Продолжите предложение, выбрав правильный ответ:

Чтобы сберечь глаза я делаю так… .

Варианты ответов:
– читаю лежа;
– не читаю в транспорте, в темноте, лежа;
– сижу за столом прямо, не пишу с низко опущенной головой;
– ставлю лампу слева при выполнении домашнего задания;
– смотрю телевизор сколько хочу;
– смотрю телевизор не более 40 минут, на расстоянии 2– 2,5 метра от экрана;
– не бегаю с острыми предметами в руках;
– соблюдаю нужное расстояние при письме и чтении.

Задание 2: Продолжите высказывание, выбрав правильный ответ: Микробы очень маленькие и живые, они попадают в организм человека через кожу рук, слизистые оболочки носа и рта. Чтобы защититься от микробов я делаю так: 

Варианты ответов:

– раз в неделю основательно моюсь горячей водой с мылом;
– когда чихаю никогда не закрываю нос и рот платком;
– всегда мою руки с мылом перед едой;
– чищу уши булавкой или еще чем-нибудь острым;
– использую только ватные палочки для чистки ушных раковин;
– ем только мытые овощи и фрукты;
– чищу зубы дважды в день.

Задание 3: Учитель читает детям неоконченный рассказ: « Лена с Машей на перемене очень громко разговаривают, Наташа распевается, а Ваня с Костей спорят…»

- Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя (1 группе), одноклассника (2 группе), вороны, живущей в живом уголке (3 группе), школьного врача (4 группе).

В ходе выполнения этих заданий очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. Отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобранного рода позволят развить у детей способности мыслительного перемещения.



7. Упражнение «По следам идем и ответ найдем»

Цель: развитие логического и аналитического мышления

Учитель организует работу в парах (в малых группах). На карточках написаны этапы, которые необходимо разложить в правильной последовательности. Результаты проверяются, обсуждаются и корректируются.

(Фрагмент урока на тему «Свойства веществ. Демонстрация опытов »

Работа в парах. На карточках написаны пункты плана, которые необходимо разложить в правильной последовательности:

- Из чего состоят вещества?

-Что происходит с веществами при нагревании и охлаждении?

- Что такое тела и вещества?

Результаты проверяются, обсуждаются и корректируются.

Теперь кратко ответьте на эти вопросы.



8. Упражнение «Я не я»

Цель: развитие умения видеть проблемы

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

(Фрагмент урока на тему « Космос. Солнце – звезда».

Работа в группах

- Человек любой профессии может рассказать что – то о Солнце. С вами хотят поделиться своими наблюдениями представители разных профессий. Они не назовут свои профессии, вы попробуйте сами догадаться и доказать свой выбор.

Группа №1 «Как приятно полежать летом на пляже, покупаться в воде. Самые «добрые» лучи в мае, когда солнце ещё не так печет. Вот в это время наиболее ощущается польза солнца. Под действием солнечных лучей в нашем организме образуется витамин Д, который способствует укреплению костей. Также солнечные лучи улучшают прочность костей, развивают выносливость организма, повышается устойчивость к болезням. На солнце следует находиться не более 40-50 минут в день. Детям рекомендуется не загорать в период с 11.00 до 16.00, так как у них очень чувствительная кожа».

-Какая же это профессия? Обоснуйте.

Группа №2 Где бы ни оказался человек (на суше или в океане, в джунглях или в пустыне), решил ли остаться на месте или отправиться в путь, он в первую очередь должен сориентироваться, определить свое местонахождение. Можно прибегнуть к помощи солнца. Направление на север в северном полушарии определяют, став в полдень спиной к солнцу. Тень, отброшенная телом, словно стрелка, укажет на север. При этом запад будет по левую руку, а восток по правую. В южном полушарии все наоборот: тень ляжет на юг, а запад и восток окажутся соответственно справа и слева. В полдень (на территории России это 13 часов по зимнему времени и 14 часов — по летнему) Солнце находится в направлении юга. В это же время предметы отбрасывают самую короткую тень, причет она ложится в направлении на север.

Кто это? Обоснуйте. (Солнце помогает путешественникам найти правильный путь, не заблудиться, а ночью – звёзды).

Группа №3 Солнце медленно опускается к горизонту. Диск солнца окрашивается в ярко-оранжевый цвет. Теперь солнце подсвечивает облака на небе снизу, и они приобретают легкий розоватый оттенок. Большое оранжевое солнце прощально пылает, медленно скрываясь из вида. Сначала, кажется, что оно движется очень медленно, пробегая лучами по ветвям деревьев и окнам домов, а потом резко ныряет  за горизонт. Земля погружается в сумерки. А в небе еще некоторое время  блеклое зарево  в том месте, где спряталось солнце. Быстро темнеет, и в небе загораются первые звезды.

- Какая же это профессия? Обоснуйте.

- Мы услышали, что говорят о солнце врач, путешественник, художник. А что астроном расскажет о солнце? Обратимся к научной литературе. (Учебник с.56)

-Что нового узнали о звезде по имени Солнце?

Фрагмент урока на тему « Вода в твердом состоянии. Что такое снег. Практическая работа».

Учитель читает детям неоконченный рассказ: «Днем небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на крыши домов, деревья, тротуары, дороги…»

- Продолжите рассказ. 1 группа: «Представьте, что вы гуляете во дворе с друзьями. Как вы отнесетесь к появлению снега?». 2 группа: «Представьте, что вы водитель грузовика, едущего по дороге. Как вы отнесетесь к появлению снега?». 3 группа: «Представьте, что вы летчик, отправляющийся в полет. Как вы отнесетесь к появлению снега?». 4 группа: «Представьте, что вы мэр города. Как вы отнесетесь к появлению снега?». 5 группа: «Представьте, что вы ворона, сидящая на дереве. Как вы отнесетесь к появлению снега?». 6 группа: «Представьте, что вы зайчик в лесу. Как вы отнесетесь к появлению снега?».)



9. Упражнение «Кто я? Что я?»

Цель: развитие умение видеть проблемы

На доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации.)



















(Фрагмент урока на тему «Свойства жидкой воды. Практическая работа. Определение свойств жидкой воды».

На доске спайдограмма, которую необходимо заполнить. Под стрелками подписи: без цвета, без вкуса, без запаха, прозрачна, текуча.

-Определите тему урока.

Фрагмент урока на тему «Свойства воздуха».

На доске спайдограмма, которую необходимо заполнить. В центре записана тема урока: Свойства воздуха»

-Сделайте подписи под стрелками.



10. Упражнение «Я такая! Я такой!»

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

На­зывается предмет. Например: стол. Задача учащихся - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого предме­та. Учитель может организовать работу над данным упражнением как индивидуально, так и в группах.

(Фрагмент урока на тему «Луна - спутник Земли. Затмение Луны и Солнца».

Учитель на­зывает предмет: луна.

- Называйте признаки этого предмета. Выиграет тот, кто окажется последним.

Домашнее задание: Раз в неделю (в течение месяца) зарисовывайте ее в тетрадь.

Дети ведут наблюдение за изменениями ее формы.

Фрагмент урока на тему « Инструменты и приборы. Практическая работа».

Работа в группах

Учитель называет слово: термометр. Задача детей – написать как можно больше возможных признаков этого предмета. Выигрывает та группа, которая найдет больше признаков этого предмета.



11. Упражнение «Зачем нам нужен…»

Цель: развитие умение видеть проблемы

Учащимся предлагается какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

(Фрагмент урока на тему «Время. Календарь».

Задание: Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования календаря.)



12. Упражнение «Я вижу…»

Цель: развитие умения выявлять проблему

Учащимся предлагается рассмо­треть какой-нибудь хорошо знакомый им объект и сказать, что видят их глаза в данную минуту.

(Фрагмент урока на тему «Экскурсия в природу».

Каждой группе дается задание: Рассмотрите свое дерево на школьном дворе и скажите, что видят ваши глаза в данную минуту.

Повторить это задание через неделю, месяц.

Фрагмент урока на тему « Работа воды и ветра. Экскурсия в природу».

- Мы пришли к оврагу, у которого были осенью. Как изменился его рельеф под влиянием воды и ветра?)



13. Упражнение «А может быть…»

Цель: развитие умений выдвигать гипотезы

Учитель задает наводящий вопрос по теме урока (Например: Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…».

(Фрагмент урока на тему «Форма Земли. Горизонт».

Учитель начинает урок с вопроса: Почему горизонт мальчика шире, чем горизонт девочки? (см. рисунок в учебнике на с. 72). Начните свой ответ со слов: «А может быть…»).



14. Упражнение «Полезный – бесполезный»

Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию (например: собери съедобные грибы). Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, при которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно беспо­лезны и даже вредны?»

(Фрагмент урока на тему «Грибы».

Учитель предлагает ребятам ряд слов или картинок: подберезовик, подосиновик, мухомор, масленок, волнушка, бледная поганка... Задание: Соберите съедобные грибы. Подумайте, при каких условиях они окажутся бесполезными и даже вредными?)



15. Упражнение «Почемучка»

Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Учитель предлагает дать объяснения определенным событиям: сначала – самые правдоподобные, затем – самые неправдоподобные (Например: очертания созвездий всегда одинаковы, но в разное время мы видим их на небе в разных положениях или листья на дереве пожелтели).

(Фрагмент урока на тему «Звезды и созвездия. Практическая работа «Как найти Полярную звезду»

Задание: Объясните, почему очертания созвездий всегда одинаковы, но в разное время мы видим их на небе в разных положениях? Сначала дайте самые правдоподобные объяснения, а затем- самые неправдоподобные.)



16. Упражнение «Что скрывает черный ящик»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».

(Фрагмент урока на тему «Глобус и географическая карта.

Учитель прячет в коробку глобус.

Задание: Задавайте вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет»).



17. Упражнение «Кто о чем»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Ученику, вышедшему к доске, учитель да­ет несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся от­вечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, ка­кой вопрос был задан.

(Фрагмент урока на тему «Группы животных».

Ученику, вышедшему к доске, учитель да­ет несколько карточек с вопросами.

На карточках написано: У птиц тело покрыто перьями?, Звери вскармливают детенышей молоком?, Сколько лосят рождается у лосихи?, Сколько ног у млекопитающих?, К какой группе животных по внешнему строению относятся: курица, сова, утка, орел?

Учащийся не читая вопроса вслух, отвечает на него. Всем остальным надо угадать, ка­кой вопрос был задан.)



18. Упражнение «Кто лишний?»

Цель: развитие умений классифицировать

Учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку (например: корова, курица, собака, овца, коза, кролик, заяц). Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.

(Фрагмент урока на тему «Дикие и домашние животные».

Учитель предлагает логический ряд слов: корова, курица, собака, овца, коза, кролик, заяц.

Задание: Назовите «лишнее» слово).



19. Упражнение «Я начну, а ты продолжи»

Цель: развитие умений классифицировать

Учитель предлагает логический ряд. Объединенный по какому-либо принципу, учащимся предлагается его продолжить.

(Фрагмент урока на тему «Материки и части света».

Учитель читает слова: Евразия, Африка, Северная Америка.

Задание: Продолжите этот ряд слов.)



20. Упражнение «Ошибочка вышла»

Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать

Учитель предлагает картинку или рассказ, включающие в себя ошибки. Учащиеся должны найти их и объяснить своё решение.

(Фрагмент урока на тему «Растения».

Задание: Прочитай текст. Найди ошибки и объясните свое решение.

Стебель служит опорой для цветков и листьев растений. По стеблю от корней к листьям не перемещается вода, минеральные соли.

Растения, у которых один толстый ствол, называются травянистыми. Зеленые стебли у деревьев. Они тонкие и гибкие.)



21. Упражнение «Что тут не так»

Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать

Учитель предлагает учащимся посмотреть на картинку (например: где изображены материки) или на слова (названия материков), в течение минуты и постараться все запомнить. Затем предлагает, измененный вариант и просит сказать, что изменилось.

(Фрагмент урока на тему «Рельеф и ландшафт»

Посмотрите на картинку в течение минуты и постарайтесь запомнить все, что здесь изображено.



Посмотрите, что изменилось?





22. Упражнение «Составь рассказ от имени другого персонажа»

Цель: развивать умение смотреть на мир «другими глазами»

Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.

(Фрагмент урока на тему « Растения, которые мы едим».

- Ребята, представьте, что вы на какое – то время стали капустой (растением, которое мы едим). Опишите один день вашей воображаемой жизни.

Фрагмент урока на тему « Грибы».

- Ребята, представьте, что вы на какое – то время стали подосиновиком (грибником, мухомором). Опишите один день вашей воображаемой жизни.

Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, а можно послушать устные рассказы. Поощряются самые изобретательные, оригинальные ответы, отмечается каждый неожиданный поворот сюжетной линии.



23. Упражнение «Тема одна – сюжетов много»

Рисование таит в себе огромные неисчерпаемые возможности интеллектуально – творческого развития ребенка. Учитель предлагает придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.

Фрагмент урока на тему «Охрана воды и воздуха. Проблемы экологии».

Работа с книгой «Секреты и диковинки окружающего мира» Г. В. Трафимова

Прочитайте рассказ «Войди в природу другом» на с. 132 – 134.

- Что вы скажете об экологическом воспитании?

Работа в группах.

- Представьте, что вы экологи. Вам предстоит благоустроить наш парк на берегу реки Волги. Обдумайте, обсудите, а потом нарисуйте, как бы он стал выглядеть.

Защита проектов.

Фрагмент урока на тему « Дикие и домашние животные».

Работа в группе.

1. Придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на тему «Дикие животные».

2. Придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на тему «Домашние животные».

Фрагмент урока на тему « Растения-путешественники».

Работа в парах.

- Придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на тему «Растения - путешественники».

Фрагмент урока на тему « Природные явления и стихийные бедствия в нашей местности».

Работа в парах.

- Придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на тему «Природные явления».





Урок на тему « Осенняя экскурсия в природу»

Цель урока: дать представление о процессе изменения в природе, об объектах живой и неживой природы.

Планируемый результат

Дети учатся:

- наблюдать за природой;

- фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков;

- следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии;

  • Проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации и проверки гипотез об изменениях в природе.



- Ребята, сегодня мы будем говорить о признаках подготовки растений к зиме? Попробуйте сформулировать ваши предположения. Для того чтобы ваши предположения были разнообразны, у меня есть подсказки – начало предложений для формулирования гипотез.

Работа в группах.

1 группе

Большинство растений_________________________________________________________


2 группе

Плоды и семена __________________________________________________________________


3 группе

Окраска листьев ________________________________________________________________


4 группе

Семена растений ____________________________________________________________


Ребята записывают предположения, вставляя слова в предложения. В процессе выдвижения гипотез у детей могут возникнуть споры и возражения, но учителю надо записывать все догадки детей, чтобы усилить проблемность ситуации и стимулировать интерес к изучению возникших вопросов.

- Вы выдвинули много предположений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предположений, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые гипотезы?

(Изучить, наблюдать)

- Действительно, нам необходимо выяснить или собрать сведения о том, как растения готовятся к зиме. Какой же будет цель нашего исследования?

(Собрать факты и проверить гипотезы)

Исследование в группах

- Для того, чтобы собрать факты, мы сегодня отправляемся в маленькое путешествие – на экскурсию по школьному двору и саду. На экскурсии мы будем учиться собирать факты с помощью наблюдения.

Вводная беседа

Ребята, постойте тихо и послушайте звуки школьного сада.

- Понаблюдайте за состоянием неба.

-Расскажите, какая сегодня погода.

-Сильнее греет солнце, чем несколько дней назад, или слабее?

- Изменился ли по сравнению с началом сентября внешний вид сада и растений школьного двора?

- Какие признаки осени вы наблюдаете? (Изменили окраску листья, облетают листья.)

- Как называется это явление? (Листопад)

Задания группам для наблюдения

Явление

Что наблюдать

(объекты наблюдений)

Содержание рабочего листа

Группа №1

Листопад

1.Дерево (у которого значительная часть листьев опала).

2.Опавшие листья. (Листопаду предшествует изменение окраски листьев.)

3.Погодные условия. Наличие или отсутствие ветра. (При ветре листьев опадает больше, чем в затишье.)

Рабочий лист № 1

1.Посмотрите на это дерево. Как оно называется?________________________

2.Зарисуйте, каким образом опали листья с дерева.

3.Посмотрите на опавшие листья. Установите, какой цвет листьев преобладает среди опавшей листвы. Зарисуйте.

4.Подумайте, что предшествует литопаду.___________________________

5.Посмотрите на листья, которые висят на ветках, и определите, есть ли сейчас ветер.____________________________

6.Выясните, когда, в какую погоду, в какой момент листья опадают больше всего.______________________________

Группа №2

Распространение плодов и семян


1.Травянистое растение с плодами и семенами (одуванчик, лопух, подорожник).

2.Кустарник (шиповник, сирень).

3.Деревья (сосна, клен, яблоня, лиственница, береза). (Ветер переносит семена на другое место в землю, где они будут зимовать под снегом. Плоды являются кормом для животных зимой, поэтому семена хорошо защищены.

Ягоды – пища для зимующих птиц. Птицы переносят семена на большие расстояния.)

Рабочий лист № 2

1.Изучите, какие растения находятся на школьном дворе и в саду (травянистые растения, кустарники, деревья), запишите.__________________________

2.Соберите плоды с растений. Зарисуйте каждый плод. Опишите плод, в котором прячутся семена.

3.Посмотрите внимательно на землю: нет ли там семян? Определите, с каких они растений.___________________________

4.Подумайте, как они сюда попали._____________________________
5.Собранные плоды положите на ладонь и подуйте на них, имитируя ветер. Что произошло? Почему?____________________

6.Какое это имеет значение для растений и животных?_____________________________

7.Сделайте заключение о том, что происходит с плодами и семенами растений осенью._______________________________

Группа №3

Сбрасывание листвы. Хвойные деревья


1.Хвоя у сосны и лиственницы.

2.Лист клена (березы, яблони). (У хвои маленькая поверхность – испаряется мало влаги. Хвоя покрыта восковым налетом. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает от замерзания.)

Рабочий лист № 3

1.Посмотрите на крону клена и сосны. Чем они различаются?_____________________

2.Подумайте, почему почти все хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму._________________________________

3.Для ответа на этот вопрос проведите наблюдения. Сравните лист клена и хвоинку сосны. Зарисуйте в натуральную величину лист и хвоинку. Что вы можете сказать о размере хвои?__________________________

4.Потрите хвоинку. Что вы ощущаете на пальцах?______________________________

5.Подумайте, откуда влага испаряется быстрее – с листа или хвои._______________

6.Сравните хвою сосны и лиственницы. В чем различия?_________________________

7.Запишите ответ на вопрос №2___________


Группа №4

Зимующие почки


1.Ветка лиственных деревьев.

2.Травянистое растение.

3. Зимующие почки. (У травянистых растений в пазухе листьев зеленые почки расположены прямо у земли. В земле остаются корни с почкой, которые зимуют под снегом, а весной из почки разовьется новое травянистое растение.)

Рабочий лист № 4

1.Рассмотрите ветки лиственных деревьев. Что осталось на месте опавших листьев?_________ Зачем?______________

2.Найдите травянистое растение (землянику, подорожник). Предположите, где может находиться зимующая почка.____________

3.Проверьте. Для этого аккуратно выкопайте растение вместе с корнем. Внимательно рассмотрите все его части и найдите зимующую почку._______________________

4.Сделайтье заключение о том, как приготовились зимовать травянистые растения.______________________________

Закончив исследование, ученики приходят в класс для обмена информации и ее анализа.

Обмен информацией и подведение итогов.

Большинство растений _______(увядает).

Плоды и семена _________ (зреют).

Окраска листьев _______ (изменяется).

Семена растений ________ (разносятся, сохраняются в плодах).

Домашнее задание: Нарисуйте эти листья по памяти или с натуры.