Формирование исследовательской деятельности учащихся на уроках географии
Опыт работы учителя географии МБОУ СОШ №2 г.Ейска МО Ейский район Афанасьевой Н.Г.
«Исследовать - значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи
Цель выступления:
Распространение опыта исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.
Как научить детей исследовать?
Хорошая новость: исследовательский интерес заложен в природе каждого человека, и особенно ярко проявляется в детском возрасте до 12 лет.
Задача взрослых поддержать исследовательский огонь в детях.
Лучший способ –выбрать тему в области интересов ребенка, ту ,над которой он сам хочет работать.
Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания , а приобретают навыки исследования, как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция .
География один из школьных предметов, синтезирующий многие компоненты как общественно-научные, так и естественнонаучные знания.
Построение учебного курса географии осуществляется
по принципу его логической целостности от общего
к частному.
Обобщение опыта работы
Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: урок – путешествие, уроки-семинары, уроки-практикумы. Положительный результат имеет географическое (биологическое) моделирование. Введение 10-минутных дополнительные рубрики на уроке географии:
«5 новостей недели»,
«По странам и континентам»,
«По Родной стране»,
«Определите географический объект»,
«Найдите ошибку», «Хотите верьте, хотите
нет», «Определите карту», «Геотетрис»,
«Версия», «Географический марафон»,
«Новости науки
Рубрика: «Новости недели»
рубрика «По странам и континентам»
КТО ЭТО?
Рубрика «По Родной стране»
рубрика «Определите географический объект?»
Рубрика «Географический объект дня»
10
12
1
9
7
2
6
8
4
3
11
5
1.НАЗОВИТЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ИЗОБРАЖЕННЫЕ НА КАРТЕ? Нанесите их на к/к
Определить географический объект и нанести его на контурную карту
(отработка номенклатуры )
1
2
4
1) Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны
2) Море, между Северной и Южной Америкой
3) Полуостров на северо-западе континента
4) Полуостров на юго-востоке материка
5) Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии
6) Остров из группы Больших Антильских островов
3
5
6
ЗАГАДОЧНАЯ КАРТИНКА.
ВАША ВЕРСИЯ. ЧТО? ГДЕ и КАК?
Что изображают эти карты? ( на знание карт атласа)