| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
«Формирование качеств чтения у младших школьников»
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Шкавро Алевтина
Ейск, 2022
Потребность к чтению возникают в том случае, когда ребенок свободно овладевает осознанным чтением, у него развивается учебно-познавательный мотив чтения. Педагоги утверждают: «Одним из главных условий овладения читательской деятельностью является сознательность чтения, способ смысловой обработки текста, овладение определенными умениями и навыками, которые не могут развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышенного качества чтения в начальных классах является целенаправленное обучение чтению, кроме этого восприятие текста начинающего читателя не соответствует восприятию взрослого чтеца, а также имеет ряд особенностей».
Детям свойственны восемь особенностей:
- Слабость абстрагирующих и обобщающих восприятий;
- фрагментарность (отсутствие целостностей восприятия текстов);
- зависимость текстов от жизненного опыта;
- взаимосвязь с практической деятельностью младшего школьника;
- эмоции и непосредственность, искреннее сопереживание героям;
- превалирование интереса для содержания речи, а не к речевым формам;
- недостаточное правильное и полное понимание изобразительных выразительных средств речей;
- преобладание репродуктивных (воспроизводящего) уровней восприятия.
Выделяется три этапа в процессе формирования качества чтения:
- Аналитический этап;
- синтетический этап;
- этап автоматизации.
Аналитический этап характеризуется слого-буквенным разбором и чтением слова по слогам. Распознают две стадии:
- Ученики узнают буквы, запоминают их и учатся соединять буквы в слоги;
- с легкостью узнают слоги и соединяют их в слова.
На первой стадии формирования навыка чтения единицей служит буква. Юный читатель поначалу запоминает буквы и лишь позже учится соединять буквы в слоги, а слоги в слова. Поэтому главные трудности обучения чтению в этот период связаны с запоминанием букв, слиянием букв в слоги, соединением слогов в полноценные слова и осознанием прочитанного текста.
На второй стадии обучения чтению становится слог. Это большой шаг вперед к овладению навыка чтения. Стоит отметить, что прочитанные слова получают свой смысл лишь после осознания, то есть наблюдается немалый разрыв между восприятием и осознанием, что приводит к большому увеличению ошибок.
Этап синтетического чтения также не всегда однороден. Синтез в процессе восприятия характеризуется не совсем достаточной сформированностью, так как все еще остается трудность в целостном понимании текста, предложений, словосочетаний. Основным проявлением этапа синтетического чтения является интонационное соединение предложений, связанное с завершением действий анализа и синтеза графических частей текста согласно их произношению.
На этапе атоматизации чтение доведено до автоматизма, происходит автоматическое осознание читаемого.
Следует отметить, что, не считая трех вышеназванных этапов появятся, и так именуемые переходные этапы: от аналитического этапа к синтетическому этапу чтению, от синтетического этапа чтения к этапу автоматизации. Переходный этап характеризуют смешанными способами чтения (к примеру, простые слова ученик читает полностью, а сложные в свою очередь — по слогам), а также отсутствием ускорения темпа чтения (темп может быть неизменным или немного понизиться).
Для того чтобы сформировывать в учениках чтение как учебное умение, нужно не упускать из виду эти особенности. Важно учитывать специфику познавательной деятельности младших школьников. У детей шести-семи лет еще полностью не развито логическое мышление, которое носит наглядно-действенный характер, требует опоры на практическое действие с различными предметами, а также их заместителями — моделями. Дальше постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Данные ступени формирования познавательной деятельности младших школьников накладывает отпечаток на характер их обучения.
Понимая огромную значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии младших школьников, учитель должен искать пути повышения качеств навыка чтения на каждом уроке.
В документе ФГОС НОО освоения основной образовательной программы по литературному чтению сформулированы следующим образом:
а) Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
б) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
в) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
г) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
д) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Таким образом, младшие школьники должны уметь:
- Понимать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
- объяснять поступки героев и давать оценки их поступкам;
- находить в прочитанном тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;
- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого художественного произведения;
- объяснять смысл прочитанного произведения, уметь соотносить его содержание и заглавие;
- пересказывать подробно небольшое произведение;
- писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя начальных классов (70-90 слов);
- читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение в словах, повышение и понижение тона;
- читать наизусть несколько стихотворений;
- сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст.
Согласно вышесказанному, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два главных компонента:
- Верное, быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи меж их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, — с иной;
- сознание текста (извлечение его замысла, значения).
Если неверно сформировать навык чтения, процесс осмысления уходит, возникает, так именуемое механическое чтение. Молдавская Н.Д. в своих работах писала: «Изучение грамотности чтения — это изучение процесса осмысливания текста, 50% младших школьников не понимают того, что читают. В России от 40 % до 50% детей оканчивают начальную школу с не проходящими трудностями в чтении». Поэтому учителя начальных классов сейчас озабочены тем, как читают учащиеся, что читают, как часто, с какой целью, что понимают и запоминают из прочитанного.
Мотивом чтения всегда является — потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникают потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую комплекс и конечно сам процесс чтения — возникновения из букв слова.
Освоив первоначальное чтение, младший школьник меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая главная мысль кроется в словах. По мере формирования чтения мотивы усложняются, и ученик читает с целью узнать что-то конкретное; также появляются более сложные потребности, например, познать мотивы поступков героев, чтобы дать им оценку; найти основную мысль в тексте и т. д.
Немалое место в становлении качества чтения играет желание младших школьников читать, делать выводы, умозаключения по прочитанному. На научном языке это желание называется — мотивация. Учитель, школа, семья должны помочь раскрыть ребенку волшебный мир книги, поддерживая и стимулируя его желание, не забывая подбадривать, поощрять ребенка. Любая позитивная оценка в адрес юного читателя увеличивает желание читать, стимулирует познавательный интерес. Психологи и педагоги говорят, что основным рвением присущим ребенку, является «желание быть важным».
Как мы говорили ранее, в методической литературе выделяют три основных этапа формирования качества чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Путь от аналитического этапа до этапа автоматизации может быть пройден младшим школьником в рамках начальной школы при условии, если учитель сможет обеспечить в классе определенный режим работы.
Пять основных условий, которых стоит придерживаться при переходе с аналитического этапа к этапу автоматизации:
- Упражнения в чтении должны быть ежедневными;
- отбор текстов для чтения ни в коем случае не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических, возрастных особенностей младших школьников и литературных особенностей текстов;
- учителем должна вестись комплекстическая регулярная работа по предупреждению ошибочного чтения;
- должна быть использована целесообразная комплекс исправления допущенных ошибок при чтении;
- должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько этапов: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи) и чтение про себя.
Таким образом, сформированное качество чтения является важнейшим условием успешности обучения в начальной школе, и представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого формирования младших школьников.