СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Обобщение опыта.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Обобщение опыта

учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Самойловой Татьяны Александровны

«Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

  Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «компетенция».

       Прежде чем подробно говорить о компетенции, необходимо дать определение данному понятию. В.М. Полонский в Словаре по образованию и педагогике писал следующее:

        «Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.» (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)

     Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и навыков. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии, возникающие в следующих ситуациях:

  1. при освоении современной техники и технологии;

  2.     во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 

  3.   в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, горожанина, избирателя;

  4.    при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

  5.     при необходимости разрешать собственные проблемы жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

  Особенности компетентностного обучения состоят в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данных знаний». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения.

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладении культурой речевого общения и поведения.

       В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка и литературы: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

        Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка.

       Кратко остановлюсь на некоторых аспектах развития языковой компетенции обучающихся 5, 6 классов лексическими средствами.

      Вполне понятно, что результат будет достигнут только в том случае, если работа по формированию языковой, образной речи проводится учителем систематически, если она продумана и спланирована в соответствии с требованиями программы на определённый период обучения.

Большое значение имеет целеполагание, потому работу в 5 классе необходимо начать с проведения специальных уроков, содержанием которых станет раскрытие понятий «язык» и «речь».

 Беседа в 5 классе.

       «Представьте себе огромную кладовую, которая существует в памяти людей. В ней множество «полочек», где хранятся разные средства. Ими пользуются, когда говорят и пишут.

        На одной полке – части слов, на другой – слова. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую- либо мысль, построить предложение. А потом слово, показавшееся недостаточно точным, заменить другим.

       Для устной речи в этой «кладовой» - звуки. Это огромная, сложно устроенная «кладовая» и есть язык.

       А что же такое речь?

        Речь – это использование людьми законов «кладовой» во время общения.

       Слово учителя яркими примерами, цитатами о богатстве русского языка, работа детей над текстами художественных произведений, конечно же, произведут на пятиклассников неизгладимое впечатление. Они поймут, как важно вдумываться, вслушиваться в слово, как важно понимать произведения великих писателей, чувствовать «волшебство знакомых слов», наслаждаться красотой их звучания, понимать глубину их значения, как важно и самим бережно относиться к слову, чтобы передать через него свои мысли, чувства.

       Учитель подчеркнёт мысль о том, что словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.

      Приведу несколько интересных, на мой взгляд, упражнений, используемых при закреплении и обобщении знаний, умений, навыков учащихся по теме «Лексика». Это упражнения с одним словом «родина».

    -  Определите, в каких значениях употреблено слово родина в приведённых предложениях.

1. Моя Родина - Россия.

2. Я люблю Родину.

3. Нет ничего дороже Родины.

4. Я живу не на родине.

5.Жить — родине служить.

6.Еду я на родину.

7. Собирается солдат на родину.

8. Родина - это то место, где ты вырос.

9. Родиной писателя следует считать Москву.

10. На Родине у меня осталась бабушка.

11.Родина картофеля – Америка.

12.Не тот человек, кто для себя живет, а кто за Родину в бой идет.


- Подберите синонимы, антонимы и слова, родственные слову родина.

 - Составьте словосочетания с синонимами слова родина.

- Составьте предложения с однокоренными словами к слову родина.

Эффективность такой работы в том, что у детей складывается целостное представление о слове и формируются навыки и умения употребления в речи.

  В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. Виды упражнений со словарями имеют практическую направленность обучения, но в то же время должны решать и задачи развития учащихся, воспитание интереса к этой работе.

 Приведу примеры нескольких упражнений в работе с толковым словарём на уроке русского языка в 6 классе.

1. Почему словарь называется толковый?

2. Общеупотребительная лексика или ограниченная в употреблении представлена в этом словаре? Почему?

3. Что о слове мы можем узнать из толкового словаря?

4.Представьте себе, что словарь состоит только из диалектных слов. Как бы вы назвали такой словарь? и т.д.

 Особое место в системе обучения русскому языку на современном этапе, в первую очередь по развитию языковой компетенции обучающихся, занимает работа с текстом, которая проводится уже с 5 класса: это художественно – стилистический, лексико-грамматический и другие виды анализа.

Приведу пример с урока русского языка в 6 классе по повторению изученного в конце учебного года.

Предлагается фрагмент текста М. Пришвина. Задания носят комплексный характер.

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

1.     Как бы вы назвали этот текст? В чем его смысл? Как вы понимаете значение слова одичавшая, с малолетств, ветер-сеятель?

2.     Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются сложноподчинённые предложения?

3.     На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?

4. К какому типу и стилю речи относится данный текст?

5.     Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.

6.     Найдите эпитеты. Раскройте их значение.

7. Объясните правописание изученных орфограмм и пунктограмм.

8. Выполните грамматические разборы.

        Следующий тип компетенций – лингвистический. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.

       Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

      Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, но не уметь использовать эти знания и умения уместно в реальной речевой обстановке.

      Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции – коммуникативный.

  В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин «речевая» компетенция. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).

     Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.

     Существуют речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств. Это, во – первых, взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем общаемся, каков социальный статус говорящих: учитель, ученик, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во – вторых, место общения (например, общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации, - цель и намерения говорящего. Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражения благодарности, радости, обиды т.д.

     Таким образом, коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью.

    Формирование вышеперечисленных компетенций происходит и на уроках литературы. Возьмем рассказ В. П. Потанина «На реке».

Я предлагаю модель интегрированного изучения этого текста на уроках русского языка и литературы в 9 классе, с использованием лингвистического и литературоведческого подхода. 

          Рассказ поднимает проблему поиска смысла жизни и сути человеческого счастья.

         При рассмотрении произведения можно наметить три основных традиционных этапа работы с художественным текстом:

     предтекстовый

     притекстовый

     послетекстовый

1этап. Предтекстовая работа

1.     Слово учителя о писателе, о своеобразии жанра короткого рассказа.

2.     Наглядный материал (портрет писателя, иллюстрационный материал).

3. Чтение вступительной статьи (история создания рассказа)

 4. Лингвистический комментарий:

     Плоскодонка –плоскодонная лодка с квадратным срезом носа, предназначенная для использования на небольших реках и мелководье.

     Траулер - промысловое судно, предназначенное для добычи водных биоресурсов с помощью трала. Нередко траулеры оснащаются холодильными установками для заморозки и сохранения.

Уключина-приспособление в борту лодки для упора и удержания весла при гребле

                                     2этап. Притекстовая

1. Чтение текста по ролям.

2 Вопросы по тексту:

-Какие слова завершают рассказ?

-Каким представляет это счастье Ваня? Оля?

-Что, по вашему мнению, оказывает влияние на формирование характера человека?

-Какие языковые средства использует автор, чтобы показать поэтическое мироощущение Вани?

- Над чем заставляет задуматься рассказ?

3 этап. Послетекстовая работа

Примерные задания:

1. Как вы понимаете смысл авторских слов:

«Провинция крепко держит нас. Да и мы не особенно-то вырываемся. Потому что здесь держит нас детство, родительские могилы, родной язык, природа».  

2.Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Тоска по Родине» и скажите, как оно связано с рассказом «На реке»?                 

3. Найдите в тексте и выпишите в тетрадь:

  - предложения, в составе которых имеется обращение, обратите внимание на знаки препинания. (Ваня, куда мы плывем?)

-предложения с однородными членами (Они на пашню спешат, на сев, а к вечеру – опять к перевозу.)

- предложения с/с (Льдины проходят, и появляется лодка.)

-предложения с/п (И думает Ваня, как станет жить в Находке, на берегу океана…)

- образные языковые средства (метафора: река кипит, сравнение: льдины, как быки; олицетворение: солнце из воды встает).

 4. Исполнение учащимися песни на слова А. Г. Поперечного «Домик окнами в сад».

                                  В качестве домашнего задания я предлагаю написать

сочинение-миниатюру на тему «Ваша дорога к счастью?», где учащиеся расскажут о своем видении счастья.

           Подведу итоги. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладении культурой речевого общения.