ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Ибрагимова Людмила Васильевна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа № 26»
Главная цель компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Компетентностный подход к данной проблеме предполагает не только привычный для всех процесс передачи знаний от учителя ученику, но и создание условий для того, чтобы ребёнок получил навыки самостоятельной исследовательской деятельности, чтобы он «научился учиться». В соответствии с этим требованием учитель должен использовать в своей работе такие методы и приёмы, которые помогали бы ученику в формировании необходимых ему компетенций.
Государственный стандарт определяет три задачи школьного курса русского языка: это
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Языковая компетенция — способность ученика употреблять слова, их формы,
синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его
синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие
успешной речевой деятельности.
Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого
опыта обучающимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке,
предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Лингвистическая компетенция
обеспечивает познавательную культуру личности ребенка, развитие логического мышления,
памяти, воображения ученика, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также
формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей
речевой деятельности.
Коммуникативная компетенция — это способность к реальному общению адекватно
целям, сферам, ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию
и взаимопониманию, это умения и навыки с учетом того, с кем мы говорим, где мы говорим
и с какой целью.
Результаты практической деятельности показывают, что при формировании ключевых
компетенций обучающихся большую роль играют педагогические технологии: технология
критического мышления, игровые, проектные технологии, технология проблемного обучения,
сотрудничества, групповой деятельности, исследовательская деятельность и др.
Рассмотрим конкретный пример. При изучении правописания безударных личных окончаний глаголов составляется задание, направленное на формирование следующих компетентностей:
компетентность разрешения проблем: обучающийся определяет, с какой позиции он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем, и определяет последовательность шагов по решению задачи;
коммуникативная: обучающийся оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации;
информационная: обучающийся указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет.
Задачная формулировка:
- Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы в окончаниях глаголов.
- Подумайте, на какие группы можно поделить данные слова?
- Впишите соответствующие названия колонок в таблицу.
- Заполните таблицу данными примерами. Добавьте в каждую колонку свои примеры.
- Можно ли преобразовать эту таблицу в более сложную, чтобы она отображала все пункты правила?
На уроках русского языка, начиная с 5 класса, сообщая тему занятия, просите ребят сформулировать задачи, которые будут решаться. Кроме того, используйте диалоговые ситуации, например: «Можно ли считать обращение членом предложения?» Это задание обычно выступает как сочинение на лингвистическую тему, а его можно использовать в качестве дискуссии. Таким образом, дети учатся строить короткие высказывания и «открывают» для себя знания, что и требуется при компетентностном подходе к процессу обучения.
Можно привести ещё примеры приёмов, используемых при компетентностном подходе к процессу обучения.
Приём раскрытия смыслового значения слова заинтересовывает детей, заставляет думать, искать, сопоставлять. Так, ученики обязательно запомнят, что слова «кольцо», «колодец» и «колобок» исторически родственные («коло» означало круг). А когда мы изучаем правописание слов «багряный», «багровый», ученикам интересно будет узнать, что на Руси красная краска называлась багр, и поэтому слова надо писать с буквой А.
Приём преемственности в обучении особенно эффективен в 5 классе, когда дети постепенно пополняют знания, полученные в начальной школе, новым материалом. Причём старый материал должен активно использоваться. Например, при изучении грамматической основы предложения ребята вспоминают, как они называли подлежащее и сказуемое (главные члены предложения), а затем узнают, что их можно назвать по-другому (грамматическая основа). В данном случае используется приём новизны.
Перечисленные приёмы обучения позволяют детям не пассивно воспринимать информацию, а быть созидателями собственных знаний. Таким образом, на уроках реализуется проблемно-поисковый метод, который незаменим при компетентностном подходе к обучению.
Начинать формировать лингвистическую компетенцию нужно уже с 5 класса. Так как данная компетенция тесно связана с терминологией, то на этой ступени обучения уместно применение игровых форм.
В старших классах уместно предлагать детям задания следующего характера: подготовка сообщений, написание сочинений на лингвистическую тему, в предложенных отрывках из литературных произведений найти примеры языковых явлений и т.д.
Большое место на уроках отводится проблемному обучению.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Приёмы проблемного обучения:
-«Найди лишнее»: горелка, горец, гореть и т. д.;
- «Как слышу, так и пишу». Правописание каких приставок подчиняется этому правилу? - Выделите окончание в словах: шестой, солнце, говорить, вверх.
- Согласны ли вы с учеником, который сказал: «Если же в предложном падеже окончание –е, то это существительное 1-го склонения»?
- Не нарушена ли правильная последовательность в цепочке слов: лиственница-лиственный-листья-листва?
- Пропущено одно звено цепи. Восстанови словообразовательную цепочку: успокоенность-успокоенный-покой.
- Почему нельзя назвать смешливого человека насмешливым?
Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Хорошим приёмом формирования коммуникативной компетенции является написание учениками сочинений на темы, которые требуют мыслительной деятельности, сравнений, выводов. Интересны в этом плане такие темы: «Чацкий. Победитель или побеждённый?», «Современны ли произведения А.С. Пушкина?» и т.д. Такие задания побуждают перечитать текст, поработать со справочной литературой, увидеть ассоциации, а также учат выражать свои мысли в письменной форме. Коммуникативная компетентность - это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке. Для формирования коммуникативной компетенции также интересны приёмы «Ментальные карты», «Живой журнал», «Виртуальное общение с писателем», «Виртуальная экскурсия по страницам произведений», «Интернет баталии», составление презентаций, инфографики, рисунков, буктрейлеров, цитатных планов и др.