«Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения и воспитания»
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения: деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов является одним из методов активного обучения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. Метод проектов даёт ученикам возможность учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться.
1.Технологию проектного обучения часто использую на уроках окружающего мира.
3 класс «Разнообразие растений»
Учащимся предлагается 5 тем. Самостоятельно изучаются особенности определённой группы растений, а затем знакомят с материалом всех.
1 тема – водоросли
2 тема – мхи
3 тема – папоротники
4 тема – хвойные растения
5 тема – цветковые растения
Задания для самостоятельной работы:
Дать краткую характеристику:
Особенности жизнедеятельности.
Части растения.
Представители.
У каждой темы есть инструкция по выполнению задания.
Затем идёт сбор, структурирование информации (учащиеся выполняют исследование: анализируют информацию, формируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информацией) оформление результатов работы (рисуют плакат), экспертиза проекта (учащиеся представляют свою работу), рефлексия.
4 класс: «Природные зоны России. Зона Арктических пустынь»
Класс - это научная экспедиция. Членами экспедиции являются географы, ботаники, зоологи, экологи. Мы отправляемся в большое путешествие по природным зонам России.
Работают 4 группы самостоятельно : 1 группа – географы, 2 группа – ботаники, 3 группа – зоологи, 4 группа – экологи. Каждая группа решает поставленную перед ней задачу, а затем знакомит всех нас.
Экспедиция выясняет: Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов); Какие экологические проблемы возникли в зоне арктических пустынь? (задача для экологов).
2. Проблемно – диалоговый урок.
Проблемно – диалоговый урок окружающего мира «Наши помощники – память и ум». 2 класс
На уроке совместное открытие нового.
1.Создание проблемной ситуации.
-Как же человек познаёт окружающий мир? (С помощью органов чувств)
- Назовите органы чувств, которые являются нашими помощниками. (Органы зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха)
- А могут ли органы чувств ошибаться?
Мнения детей разделились.
А) Демонстрация опыта. Карандаш в стакане с водой.
- Каким нам кажется карандаш в стакане с водой? (Сломанным)
-А на самом деле? (Прямой)
- Значит, органы чувств могут ошибаться? (Да)
Б) Демонстрация предметов с близкого и дальнего расстояния.
- Сравните предметы на картине. (Цветок больше коровы)
- А что мы знаем на самом деле? (Цветок находится ближе, а корова дальше)
- Какой вывод можно сделать? (Органы чувств могут ошибаться).
2. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
- Вы сначала как думали? А на самом деле? (Наши органы чувств могут ошибаться.)
- Какой же возникает вопрос? (Что же ещё, кроме органов чувств, помогает нам познавать окружающий мир?
Побуждающий диалог к выдвижению и проверке гипотез.
- Какие у вас есть предположения? (Может нам помогает ум)
- Как проверить эти предположения? (Помощь учителя)
- Продолжите предложения:
Зрение показывает, что…
Память показывает, что…
Благодаря уму можно подумать и решить, что…
Какова же тема нашего урока? (Ум и память – наши помощники)
3. Творческие задания.
- Нужен ли ум, чтобы совершать добрые поступки?
Послушайте древнюю китайскую историю «Добро без ума».
Один император очень любил птиц. Однажды он узнал, что мальчишки их обижают. Тогда издал император указ о том, чтобы мальчишки приносили птиц во дворец живыми. За это император каждому давал по горсти риса. И вот весь дворец наполнился птицами. Рад император, что спас птиц от мальчишек. Но вскоре пришёл во дворец мудрец. Увидел он птиц во дворце и сказал: «Ты, император, спасая сотню птиц, не подумал о том, что тысячи птенцов могут погибнуть у них в лесу»
- Что же можно сделать?
- Как спасти птенцов?
- Как уберечь птиц от мальчишек?
Дети в группах обсуждают способы спасения птиц и птенцов.
4.На уроках использую дидактические игры и игровые приёмы.
Применение игр повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету. Дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память воображение. Играя, учащиеся, учатся по собственной инициативе выдвигать гипотезу, при этом устанавливать сходство и связи между явлениями, смело отстаивают свою точку зрения, при решении задачи предлагают несколько вариантов решения.
Дидактическая игра “Почему мы здесь живем” - Игровая задача: расселить виды организмов на подходящие для них территории. Дидактическая игра “Ну-ка, накорми!” Дидактическая задача: показать детям причины и смысл биологической конкуренции и специализации. Дидактическая игра “Рыбы”. Цель игры: уточнить представление детей о рыбах. Закрепить у детей названия рыб, их строение. Научать различать рыб по внешнему виду.
Игровые приемы - Узнай природную зону по ее описанию. Рассели животных в места обитания. Найди лишний объект. Оставь цепь литания.
К активным методам обучения отношу работу над загадками.
Загадки – «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Она обладает большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, могут составлять их сами.
К активным методам обучения относится работа с головоломками, ребусами, шарадами, логическими задачами, заданиями повышенной трудности.
Эта работа требует использования знаний в нестандартной ситуации. Важнейший метод активного усвоения знаний является решение проблемных ситуаций. Этот метод сочетает в себе элементы практического и словесного. Решение проблемных ситуаций позволяет построить обучение так: не получать знания в готовом виде, а в процессе коллективного рассуждения приобрести их. Учитель руководит процессом активной деятельности по приобретению знаний.
Для активных методов обучения особое место занимают формы организации образовательного процесса – нестандартные уроки: урок – сказка, игра, путешествие, сценарий, викторина, уроки - смотры знаний. Игра “Поле чудес” Урок – игра поможет при закреплении материала