СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционные уроки чтения ушли в прошлое, их сменили уроки литературного чтения. Изменилось отношение к задачам начального литературного образования. 

Просмотр содержимого документа
««формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения»»





Тема:

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

































2016 год





Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных. Характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаём и храним информацию.

Конечно, к моменту поступления в школу ребёнок уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности младших школьников весьма различен, но в основном далёк от желаемого.

Младший школьник, имея новую жизненную позицию, сталкивается с рядом трудностей. В самом начале школьного обучения для большинства детей основной трудностью является необходимость волевой саморегуляции поведения. Младшие школьники ещё не умеют рационально организовывать свой труд. Со временем возникают и другие трудности: первоначальная радость знакомства со школой может смениться апатией и безразличием. Обычно это результат повторяющихся неудач ребёнка в преодолении сложностей учебной программы

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

У детей младшего школьного возраста существует ряд проблем, требующих обязательного решения для их дальнейшего успешного обучения в общеобразовательной школе:

- адаптация первоклассников ;

- неумение детей контактировать друг с другом;

- возможное провоцирование асоциальных форм поведения.



Данные проблемы вызывают в детях неуверенность и тревогу. Ученики испытывают затруднения при ответе с места и у доски. Кроме того, несформированные компетенции в обучении – это и слабые контакты с ребятами, особенно у тех детей, которые не посещали детское дошкольное учреждение.

Приобретение коммуникативных компетенций осуществляется практически на всех уроках. Ведь основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Традиционные уроки чтения ушли в прошлое, их сменили уроки литературного чтения. Изменилось отношение к задачам начального литературного образования. 

Коммуникативный блок входит в состав основных видов универсальных учебных действий. Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

  • коммуникативная способность;

  • коммуникативное знание;



  • коммуникативные умения.

Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.

Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность повысить свои учебные достижения.

Основные формы учебной коммуникации

  • Монологические формы речевой коммуникации

  • Диалогические формы речевой коммуникации

  • Выступать с заранее подготовленной речью

  • Учебная беседа учителя и ученика






  • Рассказывать

  • Учебная беседа в парах

  • Пересказывать

  • Учебная беседа в группах

  • Спрашивать и задавать вопросы

  • Дискуссия

  • Сообщать

  • Ответы на вопросы

  • Отвечать на вопросы

  • Ролевая игра

  • Критиковать

  • Блиц - турнир

  • Доказывать и опровергать

  • Защита проекта

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Речевая компетенция формируется:

  • через обучение содержанию предмета;

  • через развитие прикладных исследовательских умений;

  • через развитие социально – коммуникативных умений;

  • через личностно – ориентированный аспект учебной коммуникации.

Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы:

Умения, отрабатываемые под руководством учителя.

1 этап

  • Готовность учащихся участвовать в общении на уроке

  • Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

  • Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой.

  • Комментировать вопросы и ответы

  • Делать сообщения

  • Рассказывать логично и последовательно

2 этап

  • Простота и чёткость речевого высказывания

  • Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

  • Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

  • Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

  • Умение использовать риторические вопросы

  • Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

  • Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

  • Умение вести беседу в паре, в группе







  • Умение поддерживать беседу

  • Умение вести конструктивный диалог

  • Умение построить дискуссию и вести её

  • Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная ( с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная ( посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).

Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью.

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова»,-писал Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

игровые приёмы - задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»

рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля

повествование от имени предмета: «История из путешествия жёлтого листика»

2. «Комплимент»

сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»

введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

придумать другое окончание сказки, рассказа.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных





условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

любое мнение ценно;

ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

хочешь говорить – подними руку;

дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

обращение начинается с имени;

критика должна быть тактичной;

отсутствие результата – тоже результат;

голос – твой божественный дар, умей им владеть.



Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает:

1. Эмоциональное вслушивание.

2. Вычитывание.

3. Выразительное чтение.

4. Сочинения, рисование, инсценировки.



Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:

1. Владение детьми способами понимания художественного произведения

2. Умения выразительно читать.

3. Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.

4. Расширение читательского кругозора.

5. Развитее «чувства языка» и литературного вкуса.

6. Формирование коммуникативных способностей.


Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:

1. Ролевое чтение

2. Ролевые диалоги

3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения)

4. Придумать разговор героев произведения по телефону

5. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)


Хочу выделить игры с конкретной целью – формирования коммуникативных умений через организацию коммуникативной деятельности (лексические, грамматические, фонетические, разговорные, творческие).





Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений.

Типы коммуникативных игр

  1. Игры учебного характера

  2. Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры

    • «Авторская сказка»

    • «Цветик - семицветик»

    • «Угадай, кто я?»

    • «Испорченный телефон»

    • «Фраза по кругу»

    • «Магазин»

    • «От первого лица»

    • Предметная игра «Что? Где? Когда?»

    • «Цепочка»

Творческие игры проводятся с целью воспитания и обучения учащихся. Творческая игра даёт детям возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Игра - «это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль – действие, и мысль - образ». И в этом её воспитывающая сила.

Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:

1)анализ услышанного

2)исправление недочётов

3)помощь в выборе наиболее точных слов

Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы

«Установка»

- Когда будете слушать, постарайтесь понять главное.

- Приготовьтесь к оцениванию ответа.

- Вы будете контролёрами.

«Пауза»

- Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете.



Включение детей в активное восприятие речи одноклассников

Оцени ответ Вовы.

Кто сможет поспорить с Димой?

Дополни то, что не сказала Юля.

Как ты понял, о чём говорил Серёжа?

Повтори самое главное, что сказала Лена.


Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать вопросно–ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:





Тренинговые вопросы

Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач.

Конструктивные вопросы

Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы

Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Наводящий вопрос

Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения».

Мы в классе провели одно из мероприятий « Как хорошо уметь читать!» Мои ребята принесли в школу свои любимые книги, рассказывали о последних прочитанных книгах. Инсценировали в группах народные сказки «Репка» и «Рукавичка». Ребята научились создавать проекты, рассказывать о том материале, который они нашли по теме. Презентовали свои проектные работы «Город букв». К концу года было заметно как первоклассники научились оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, задавать вопросы по прослушанному тексту, формулировать собственное мнение и позицию.

Литература:

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе– М.; «Просвещение» – 2008.

2.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества -М; «ВАКО»-2009

3.Никитина М.И. Чтение и развитие речи- С-П; «КАРО»-2008






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!