Коммуникативная компетенция — это способность к эффективному речевому взаимодействию во всех сферах жизни, с учётом социальных норм общения.
На уроках литературы в старших классах важно формировать навыки, которые помогают ученикам осознавать язык как средство общения, развивать способность к критическому осмыслению текстов и аргументированному высказыванию.
Вот некоторые методы и приёмы, которые способствуют развитию коммуникативной компетенции на уроках литературы:
1.Дискуссии и дебаты.
Такие формы работы помогают старшеклассникам учиться высказывать свою точку зрения, уважать мнение других, а также находить убедительные аргументы для защиты своей позиции.
Пример 1: Н.В. Гоголь считает, что Чичиков - человек будущего.
Цель: в ходе выступлений попытаться понять авторскую позицию, трагичность творческого пути писателя.
Пример 2: дебаты проводятся на основе ранее изученных статей известных русских критиков: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Переверзева, Дружинина, Анненкова. Учащиеся защищают здесь точку зрения того или иного критика, их задача отстоять ее в борьбе с оппонентами (драма А.Н. Островского “Гроза”). Пример: Добролюбов прав в оценке характера Катерины.
Цель: учащиеся должны сопоставить понимание драмы Добролюбовым с позицией Писарева, сформулированной им в статье “Мотивы русской драмы”; выявить сильные и слабые стороны обоих критиков.
Пример 3: Герой, не выдержавший испытания любовью, не состоятелен как личность.
Цель: дать учащимся почувствовать, что в русской литературе существуют вечные (сквозные) темы, выработать навык аналитического мышления, упорядочить представления о различных этапах литературного процесса, продемонстрировать особенности авторского видения проблемы.
Пример 4: Тема урока: “Противоречивость характера Базарова” (И.С. Тургенев “Отцы и дети”).
Темы для мини-дебатов:
- Базаров любит и понимает народ.
- Базаров не способен чувствовать прекрасное.
- Базаров - истинный друг Аркадия.
- Спор с Кирсановым Базаров проиграл.
- В сцене дуэли Базаров проявил большую человечность, чем Кирсанов.
- Базаров преданный сын своих родителей.
- Базаров сам сделал невозможным свое счастье в любви.
Выводы. Существуют ли мини-проблемы, по которым выбор позиции очевиден? Почему по некоторым пунктам практически невозможно односложное решение проблемы. Вывод о противоречивом характере героя.
На уроках литературы могут дебатироваться следующие темы:
Сказки людям не нужны.
«Лука – это положительный герой» (пьеса М.Горького «На дне»)
«Молчалины блаженствуют на свете»
«Герои Чехова – наши современники»
«Наташа Ростова – самый обаятельный женский образ»
Темы, в контексте которых возможно проведение дебатов:
1. Нужны ли нам заимствования?
2. Уместны ли диалектные слова в литературном языке?
3. Нужно ли использовать устаревшие слова?
4. Отвечает ли книжный рынок сегодня духовным потребностям человека?
5. Вредна ли цензура?
6. Правда или ложь? Что нужнее человеку? (По драме М. Горького «На дне»)
7. Способен ли Печорин любить?
8. Базаров-герой своего времени.
9. В трагедии Раскольникова виноват сам герой.
2.Работа с текстами разных стилей и жанров.
Анализ художественных, публицистических, научных текстов позволяет учащимся лучше понимать языковые средства, которые авторы используют для выражения своих мыслей.
Проводится актуализация имеющихся знаний:
-Дайте определение текста, назовите его основные признаки.
-Что предполагает анализ текста?
-Что такое тема?
-Что такое идея?
-Что такое проблема текста?
Пример: дается текст Василя Быкова об уникальности личности Л.Н. Толстого, в котором отражены нравственные принципы автора текста.
НЕИССЯКАЕМАЯ ЩЕДРОСТЬ УМА
Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы ее героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого не могли не пленить воображение. Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.
И это прекрасно, когда общение с его духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей. Созданные более века назад, «Севастопольские рассказы» наглядно свидетельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе. Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки, являющиеся непреходящим императивом всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».
Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. На деле же нет больших забот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, столь изменчивой и текучей категорией, какой является правда. Толстой же обладал удивительной, по-видимому врожденной, способностью различать в запутанных и многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. Наверно, однако, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности… чем наука». Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый сколько-нибудь серьезный писатель или думающий читатель.
Мы привыкли к непререкаемой справедливости известного ленинского высказывания о графе Толстом, до которого не было настоящего мужика в литературе, но из этого следует, что мы должны задуматься и о том, откуда у этого барина, в течение почти всей жизни ведшего замкнутый, «усадебный» образ жизни, откуда у него такое глубокое понимание народа, знание потаенной человеческой сущности? Дело, наверно, все-таки не в образе жизни, а во врожденном свойстве души — степени человеческой сопричастности к другим, себе подобным, способности к сопереживанию, к осознанию чужой боли как своей собственной, чем в огромнейшей мере был наделен Лев Толстой. Это нам теперь видна ограниченность некоторых его духовных исканий, и мы с уверенностью можем судить о его ошибках. Но большое видится на расстоянии, а для него был важен главнейший из исповедуемых им жизненных принципов: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».
Вся его жизнь — непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле?
1978 г.
Работа с текстом:
-Докажите, что перед вами текст.
-Сформулируйте тему.
-В чем же секрет уникальности Л.Н. Толстого?
-Подчеркните в тексте ключевые слова, раскрывающие секрет уникальность Л.Н. Толстого.
-А какой главный жизненный принцип Толстого?
-Что говорится об уникальности личности Л.Н. Толстого в предложении 16?
3.Развитие письменной речи.
В старших классах учащимся следует предложить не только писать сочинения и эссе, но и освоить такие формы письменного выражения мыслей, как отзывы, рецензии, письма.
-Работа с художественным текстом. Учеников учат анализировать произведение, выделять ключевые моменты, понимать авторскую позицию. Например, при изучении «Капитанской дочки» А. С. Пушкина можно предложить задание описать характер Петра Гринёва в письме к другу и рассказать, как изменились его взгляды и поведение к концу произведения.
-Метод «диалога с текстом». Учащимся предлагают написать письмо персонажу, задать ему вопросы или выразить своё мнение о его поступках. Например, после чтения «Преступления и наказания» можно предложить написать письмо Раскольникову и выразить своё мнение о его теории.
-Упражнения на редактирование текстов. Ученикам предлагают фрагмент текста с логическими ошибками, нарушенной последовательностью событий или стилистическими неточностями. Их задача — исправить текст, сделав его более ясным и выразительным.
-Творческие задания. Они стимулируют воображение и языковую интуицию. Например, можно предложить ученикам написать мини-рассказ в стиле определённого писателя или придумать альтернативный финал произведения.
-Задания на сравнительный анализ. Ученикам предлагают сравнить два произведения, выявляя сходства и различия в проблематике, образах и стиле.
-Метод «свободного письма». Ученики пишут текст без оглядки на ошибки, а затем сами его редактируют. Это помогает им почувствовать свободу в выражении мыслей и развить навык самопроверки.
4.Работа над устной речью.
Регулярные выступления на уроках, обсуждения, презентации помогают учащимся развивать навыки публичного выступления и уверенного высказывания.
-Поэтические пятиминутки. В начале урока один или два учащихся читают стихотворения, выученные наизусть или подготовленные для выразительного чтения, или пересказывают отрывок из текста понравившегося художественного произведения.
-Дискуссионная беседа между героями литературного произведения. Ученики представляют себя в роли персонажей произведения, вступивших в диалог, спор, дискуссию, и отстаивают точку зрения того героя, которого они представляют.
5.Проблемное обучение.
Задача учителя — поставить перед учениками проблемный вопрос или ситуацию, требующую обсуждения и решения. В процессе поиска ответа учащиеся учатся строить аргументацию, высказывать предположения, обсуждать различные точки зрения.
Некоторые особенности проблемного обучения на уроках литературы:
-Создание ситуаций, в которых нужно ответить на вопрос, не имеющий однозначного ответа. Например, можно предложить ученикам обсудить такие темы, как «В чём состоит трагедия главного героя романа „Преступление и наказание“ Достоевского?» или «Можно ли оправдать действия Анны Карениной?».
-Постановка открытых вопросов. Например, «Какие идеи заключены в образе Печорина из романа Лермонтова „Герой нашего времени“?». Это помогает ученикам развивать самостоятельное мышление, выстраивать собственную аргументацию и анализировать произведения с разных точек зрения.
-Использование групповой работы и дискуссий. Ученики могут работать в группах над решением проблемных задач, таких как анализ конфликта в литературном произведении или обсуждение альтернативных толкований текстов.
-Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы. Учитель может предложить ученикам изучить определённые литературные явления и найти способы их решения или объяснения.
6.Проектные работы.
Проекты, связанные с изучением языка и литературы, позволяют ученикам исследовать различные темы более глубоко и всесторонне, при этом работая в группах и обмениваясь мнениями.
Проектная деятельность на уроках литературы — это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде подробного описания (проекта).
Некоторые виды проектных работ на уроках литературы:
Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Ученик знакомится с этой информацией, анализирует её и обобщает факты. Пример: исследование на тему «По следам героев романа М. Булгакова».
Исследовательские проекты. В основе такого проекта всегда стоит проблемный вопрос. Ученики учатся выдвигать гипотезы, разрабатывать пути решения проблем, обсуждать полученные результаты, делать выводы и защищать свою точку зрения.
Творческие проекты. Требуют особой подготовки, так как предполагают соответствующее оформление результатов. Пример: «Воображаемый музей литературного героя» по произведению Гоголя «Мёртвые души».
Практико-ориентированные проекты. Результат чётко обозначен в начале работы, ориентирован на интересы самих участников. Это может быть составление таблицы, текста, созданного на основе полученных результатов исследования, справочный материал по какой-то теме, словарная статья и т. д..
Ролевые/игровые проекты. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Проектная деятельность на уроках литературы позволяет ученикам увереннее чувствовать себя на уроках, становиться активнее, учиться грамотно задавать вопросы, расширять кругозор, становиться более коммуникативными.
Таким образом, развитие и совершенствование коммуникативной компетенции происходит не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности обучающихся. Это могут быть театральные постановки, литературно-музыкальные композиции.