Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы»
Формирование
коммуникативной компетенции
на уроках литературы
Выполнила:
преподаватель русского языка и литературы
ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»Инёшина Л.Г.
Коммуникативная компетенция - это
- способность вступать в общение с целью быть понятым,
- умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией,
- умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.
Цель: развивать мыслительные навыки у студентов, необходимые в учебе и в обычной жизни.
Общеучебные умения: умение работать в группе, паре;
творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
ранжировать информацию
Типы уроков
Работа с информационным текстом
Работа с художественным текстом
Взаимообучение
Урок – дискуссия
Урок – письмо
Урок - исследование и другие
Формы работы,
формирующие способность вступать
в общение
с целью быть понятым
- Прослушайте стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова, заполните таблицу.
- Дайте сопоставительный анализ стихотворений .
1)Источник пророческого дара.
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
2)Образ пророка
3)Взаимоотношения пророка и окружающего его мира.
Формы работы,
формирующие умения
выражать свои мысли
перед аудиторией
Роль описаний и пейзажных зарисовок в рассказах
И.А.Бунина.
- Как описания и пейзажные зарисовки помогают понять состояние героев в начале произведения?
- Подберите заголовок к иллюстрации,
используя произведения И.А.Бунина
- Воплощаются ли в жизнь мечтания о счастье?
- Счастливы ли герои Бунина?
к иллюстрации,
используя произведение И.А.Бунина
Напишите синквейн на тему «Война»
1418 дней и ночей
27миллионов погибших
( 19 тысяч - ежедневно,
800 человек – в час,
13 человек - в минуту)
Война.
Жестокая и беспощадная.
Сражаться на фронте, отдавать жизнь, защищать Родину.
Война! Убитых миллионы…
Трагедия.
Творческая
работа
Родина…
Поделитесь вашими ассоциациями, оформив их в виде синквейна
Промежуточный
вывод:
Родина в ранней лирике С.Есенина – это…
Настроение в
ранних стихотворениях С.Есенина о Родине …
Подберите иллюстративный материал из драмы
А.Н. Островского «Гроза» к данным аргументам
Тезис:
Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.
Аргумент 1
Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда …
Аргумент 2
Опыт художественной литературы убеждает в правильности этого тезиса. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера.
Вывод: Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.
Формы работы, формирующие умения
вести дискуссию,
аргументировать, доказывать
Правила ведения дискуссии:
- соответствие теме,
- спор должен быть аргументированным,
- каждый имеет право на свою точку зрения,
- уважительное отношение к чужому мнению,
- использование языка «Я»
Полемика вокруг Базарова
- Точка зрения какого критика, на ваш взгляд, близка авторской позиции? Почему?
- Точка зрения какого критика близка вам? Почему?
- Докажите это, пользуясь текстом произведения.
Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент - Экзюпери