Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции при обучении старшеклассников иностранному языку»
Технологические особенности формирования коммуникативной компетенции при профильно-ориентированном обучении старшеклассников ИЯ
При конструировании педагогического процесса профильно-ориентированного обучения старшеклассников ИЯ рекомендуется использовать метод активизации резервных возможностей личности, который в условиях личностно ориентированного образования предполагает реализацию технологии задачного подхода, диалога и имитационных игр.
Метод активизации резервных возможностей как один из вариантов интенсивного обучения ИЯ хорошо зарекомендовал себя в многолетней практике обучения. Он решает, прежде всего, задачу обучения общению на иностранном языке и опирается на неиспользуемые в обычной учебной деятельности психологически резервы личности обучаемого, на управление социально-психологическими процессами в учебной группе. Потенциальная эффективность метода активизации резервных возможностей личности обучаемого заключается в его направленности на комплексное развитие личности обучаемого, на целостное формирование интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных её сторон.
Интерактивное взаимодействие берет начало от слова «интеракционизм»-взаимодействие друг с другом. Это одна из наиболее распространенных современных социально-психологических процессов в обществе. Таким образом, основным механизмом формирования личности во взаимодействии является ее самоконтроль на основе того представления о ней у окружающих.
Согласно этому походу, состояние общества, общественные отношения и человеческая личность зависит от коммуникации или взаимодействия между людьми, от их приспосабливания друг к другу, взаимных уступок. Именно такому взаимодействию речевых партнеров следует учить старшеклассников в профильных классах.
Учебная игра на уроках ИЯ в рамках профильно-ориентированного обучения старшеклассников осуществляет несколько функций:
Мотивационно -побудительную (мотивирует и стимулирует познавательно-гностическую деятельность субъектов -обучения);
-обучающую (способствует приобретению знаний, а так же формированию и развитию навыков владения ИЯ в конкретных профильно-направленных ситуациях общения);
-воспитательную (способствующую актуализации сил саморазвития учащихся);
-ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);
-компенсаторную( компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения ИЯ в реальной жизни).
Владение языком как средством общения предполагает прежде всего, знание аспектов языка, а также навыки и умения пользоваться ими в конкретной ситуации- в процессе коммуникации с собеседником. Естественный процесс коммуникации в условиях урока, связанный с решением учебных задач по иностранному языку, способствует формированию и развитию интеллектуальных, а на их основе- практических навыков и умений владеть изученным материалом.