СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре РМО  учителей математики.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики.»

3


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Билярская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского района Республики Татарстан





Формирование коммуникативных компетенций

на уроках математики











Гатауллина Ф.Х.

Учитель математики

I квалификационной категории

















2019 г.



Перед школой стоит задача - максимально раскрыть способности каждого ученика, а задача учителя - помочь ему стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком

Предмет математика – сложный предмет, наиболее трудоёмкий. Математика требует высокого умственного напряжения, развития мышления. Для сознательного усвоения знаний по математике необходимо умение логически мыслить, грамотно рассуждать, анализировать. Но в первую очередь ребёнок должен ясно, точно, кратко излагать свои мысли, правильно строить предложения.
Не секрет, что сейчас дети мало читают. Внимание к важности грамотной математической речи формирует у учащихся и более внимательное отношение к тексту учебника. На уроках дети читают фрагменты текста, я при этом обращаю внимание детей на выразительность речи, ее громкость, четкость, особо уделяя внимание четкому проговариванию окончаний. Понимать смысл читаемого - этому должен научиться ребенок, а учитель обязан помочь ему.

Начав работать в 5-м классе, я сталкиваюсь с проблемой слабой математической речи учащихся. Поэтому передо мною встала задача: как развить речь учащихся на уроках математики, чтобы к выпускному классу они могли логически мыслить, правильно рассуждать, что для них является необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения математики, сдачи экзаменов..

Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов должен не только сообщаться, но и изучаться: при сообщении термина должно быть по возможности  указано его происхождение, его буквальный смысл, и уже затем раскрыто его научное значение. Для достижения этих целей мы с учениками создаем словарь математических терминов. Например:

-Вертикальный – термин образован от латинского  vertex (вершина). Поэтому термин «вертикальный» имеет два смысла: «отвесный» и «вершинный». Еще в середине  XIX   века вертикальные углы называли вершинными.

-    Корень(квадратный, или корень уравнения) – пришло в математику от арабов. Арабские ученые представляли себе квадрат числа вырастающим из корня – как растение, - и поэтому называли корнями такие числа.

При изучении темы «Пропорции» по математике в 6 классе учащиеся неоднократно проговаривают определение о том, что пропорция – это равенство двух отношений». Только правильно записав пропорцию, можно с ней продолжать работу. Или, перпендикуляр – кратчайшее расстояние от точки до прямой, и строить его нужно под прямым углом к этой прямой. Уделяю особое внимание употребляемой математической фразеологии и настойчиво обогащаю ею научный стиль речи учащихся. Например: “Простым числом называется число, делящееся только на единицу и само на себя” (пропуск слова “только” полностью аннулирует это определение)
Слово «точка» образованно от глагола ткнуть и означает результат мгновенного дотрагивания. А «между двух соседних точек - прямая – самый краткий путь, иначе слишком много кочек необходимо обогнуть». Если дети не правильно изобразят на рисунке прямоугольный треугольник, то и решить задачу, связанную с ним будет достаточно трудно. Например задача на применения теоремы Пифагора.

Кто в современном мире не пользуется сотовым телефоном? Каждый абонент мобильной связи заинтересован в ее качестве. А качество в свою очередь зависит от высоты антенны мобильного оператора. Чтобы рассчитать, в каком радиусе можно принимать передачу, применяем теорему Пифагора.

Задача:Какую наибольшую высоту должна иметь антенна мобильного оператора, чтобы передачу можно было принимать в радиусе R=200 км? (радиус Земли равен 6380 км.) Решение: Пусть AB= x, BC=R=200 км, OC= r =6380 км. OB=OA+ABOB=r + x. Используя теорему Пифагора, получим Ответ: 2,3 км.

Дополнительный материал о терминах, математических понятиях сообщаю под рубрикой «Это интересно».
Наибольшее количество ошибок и искажений в речи учащихся встречается при чтении составных количественных числительных. Поэтому при работе с учебником обращаю особое внимание на рубрику “Говори правильно”. Сообщаю учащимся, что правило склонения составных количественных числительных довольно простое: в составных количественных числительных склоняются все части так, как если бы остальных не было. Стараюсь проводит параллель с русским языком: числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от пятисот до девятисот (оба корня) склоняются так же, как существительные третьего склонения. Примеры склонения числительных (количественных, порядковых, дробных) даны и на форзаце учебника Н.Я. Виленкина “Математика. 5 класса”. Учащиеся могут пользоваться ими на уроках и при выполнении домашнего задания. Также нужно помнить, что названия латинских букв x, y, z мужского рода, остальные латинские буквы – среднего рода. Например, 
- “а равно пяти”, “с равно минус семи”, “икс равен минус трем”. 
- при чтении выражений названия букв по падежам не изменяются: 3у – “три игрек”, а не “три игрека”.
Особенно большое значение имеет составление так называемых объяснений к решениям текстовых задач. Эти объяснения должны быть написаны вполне грамотным и притом непременно связным языком.
Например:
1 задача: №583 из учебника Н.Я. Виленкина “Математика. 5 класс”. 
Условие. Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700 г напитка?
Решение. Пусть масса одной части напитка x г. Тогда масса сиропа 2x г, а масса напитка (2x+5x) г. По условию задачи масса напитка равна 700 г. Получим уравнение: 2x+5x=700. Отсюда 7x=700, x=100, то есть масса одной части равна 100 г. Поэтому сиропа надо взять 200 г (100*2=200) и воды 500 г (100*5=500).
2 задача: В клетке находятся фазаны и кролики. Всего 6 голов и 20 ног. Сколько кроликов и сколько фазанов в клетке?
Решение.
Способ 1: метод подбора. Пусть в клетке находятся 2 фазана и 4 кролика.
Проверка: 2+4=6 (голов); 4х4+2х2=20 (ног). Ответ: 4 кролика, 2 фазана.
Составление объяснений, которые имеют форму связного рассуждения, последовательно излагающего каждый этап решения, помогают учащимся развивать правильную письменную речь. Часто использую задания, в которых предлагается решить задачу различными способами. Они приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности. Так 2 задачу про фазанов и кроликов можно решить еще 2 способами: полным перебором вариантов и методом предположения по недостатку и методом предположения по избытку.

В развитие речи учащихся играет роль даже такая мелочь, как умение задать вопрос. Правильно сформулированный и в нужное время заданный вопрос может помочь ученику с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости. На уроках геометрии, ученик, вызванный к доске, не только выполняет задание учителя, а еще этому ученику одноклассники задают дополнительные вопросы по пройденному материалу. Если на заданный вопрос дается не правильный ответ, то на него отвечает ученик, который задал этот вопрос. Я со своей стороны слежу за тем, чтобы вопросы и ответы звучали правильно, в противном случае мы совместно со всем классом исправляем ошибки.

На уроке я стремлюсь к тому, чтобы у учащихся возникла потребность слушать мои объяснения, что развивает у них коммуникативные компетенции. В ходе изложения очень важно интонацией выделять главное, делать необходимые записи на доске, поддерживать учебный диалог, выдерживать паузы, использовать современные средства обучения, предлагать учащимся делать необходимые записи. Всё это обеспечит активизацию деятельности учащихся на уроке. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления. Владение этим языком, понимание его математического смысла позволяет переводить математические высказывания с русского языка, на математический и наоборот. Задания такого характера необходимо выполнять письменно и устно.

Например:

1) Перевести высказывания с русского языка на математический язык:

  1. Число а кратно семи,

  2. Число b положительное,

  3. Сумма утроенного квадрата числа c и куба числа d.

2) Перевести с математического языка на русский:

  1. a*(с+d) 2.ab + c 3.m - cd

Одной из важнейших задач обучения является формирование у детей умения получать и запоминать информацию на слух, обрабатывать и преобразовывать ее. В ряду различных имеющихся в нашем распоряжении каналов информации слуховой занимает второе место после зрительного, поэтому развивать его возможности у детей крайне важно. Это пригодится им в жизни – умение слушать лекцию, слушать собеседника, слушать и слышать. Кроме того, важно формировать, у обучающихся грамотную и точную математическую речь. Решать эти задачи помогают математические диктанты.

Математические диктанты разнообразны:

  • диктанты, составленные лишь из теоретических вопросов, созвучных тем, что приводятся в учебнике после каждой главы;

  • диктанты, часть которых включает теоретические вопросы, а часть – простейшие практические задания по соответствующей теме, не требующие больших записей;

  • диктанты, полностью состоящие из практических заданий,

  • словарные диктанты, служащие для проверки того, как учащиеся усвоили правописание математических терминов.

Чтобы успешно писать такие диктанты, ученик должен «почаще заглядывать» в текст учебника, изучать теорию, а не только решать примеры.

Математический диктант

1.Закончите предложение: «Числа, употребляемые при счете называются…..» 

2. Сколько десятков и сколько сотен в числе 832 ?

3.  Запишите цифрами число: пятьсот сорок восемь тысяч семь  

4. Какое число следует за числом 2999 ?

5. Запишите цифрами число  12 миллиардов 4 миллиона 30 тысяч.

. При выполнении заданий на закрепление ЗУ применяю игровые формы, такие как “Угадай-ка”, «Найдите ошибку» ребусы, викторины, головоломки и т.п. 
Использую в своей работе зарифмованные правила. Стихи легче запоминаются детьми. Например:
«Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
При раскрытии скобок применяю правила:
«Перед скобкой вижу плюс, ничего я не боюсь.
Скобки смело раскрываю, значит, правило я знаю»;
«Минус повстречается – будьте осторожны:
Скобки раскрываются, знаки заменяются на противоположные» и т.п.

К сожалению, ученик с хорошей речью в современном обществе – редкость. Часто встречается ситуация, когда у школьника, имеющего «3» по литературе, по другим предметам гуманитарного цикла – «4» и даже «5». Некоторые учителя-предметники при ответе ученика не обращают внимания на низкий уровень его речевой культуры. Хотя развитие речи учащихся – общепедагогическая проблема, и работать над её решением надо каждому педагогу, начиная с самого себя в первую очередь. Речь учителя должна быть образцом высокой речевой культуры.

Таким образом, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Значимость коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе определяется несколькими факторами, среди которых выделяют ее влияние на учебную успешность, успешность процесса адаптации учащегося к школе, рассмотрение коммуникации как основы эффективности и благополучия ученика в его будущей взрослой жизни. Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!