СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных компетенций на занятиях русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций на занятиях русского языка и литературы»


Министерство образования и науки Курской области


ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина








Формирование коммуникативных компетенций на занятиях русского языка и литературы.



Из опыта работы преподавателя русского языка и литературы Строгановой Т.М.
















Очень важно, чтобы человек, получающий ту или иную специальность, хорошо владел своей речью, умел слушать и слышать, грамотно излагал свои мысли в письменной форме.

Слайд 2

Профессиональный уровень специалиста разного профиля во многом зависит от степени его владения языковыми нормами, устной и письменной речью. Коммуникация – это общение, обмен мыслями, основывающийся на взаимопонимании.

Слайд 3

Целью работы преподавателя является повышение языковой и коммуникативной компетентности будущего работника, которая состоит из письма, чтения, слушания и говорения.

Активные и интерактивные средства, которые используются мною на занятиях русского языка и литературы для формирования коммуникативных компетенций.

На занятиях русского языка по разделам применяю различные задания с использованием терминов, т.к. их изучение позволяет расширить знания о языке с профессиональной точки зрения, развивает интерес к нему, обогащает словарный запас студентов.

Словарная работа должна вестись на каждом занятии для формирования у студентов основы культуры устной и письменной речи. Целенаправленное изучение терминов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок, высказываний, позволяющих формировать следующие языковые нормы: (слайд 4)

  1. орфографические,

  2. орфоэпические,

  3. лексические,

  4. синтаксические,

  5. стилистические

Слайд 5 Такая работа позволяет формировать не только профессиональную, но и речевую грамотность студентов. При изучении тем, связанных с употреблением фразеологизмов, на занятиях изучаются профессиональные устойчивые словосочетания, те, которые даны в переносном значении. Говорим об их особенностях, происхождении, употреблении в речи. Студенты с удовольствием объясняют значение фразеологизмов со словами «глаза», «мозг», «уши», «руки», «нос», «сердце», «кровь» и т.д., подбирают антонимы и синонимы. Например, что обозначают такие устойчивые словосочетания, как: «с чистым сердцем», «уши на макушке», «краем уха», «до мозга костей», «шевелить мозгами», «мозолить глаза» и т.п. Студенты должны понимать смысл данных изречений, чтобы правильно применять в речевой практике.

Считаю эффективной работу с деформированным текстом, которая позволяет предупредить речевые ошибки. Слайд 6

Значение работы с деформированным текстом заключается в том, что   умение восстановить его позволяет добиться того, чтобы студенты реально принимали поставленную перед ними задачу глубокого понимания текста, охотно продолжали разговор, требующий повторного (более внимательного) чтения.

В разделе «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.» предлагаю студентам выполнить следующие задания:

Слайд 7: Объяснить сокращенные варианты терминов;

Слайд 8: Составить схему сложного предложения;

Слайд 9: Составить предложения с данными словосочетаниями.

Слайд 10. По теме «Слово в лексической системе языка» предлагаю задание, для выполнения которого студенты должны обратиться к учебной литературе – Толковому словарю и др.

Большое внимание на занятиях русского языка уделяю лингвистическому анализу текста: определение темы, идеи, основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений в тексте, наблюдение над функционированием языковых средств языка. В русском языке это все занятия по развитию речи: все виды сочинений и изложений и все упражнения, направленные на исправление речевых ошибок в тексте, которые помогают формировать как устную, так и письменную монологическую речь.

Слайд 11. Для полного понимания литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст необходимо знать строение текста и умение его моделировать. Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.

Для создания устных высказываний прибегаю к практике пересказа всего произведения, или эпизода, полных ответов, рассуждений на тему и т.п.

Слайд 12.

При изучении творчества таких писателей, как А.П. Чехов, М.А. Булгаков, мы касаемся их произведений, которые воспитывают нравственнось. При этом использую внеаудиторную самостоятельную форму работы: подготовить презентацию и выступление по предложенным темам. В данных произведениях поднимаются разные проблемы: о человеческом невежестве, жестокости, о всепоглощающем безразличии людей друг к другу, социальная проблематика, философские проблемы самоопределения и сущности бытия. Студентам предлагается пользоваться схемой анализа литературного произведения:

1.История создания.

2.Смысл названия.

3.Жанр произведения.

4.Тема, идея и проблематика.

5.Композиция и ключевые моменты сюжета.

6.Конфликт в произведении.

7.Система героев и образов.

8.Позиция автора.

9.Художественные средства.

10.Выводы.

IV. Также применяю парную форму контроля. Студенты выполняют задания с последующей проверкой друг у друга.

При этом они получают установку обучать друг друга, что важно при работе с пациентами, т.к. обучение является неотъемлемой функцией в деятельности медицинской сестры.

Студенты проверяют друг у друга выполненные упражнения; при изучении новой темы один студент знакомит другого с правилом, а затем проверяет знание этого правила у своего напарника и т.д.

Обучающиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.

Слайд 13.

Для того чтобы проверить глубину усвоения обучающихся характера героя, я провожу такую форму работы, как синквейн.



Главное в работе – студенты свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

V. В условиях модернизации образования применяю в своей деятельности групповую форму работы. Обучающиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Содержание учебного материала в данном случае является источником для самостоятельного поиска и решения проблемы.

Работа в группах построена на следующих основных правилах:

1. Полное внимание к одногруппнику;

2. Серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одногруппника, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные обучающиеся преодолевают страх.

Слайд 13.

Здесь уместен приём «Фишбоун».

Слайд 14.

Он подходит для работы в группе и может быть предложен в качестве домашнего задания. «Фишбоун» -это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

- извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы

- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе.

VI. Одной из эффективных современных технологий деятельностного типа является обучение кейс-методом. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Например, по пьесе М.Горького «На дне». Проблема гуманизма в пьесе.

Задание для работы в парах: Сочинение «на двоих» в форме диалога на тему: «Что лучше: утешительная ложь или горькая правда».

Слайд 16

Система используемых заданий побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности - языковому анализу, размышления на лингвистические темы.

Слайд 17

Дискуссия – еще одно средство формирования коммуникативной компетенции студентов. Очень важно воспитывать культуру общения.

Слайд 18


Таким образом, высокий уровень языковой и коммуникативной компетентности способствует воспитанию профессионалов, отвечающих современным требованиям в рамках Приоритетного Национального Проекта Образование, и этическим представлениям населения об учителях.

Список литературы

1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 20016. - №3.

2. Библиографическое описание: Насретдинова, А. Ф. Формирование языковой компетенции будущих медицинских работников / А. Ф. Насретдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46901/ (дата обращения: 08.01.2022).

3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.