Министерство образования и науки Курской области
ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина
Формирование коммуникативных компетенций на занятиях русского языка и литературы.
Из опыта работы преподавателя русского языка и литературы Строгановой Т.М.
Очень важно, чтобы человек, получающий ту или иную специальность, хорошо владел своей речью, умел слушать и слышать, грамотно излагал свои мысли в письменной форме.
Слайд 2
Профессиональный уровень специалиста разного профиля во многом зависит от степени его владения языковыми нормами, устной и письменной речью. Коммуникация – это общение, обмен мыслями, основывающийся на взаимопонимании.
Слайд 3
Целью работы преподавателя является повышение языковой и коммуникативной компетентности будущего работника, которая состоит из письма, чтения, слушания и говорения.
Активные и интерактивные средства, которые используются мною на занятиях русского языка и литературы для формирования коммуникативных компетенций.
На занятиях русского языка по разделам применяю различные задания с использованием терминов, т.к. их изучение позволяет расширить знания о языке с профессиональной точки зрения, развивает интерес к нему, обогащает словарный запас студентов.
Словарная работа должна вестись на каждом занятии для формирования у студентов основы культуры устной и письменной речи. Целенаправленное изучение терминов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок, высказываний, позволяющих формировать следующие языковые нормы: (слайд 4)
орфографические,
орфоэпические,
лексические,
синтаксические,
стилистические
Слайд 5 Такая работа позволяет формировать не только профессиональную, но и речевую грамотность студентов. При изучении тем, связанных с употреблением фразеологизмов, на занятиях изучаются профессиональные устойчивые словосочетания, те, которые даны в переносном значении. Говорим об их особенностях, происхождении, употреблении в речи. Студенты с удовольствием объясняют значение фразеологизмов со словами «глаза», «мозг», «уши», «руки», «нос», «сердце», «кровь» и т.д., подбирают антонимы и синонимы. Например, что обозначают такие устойчивые словосочетания, как: «с чистым сердцем», «уши на макушке», «краем уха», «до мозга костей», «шевелить мозгами», «мозолить глаза» и т.п. Студенты должны понимать смысл данных изречений, чтобы правильно применять в речевой практике.
Считаю эффективной работу с деформированным текстом, которая позволяет предупредить речевые ошибки. Слайд 6
Значение работы с деформированным текстом заключается в том, что умение восстановить его позволяет добиться того, чтобы студенты реально принимали поставленную перед ними задачу глубокого понимания текста, охотно продолжали разговор, требующий повторного (более внимательного) чтения.
В разделе «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.» предлагаю студентам выполнить следующие задания:
Слайд 7: Объяснить сокращенные варианты терминов;
Слайд 8: Составить схему сложного предложения;
Слайд 9: Составить предложения с данными словосочетаниями.
Слайд 10. По теме «Слово в лексической системе языка» предлагаю задание, для выполнения которого студенты должны обратиться к учебной литературе – Толковому словарю и др.
Большое внимание на занятиях русского языка уделяю лингвистическому анализу текста: определение темы, идеи, основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений в тексте, наблюдение над функционированием языковых средств языка. В русском языке это все занятия по развитию речи: все виды сочинений и изложений и все упражнения, направленные на исправление речевых ошибок в тексте, которые помогают формировать как устную, так и письменную монологическую речь.
Слайд 11. Для полного понимания литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст необходимо знать строение текста и умение его моделировать. Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.
Для создания устных высказываний прибегаю к практике пересказа всего произведения, или эпизода, полных ответов, рассуждений на тему и т.п.
Слайд 12.
При изучении творчества таких писателей, как А.П. Чехов, М.А. Булгаков, мы касаемся их произведений, которые воспитывают нравственнось. При этом использую внеаудиторную самостоятельную форму работы: подготовить презентацию и выступление по предложенным темам. В данных произведениях поднимаются разные проблемы: о человеческом невежестве, жестокости, о всепоглощающем безразличии людей друг к другу, социальная проблематика, философские проблемы самоопределения и сущности бытия. Студентам предлагается пользоваться схемой анализа литературного произведения:
1.История создания.
2.Смысл названия.
3.Жанр произведения.
4.Тема, идея и проблематика.
5.Композиция и ключевые моменты сюжета.
6.Конфликт в произведении.
7.Система героев и образов.
8.Позиция автора.
9.Художественные средства.
10.Выводы.
IV. Также применяю парную форму контроля. Студенты выполняют задания с последующей проверкой друг у друга.
При этом они получают установку обучать друг друга, что важно при работе с пациентами, т.к. обучение является неотъемлемой функцией в деятельности медицинской сестры.
Студенты проверяют друг у друга выполненные упражнения; при изучении новой темы один студент знакомит другого с правилом, а затем проверяет знание этого правила у своего напарника и т.д.
Обучающиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.
Слайд 13.
Для того чтобы проверить глубину усвоения обучающихся характера героя, я провожу такую форму работы, как синквейн.
Главное в работе – студенты свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
V. В условиях модернизации образования применяю в своей деятельности групповую форму работы. Обучающиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Содержание учебного материала в данном случае является источником для самостоятельного поиска и решения проблемы.
Работа в группах построена на следующих основных правилах:
1. Полное внимание к одногруппнику;
2. Серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одногруппника, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные обучающиеся преодолевают страх.
Слайд 13.
Здесь уместен приём «Фишбоун».
Слайд 14.
Он подходит для работы в группе и может быть предложен в качестве домашнего задания. «Фишбоун» -это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы
- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе.
VI. Одной из эффективных современных технологий деятельностного типа является обучение кейс-методом. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Например, по пьесе М.Горького «На дне». Проблема гуманизма в пьесе.
Задание для работы в парах: Сочинение «на двоих» в форме диалога на тему: «Что лучше: утешительная ложь или горькая правда».
Слайд 16
Система используемых заданий побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности - языковому анализу, размышления на лингвистические темы.
Слайд 17
Дискуссия – еще одно средство формирования коммуникативной компетенции студентов. Очень важно воспитывать культуру общения.
Слайд 18
Таким образом, высокий уровень языковой и коммуникативной компетентности способствует воспитанию профессионалов, отвечающих современным требованиям в рамках Приоритетного Национального Проекта Образование, и этическим представлениям населения об учителях.
Список литературы
1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 20016. - №3.
2. Библиографическое описание: Насретдинова, А. Ф. Формирование языковой компетенции будущих медицинских работников / А. Ф. Насретдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46901/ (дата обращения: 08.01.2022).
3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.