СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Только в том случае, если учитель поддерживает жизнерадостный смех, любое проявление чувства юмора, возможно его развитие и благотворное влияние на процесс обучения, в ходе которого решаются  многие педагогические задачи, в том  числе и  формирование коммуникативных УУД.

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

Формирование коммуникативных универсальных учебных

действий у младших школьников


С введением федеральных государственных образовательных стандартов в начальную школу особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий:


- умение слышать, слушать учителя и понимать партнера, не перебивая высказывания других людей,

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, -

- распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,

- уметь договариваться,

- вести дискуссию,

- правильно выражать свои мысли в речи,

- уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.



Хочу поделиться опытом своей работы по данному направлению. Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности. 

Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.

В течение этого времени я занимаюсь проблемой развития и воспитания чувства юмора у детей младшего школьного возраста. Чувство юмора является необходимым условием полноценного общения ребёнка с окружающими его людьми, первой ступенькой его духовности.



  • Особый акцент в работе делаю на развитие и воспитание чувства юмора по той причине, что смех, юмор, чувство комического выполняют ряд позитивных функций в организации человеческого поведения:

  • оздоровительная

  • функция релаксации;

  • функция психологической защиты;

  • познавательная функция;

  • функция личностного роста;

  • развивающая функция;

  • коммуникативная функция;

  • воспитательная функция;

  • гедонистическая функция;

  • критическая функция.

Используя развивающую и воспитательную функции чувства юмора, предлагаю ученикам задания, направленные на развитие воображения, умения конструировать комическую ситуацию в форме законченного произведения. Выполнение подобных заданий, сопровождающихся желанием детей услышать новое смешное произведение, эмоциональными откликами на переживания персонажей, значительно повышает речевую активность, помогает развивать умственные способности детей, что проявляется в умении понять и объяснить комичность момента, характера героя, помогает развитию воображения, любознательности, памяти, стимулирует интонационную выразительность речи.

Оздоровительная функция чувства юмора проявляется в результате проведения спортивных соревнований «Весёлые старты», праздников «Приключения мяча». Это происходит потому, что чувство юмора всегда сопровождает повышенный тонус, который держит в здоровом напряжении важнейшие органы организма.


Учитывая коммуникативную функцию чувства юмора, я использую игры с элементами юмора, целью которых является эмоциональное объединение, сплочение детей, развитие у них чувства симпатии. В процессе этих игр заметно развивается внимание детей, доброжелательное отношение друг к другу, способность отстаивать свою точку зрения.

Я провожу различные внеклассные мероприятия .В процессе их проведения дети не только получают новые знания об окружающем мире, но и учатся смеяться над собой, преодолевать чувство ложного стыда и собственной неполноценности, замечать и оценивать вокруг себя необычное. Кроме того, детям предлагаются задания, направленные на создание ими различных смешных образов. Выполнение подобных заданий требует от детей умения быть актёрами и зрителями, У них появляется уверенный тон, первые навыки актёрского мастерства, у многих исчезает стеснение, чувство страха перед неудачами и ошибками.


Мною разработана, научно обоснована и экспериментально проверена технология «Развитие и воспитание чувства юмора у детей дошкольного и младшего школьного возраста» как составная часть программы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Она включает в себя

- Теоретические основы формирования чувства юмора

- Работа учителя по формированию чувства юмора у детей младшего школьного возраста


1. Задачи, формы работы по формированию чувства юмора у детей

2. Система работы учителя по формированию чувства юмора у детей

младшего школьного возраста на уроках математики

3. Роль школы и школьных учителей в развитии чувства юмора у детей

младшего школьного возраста

4. Использование учителем смеховых ситуаций для решения

педагогических

проблем

5. Система игр, направленных на развитие чувства юмора у детей в различных видах деятельности

Система работы по формированию чувства юмора у детей

младшего школьного возраста на уроках математики.

Этапы работы

Цель работы

Предполагаемый

дидактический материал

1.Введение считалок

Обогащение словаря, развитие памяти,

положительных эмоций

Слушание,заучивание

«На лужок пришли бельчата,

Медвежата, барсучата.

На зелёный,на лужок

Приходи и ты, дружок».



2.Введение стихов-шуток

Средство переключения внимания, интеллектуальный отдых.

«Плачет Ира, не унять

Очень грустно Ире

Стульев было ровно пять,

А теперь четыре

Начал младший брат считать:

Один, два, три, четыре, пять.

«Не реви!»- сказал малыш

«Ведь на пятом ты сидишь!»

(Л.Пантелеев)


3. Введение задач-шуток

Приобщение детей к активной деятельности, выработка умения

выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несуществующими данными, нацеливание на нахождение смешных несоответствий, способствующих развитию чувства юмора.

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?


- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц летело?

4. Введение задач в стихотворной форме


Повышение интереса к урокам математики, развитие воображения, памяти. Использование при работе с арифметическими задачами, действиями над числами.

-Ёжик на свои иголки

Прицепил листочек тонкий,

Две лисички, два груздя

Сколько же грибов, друзья?


-Сидят рыбаки,

стерегут поплавки.

Поймал Корней- трёх окуней,

Рыбак Евсей – четырёх карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?


5. а) Введение текстовых задач юмористического содержания









б) Введение

текстовых задач, составленных учителем для работы в определённом классе, с возможным объединением в учебное пособие.

Закрепление умения решать простые задачи. Форма работы над подобными задачами:

- индивидуальная

- групповая

- классом







- Младенец Стёпа орёт как «резанный» 5 часов подряд, а спит как «убитый» - 4 часа. Сколько часов Стёпа радует родителей?


- В одном ящике 6 бананов, а в другом бананов нет, потому что там сидит Илюша и доедает 3 банан. Сколько всего бананов «уничтожит» Илюша?


- Сегодня Саша завязал бант сестрёнке Тане, отвёл в детский сад сестру Аню и четыре раза поцеловал бабушку. Сколько хороших поступков совершил Саша?


- К урокам Ярослав забыл приготовить линейку, простой карандаш, лыжи и два лыжных ботинка. Сколько нужных предметов дожидаются его дома?



6.Введение заданий на раскрашивание

Развитие положительных эмоций, навыка штриховки, внимания, навыков устного счёта.

Раскрась по цифрам.


Соедини точки по порядку и раскрась.


Поочерёдно реши примеры, раскрась детали, и у тебя получится красочный герой.



7. Введение логических задач и упражнений юмористического содержания

Активизация умственной деятельности детей, эмоциональной восприимчивости, развитие положительных эмоций






а) Логические упражнения:

* «Найди пропущенную фигуру»,

* «Продолжи ряд фигур»,

* «Пройди лабиринт»,

* «Найди отличия».


б) Логические задачи:

* На столе лежало 4 яблока. Одно из

них разрезали пополам. Сколько

яблок на столе?

  • У Оли было 5 конфет. Две

конфеты она съела. Сколько

фантиков осталось у Оли?


8. Введение игр

Активизация психических процессов, создание радостного настроения, облегчение процесса усвоения знаний

а) дидактические

- «Удивительные фигуры» (воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений)

- «Волшебные палочки» (составление фигур, цифр, букв и т.д. из счётных палочек произвольно и заданного количества)


б) Игры-путешествия:

- «Путешествие Весёлого карандаша»;

- « Вини-Пух идёт в гости»;

- « В цирке»;

- « В стране мульти-пульти».

9. Введение игровых и занимательных ситуаций

Развитие положительных эмоций, усвоение способа образования чисел

- «Размышлялки»;

- «Задачка для друга»;

- « Назови меня»

10. Введение заданий творческого характера:

Развитие творческого воображения, фантазии, самостоятельности. Создание условий для творческого поиска.



а) Составление задач юмористического содержания по изученной теме.

б) Составление литературного произведения (рассказа, сказки)

- «Как появилась цифра 8»;

«Почему снеговика лепят из шаров»


-«Что лучше больше или меньше?»


в) Выполнение рисунков, чертежей:

- «На что похож квадрат»;

- «Человек из цифр»;

- «Гном строит дом»


г) Задания, направленные на создание смешных образов:

- «Круглый шарик сдулся»;

- «Как левая рука встретилась с правой»;

- «Всего по два»;

- «Превращение математических знаков»



В начальных классах школы формируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, отзывчивость, общительность, умение прощать человеческие слабости в их формировании чувство юмора играет значительную роль.


Первые шаги ребёнка в проявлении юмора не всегда сохраняют рамки дозволенного. Учитель должен понимать это и, не пресекая попыток к юмористическому отражению виденного, спокойно, но решительно пресекать всё то, что доставляет боль другому. Отсутствие улыбки, как ожидаемой реакции, холодный, удивленный взгляд, неодобрительная реплика в адрес неудачной шутки. Игнорирование услышанного – вот вполне достаточный арсенал воспитательного воздействия для корректирования первых упражнений детей в использовании юмора.


Только в том случае, если учитель поддерживает жизнерадостный смех, любое проявление чувства юмора, возможно его развитие и благотворное влияние на процесс обучения, в ходе которого решаются многие педагогические задачи, в том числе и формирование коммуникативных УУД.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!