Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников
С введением федеральных государственных образовательных стандартов в начальную школу особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий:
- умение слышать, слушать учителя и понимать партнера, не перебивая высказывания других людей,
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, -
- распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
- уметь договариваться,
- вести дискуссию,
- правильно выражать свои мысли в речи,
- уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Хочу поделиться опытом своей работы по данному направлению. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
В течение этого времени я занимаюсь проблемой развития и воспитания чувства юмора у детей младшего школьного возраста. Чувство юмора является необходимым условием полноценного общения ребёнка с окружающими его людьми, первой ступенькой его духовности.
Особый акцент в работе делаю на развитие и воспитание чувства юмора по той причине, что смех, юмор, чувство комического выполняют ряд позитивных функций в организации человеческого поведения:
оздоровительная
функция релаксации;
функция психологической защиты;
познавательная функция;
функция личностного роста;
развивающая функция;
коммуникативная функция;
воспитательная функция;
гедонистическая функция;
критическая функция.
Используя развивающую и воспитательную функции чувства юмора, предлагаю ученикам задания, направленные на развитие воображения, умения конструировать комическую ситуацию в форме законченного произведения. Выполнение подобных заданий, сопровождающихся желанием детей услышать новое смешное произведение, эмоциональными откликами на переживания персонажей, значительно повышает речевую активность, помогает развивать умственные способности детей, что проявляется в умении понять и объяснить комичность момента, характера героя, помогает развитию воображения, любознательности, памяти, стимулирует интонационную выразительность речи.
Оздоровительная функция чувства юмора проявляется в результате проведения спортивных соревнований «Весёлые старты», праздников «Приключения мяча». Это происходит потому, что чувство юмора всегда сопровождает повышенный тонус, который держит в здоровом напряжении важнейшие органы организма.
Учитывая коммуникативную функцию чувства юмора, я использую игры с элементами юмора, целью которых является эмоциональное объединение, сплочение детей, развитие у них чувства симпатии. В процессе этих игр заметно развивается внимание детей, доброжелательное отношение друг к другу, способность отстаивать свою точку зрения.
Я провожу различные внеклассные мероприятия .В процессе их проведения дети не только получают новые знания об окружающем мире, но и учатся смеяться над собой, преодолевать чувство ложного стыда и собственной неполноценности, замечать и оценивать вокруг себя необычное. Кроме того, детям предлагаются задания, направленные на создание ими различных смешных образов. Выполнение подобных заданий требует от детей умения быть актёрами и зрителями, У них появляется уверенный тон, первые навыки актёрского мастерства, у многих исчезает стеснение, чувство страха перед неудачами и ошибками.
Мною разработана, научно обоснована и экспериментально проверена технология «Развитие и воспитание чувства юмора у детей дошкольного и младшего школьного возраста» как составная часть программы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.
Она включает в себя
- Теоретические основы формирования чувства юмора
- Работа учителя по формированию чувства юмора у детей младшего школьного возраста
1. Задачи, формы работы по формированию чувства юмора у детей
2. Система работы учителя по формированию чувства юмора у детей
младшего школьного возраста на уроках математики
3. Роль школы и школьных учителей в развитии чувства юмора у детей
младшего школьного возраста
4. Использование учителем смеховых ситуаций для решения
педагогических
проблем
5. Система игр, направленных на развитие чувства юмора у детей в различных видах деятельности
Система работы по формированию чувства юмора у детей
младшего школьного возраста на уроках математики.
Этапы работы | Цель работы | Предполагаемый дидактический материал |
1.Введение считалок | Обогащение словаря, развитие памяти, положительных эмоций | Слушание,заучивание «На лужок пришли бельчата, Медвежата, барсучата. На зелёный,на лужок Приходи и ты, дружок». |
2.Введение стихов-шуток | Средство переключения внимания, интеллектуальный отдых. | «Плачет Ира, не унять Очень грустно Ире Стульев было ровно пять, А теперь четыре Начал младший брат считать: Один, два, три, четыре, пять. «Не реви!»- сказал малыш «Ведь на пятом ты сидишь!» (Л.Пантелеев) |
3. Введение задач-шуток | Приобщение детей к активной деятельности, выработка умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несуществующими данными, нацеливание на нахождение смешных несоответствий, способствующих развитию чувства юмора. | - У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? - Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц летело? |
4. Введение задач в стихотворной форме | Повышение интереса к урокам математики, развитие воображения, памяти. Использование при работе с арифметическими задачами, действиями над числами. | -Ёжик на свои иголки Прицепил листочек тонкий, Две лисички, два груздя Сколько же грибов, друзья? -Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Поймал Корней- трёх окуней, Рыбак Евсей – четырёх карасей. Сколько рыб рыбаки Натаскали из реки? |
5. а) Введение текстовых задач юмористического содержания б) Введение текстовых задач, составленных учителем для работы в определённом классе, с возможным объединением в учебное пособие. | Закрепление умения решать простые задачи. Форма работы над подобными задачами: - индивидуальная - групповая - классом | - Младенец Стёпа орёт как «резанный» 5 часов подряд, а спит как «убитый» - 4 часа. Сколько часов Стёпа радует родителей? - В одном ящике 6 бананов, а в другом бананов нет, потому что там сидит Илюша и доедает 3 банан. Сколько всего бананов «уничтожит» Илюша? - Сегодня Саша завязал бант сестрёнке Тане, отвёл в детский сад сестру Аню и четыре раза поцеловал бабушку. Сколько хороших поступков совершил Саша? - К урокам Ярослав забыл приготовить линейку, простой карандаш, лыжи и два лыжных ботинка. Сколько нужных предметов дожидаются его дома? |
6.Введение заданий на раскрашивание | Развитие положительных эмоций, навыка штриховки, внимания, навыков устного счёта. | Раскрась по цифрам. Соедини точки по порядку и раскрась. Поочерёдно реши примеры, раскрась детали, и у тебя получится красочный герой. |
7. Введение логических задач и упражнений юмористического содержания | Активизация умственной деятельности детей, эмоциональной восприимчивости, развитие положительных эмоций | а) Логические упражнения: * «Найди пропущенную фигуру», * «Продолжи ряд фигур», * «Пройди лабиринт», * «Найди отличия». б) Логические задачи: * На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? конфеты она съела. Сколько фантиков осталось у Оли? |
8. Введение игр | Активизация психических процессов, создание радостного настроения, облегчение процесса усвоения знаний | а) дидактические - «Удивительные фигуры» (воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений) - «Волшебные палочки» (составление фигур, цифр, букв и т.д. из счётных палочек произвольно и заданного количества) б) Игры-путешествия: - «Путешествие Весёлого карандаша»; - « Вини-Пух идёт в гости»; - « В цирке»; - « В стране мульти-пульти». |
9. Введение игровых и занимательных ситуаций | Развитие положительных эмоций, усвоение способа образования чисел | - «Размышлялки»; - «Задачка для друга»; - « Назови меня» |
10. Введение заданий творческого характера: | Развитие творческого воображения, фантазии, самостоятельности. Создание условий для творческого поиска. | а) Составление задач юмористического содержания по изученной теме. б) Составление литературного произведения (рассказа, сказки) - «Как появилась цифра 8»; «Почему снеговика лепят из шаров» -«Что лучше больше или меньше?» в) Выполнение рисунков, чертежей: - «На что похож квадрат»; - «Человек из цифр»; - «Гном строит дом» г) Задания, направленные на создание смешных образов: - «Круглый шарик сдулся»; - «Как левая рука встретилась с правой»; - «Всего по два»; - «Превращение математических знаков» |
В начальных классах школы формируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, отзывчивость, общительность, умение прощать человеческие слабости в их формировании чувство юмора играет значительную роль.
Первые шаги ребёнка в проявлении юмора не всегда сохраняют рамки дозволенного. Учитель должен понимать это и, не пресекая попыток к юмористическому отражению виденного, спокойно, но решительно пресекать всё то, что доставляет боль другому. Отсутствие улыбки, как ожидаемой реакции, холодный, удивленный взгляд, неодобрительная реплика в адрес неудачной шутки. Игнорирование услышанного – вот вполне достаточный арсенал воспитательного воздействия для корректирования первых упражнений детей в использовании юмора.
Только в том случае, если учитель поддерживает жизнерадостный смех, любое проявление чувства юмора, возможно его развитие и благотворное влияние на процесс обучения, в ходе которого решаются многие педагогические задачи, в том числе и формирование коммуникативных УУД.