СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.»

















Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.











учительница: Бут Ю.И.



Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

 

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).

Универсальные учебные действия (УУД) можно определить как обобщенные способы действий, благоприятствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются при изучении отдельного учебного предмета и всей совокупности учебных предметов.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Применительно к условиям современного школьного образования это означает, что деятельность ученика должна отвечать таким критериям, как: полнота, разумность, сознательность, обобщенность, критичность, освоенность.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. (по А.Г. Асмолову).

Универсальные учебные действия составляют систему в составе:

1. Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание).

2. Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

3.Познавательные УУД (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем);

4. Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка).

При организации учебного процесса в начальной школе у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на формировании у младших школьников коммуникативной компетенции, так как именно данная компетентность является основой практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- инициативное сотрудничество;

- планирование учебного сотрудничества;

- взаимодействие;

- управление коммуникацией.

Инициативное сотрудничество:

-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и

познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества:

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером;

-определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности.

Взаимодействие:

-формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

-строить понятные для партнера высказывания;

-строить монологичное высказывание;

-вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

-определять общую цель и пути ее достижения;

-осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Для формирования коммуникативных действий и создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке в своей работе я использую игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей и творческого воображения.

Работая по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа» хочу представить следующие формы работы:

На уроках литературного чтения в 1 классе:

- «Рассказ от первого лица»

Я предлагаю ребятам рассказать хорошо знакомую сказку от лица главного героя, опираясь на электронную наглядность, в сказке «Заюшкина избушка» от лица Лисы о том, как ее выгоняли из избушки герои сказки или от лица Зайца.

- «Рассказ по сюжетной картинке»

Ученикам предлагаются сюжетные картинки по тексту «Дружище», но картинки расположены не по порядку. Ребятам необходимо построить последовательность событий, происходящих в тексте, а затем по картинкам составить рассказ.

- «Изменение сказочной развязки»

Придумать другое окончание сказки, рассказа.

В сказке «Колобок» все дети мечтают о том, чтобы Колобок смог уйти от Лисы.

- «Комплименты»

Сказать комплимент сказочному, литературному герою.

Эффективно использую элементы личностно – ориентированного развивающего обучения.

На уроках большой интерес вызывает использование ролевого чтения, инсценировки произведений, ролевых диалогов, решение проблемных ситуаций, проигрывание по ролям этих ситуаций.

Применение загадок, пословиц, поговорок для изучения чисел на уроках математики способствует развитию речи, обогащению словарного запаса первоклассников. Эффективен и творческий подход в обучении:

Знакомство с новой геометрической фигурой в 1 классе проходило на уроке по плану:

  1. 1.Проблемная ситуация – загадка о фигуре.

  2. 2.Сравнение внешнего вида фигуры с ее названием.

  3. 3.Сравнение фигуры с раннее изученными.

  4. 4.Нахождение предметов в окружающем мире, похожих или содержащих данную фигуру.

  5. 5.Чертеж фигуры (в воздухе, в тетради).

  6. 6.Конструирование геометрической фигуры.

На уроках ИЗО и технологии использую такую форму работы как защита своего продукта. В конце урока проводится выставка работ учащихся. Дети не просто показывают продукт работы на уроке, но и учатся представлять его классу: описывают картину, обращая внимание на детали, поясняют одноклассникам алгоритм выполнения и другое.

На уроках русского языка также продолжается работа по формированию у учащихся коммуникативной компетенции. Для развития речи детям с 1 класса предлагается работа над предложениями. Применяются задания: «Расставь точки», «Вставь пропущенные слова», « Расскажи, о чем прочитали», «Из набора слов составить предложения по данной тематике», « Составление предложений по картинкам».

Работа в парах и группах постоянно присутствует на моих уроках. Она помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания. У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей.

Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.























Развитие культуры речи



Родной язык- это живая связь времён. С помощью языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию к современным процессам духовного развития общества. Русский язык закрепляется как средство международного общения. Совершенно естественно, что широко ставится задача изучения и научной нормализации русского языка ,повышения культуры устной и письменной речи. Мы постоянно сталкиваемся и в школе в общении между собою, и на страницах газет и журналов – с требованием культуры речи , соблюдением норм литературного языка.

Человеку, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно, не обязательно как ученому знать в деталях основы “ специальных ” языковедческих наук: фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем в общей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком самому широкому кругу людей.

Конечно, есть такие скептики, которые считают: “ Как сказал – так и ладно. Все равно поймут!” Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие “ неувязки ” выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на собственном опыте.

Значит нельзя руководствоваться нехитрым правилом “ все равно поймут ”. Нет, неправильную речи или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.

Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Как было сказано выше, вопросом “ умение говорить ” посвящаются статьи во многих журналах и газетах. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.

А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Уже в начальной школе необходимо познакомить детей с понятием «богатая – бедная речь», чтобы более последовательно и продуктивно проводить практическую работу по обогащению речи учащихся. При этом нужно исходить из того, что, чем больше слов знает, понимает, употребляет человек, тем  богаче его речь, тем свободнее и полнее выражает он свои мысли и чувства, настроения и желания. Покажите, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. Как можно раньше и всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию, познакомьте ребят со значениями слов. Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться ко всему хорошему, доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому  подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, отзывчивость, чуткость, преданность, душевный, милосердный, гуманный, сострадательный и др. Развивать речь детей, работать над формированием культуры  детской речи – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением собственных мыслей.

Надо помнить, что школьный возраст – это самый ценный период в жизни ребёнка, наиболее благоприятный в речевом развитии и нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли. Энергия и любознательность детства неисчерпаема, нужно лишь умело направить её, раскрыть двери в такой привлекательный для детей окружающий мир.