Рубцов
Александр Анатольевич
учитель технологии
МБОУ «Средняя школа №70»
г. Дзержинска Нижегородской области
Образование : высшее,
Стаж работы : 3 года
Моё кредо:
От творчества учителя ,
к творчеству ученика.
.
Дзержинск-2021
Формирование коммуникативных УУД обучающихся средством проектной деятельности на уроках технологии
Изучение работ философов, психологов и педагогов
(Л.С. Выготский, В.В. Асмолов, В.И.Андреев, Г.С.Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М.и др.) по организации совместной творческой деятельности обучающихся.
научно-исследовательские
условия
Изучение научно – педагогической литературы, передового педагогического опыта коллег по использованию на уроках технологии проектно – исследо-вательской деятельности учащихся
методические условия
Работа в должности учителя технологии в МБОУ СШ № 70 Участие в сетевых профессиональных педагогических сообществах.
организационно-педагогические условия
Актуальность
Противоречия
Главная цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе , к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда , когда ее реализует человек не только осознающий свою роль в окружающем мире, но и умеющий сотрудничать в социуме.
Стремлением личности к творчеству, самовыражению,
самостоятельности
Узкие рамками
программных требований
Теоретическое обоснование личного вклада педагога
в развитие образования
Авторы
Труды
Д. Дьюи
начало19 века
Обучение посредством делания
У. Килпатрик
1918г.
Метод проектов
С.Т.Шацкий
1930 г
Ингрид Бём и
Йене Шнайдер 1987г.
1999г.
Метод проектов в образовательной практике
Продуктивное обучение
Временные рамки проекта
Карл Фрей
1997г.
Проектный метод
Е.С. Полат
2000г.
Типологические признаки проектов
“ Коммуникативная деятельность - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата”
Л. С Выготский
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Обеспечение коммуникативной компетентностью учащихся путём развития их творческих способностей и склонностей, приобщения к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий, повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса через проектную деятельность.
Ведущая
педагогическая идея
Деятельностный аспект личного
вклада в развитие образования
Структурирование системы проектов в соответствии
с содержанием курса технологии .
Отбор оптимальных методов и форм проектной деятельности в рамках системно — деятельностного
подхода в обучении.
Структурирование системы проектов
в соответствии с содержанием
курса технологии
Организация проектной деятельности учащихся с применением интеграции в различные учебные предметы.
Разработка уроков с использованием проектной деятельности.
Отбор оптимальных методов и форм проектной деятельности на уроках технологии в рамках системно — деятельностного подхода в обучении .
Исследовательские проекты
Информационные проекты
Творческие проекты
Практико – ориентированные
проекты
Исследовательские проекты
Название проекта: ” Секреты мастерства работы с деревом ”
Введение
Гипотеза :
Мы используем древесину в быту , но не знаем о его полезных свойствах и особенностях.
Сегодня мы будем говорить об этом в нашем проекте.
Цели:
Изучение видов, свойств и особенностей древесины.
Задачи :
1. Знакомство с научными трудами, книгами о видах и
особенностях дерева
2.Совершенствование своих возможностей в области
проектной деятельности.
3.Разработка и выполнение творческого проекта.
4.Оценка проделанной работы.
Объект: дерево
Предмет: трудовое обучение
Прогноз : если бы мы изучали историю древесины, то узнали бы большие секреты о пользе дерева.
Ожидаемый результат: в результате поиска мы узнаем о полезных свойствах дерева для людей
Резьба
ВЫЖИГАНИЕ
Информационные проекты
«Пластмассы»
Название проекта:
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Теоретические сведения о пластмассах.
1.1.Что такое пластмассы…………………………………………………….... 4
1.2.Свойства пластмасс………………………………………………………... 5
1.3.Разновидности пластмасс…………………………………………………. 6
1.4.Объём производства пластмассовых изделий…………………………… 7
1.5.Структура потребления пластмассовых изделий………………………. 8
2.Практическое применение пластмасс
2.1. Получение пластмасс……………………………………………………… 9
2.2. Применение пластмассовых изделий. ………………………………….. 10
2.3.Наполнение пластики………………………………………………… 11-12
Заключение……………………………………………………………………... 13
Творческие проекты
Название проекта: «Изготовление скалки»
Урок- проект «Изготовление скалки»
Практико – ориентированные проекты
Название проекта: "Изготовление садово-огородного инвентаря"
Организация проектной деятельности учащихся с применением интеграции в различные учебные предметы
Этапы проекта
Коммуникативные УУД
1.Выбор темы проекта, обоснование
обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора
2. Определение конечного результата, цель проекта
готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое
3. Обсуждение и составление плана проекта
умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4. Сбор информации
самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);
выражать свои мысли в письменной форме точно, компактно, без искажения
5. Изготовление изделия
Работа в группе
Индивидуальная деятельность
работать в сотрудничестве
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,
6. Оформление проекта
формулирование собственных мыслей, обоснование своей точки зрения
7. Оценка проекта
умение слушать и слышать друг друга;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:
- повысить познавательную активность учащихся;
- поднять имидж не только учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность), но и учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);
- включить в процесс обучения учащихся их родных и близких
- (обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в поиске материалов и инструментов и т.д.);
- усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для дома, школы, предприятия или реализации);
- активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).
Результативность деяте льности
- вырос интерес у учащихся к изучению технологии;
- строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;
- увеличивается число учащихся, которые выполняют различные проекты;
- сформировано умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию.
Мониторинг мотивации к изучению технологии
Анализ учебных достижений учащихся по технологии
Предмет
Количество
обучающихся
2018/2019
учебный год
Техно
логия
Доля обучающихся, имеющих "4" и "5"
2019/2020
учебный год
97
Количество
обучающихся
71,7%
Доля обучающихся, имеющих "4" и "5"
2020/2021
учебный год
99
Количество
обучающихся
75,6%
Доля обучающихся, имеющих "4" и "5"
98
75,7%
Транслируемость практических достижений
профессиональной деятельности
Учебный год
Транслирование опыта
2018-2019
Уровень
В рамках предметной недели
Мастер –класс для учителей и родителей по теме
«Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла)"
Уровень образовательной организации
Протокол ШМО №3
от 10.01 2019г.
Обобщение опыта МО центра гражданского образование « Восхождение» по теме «Проектная деятельность на уроках технологии»
2019-2020
2020-2021
Всероссийский
Открытый урок в рамках проведения школьного мероприятия «День открытых дверей»
Обобщение опыта на Всероссийском конкурсе
« Росконкурс Август 2019»
Номинация «Педагогическая копилка»
Обощение опыта на научно-практической конференции «Теория и практик современного образования» по теме «Формирование коммуникативных УУД обучающихся на уроках технологии средством проектной технологии»
https://civiledu.ru
Уровень образовательной организации
Протокол №416-п
От 04.12.2018
Всероссийский
https://roskonkursy.ru
Всероссийский
https://inceptum21.ru
Список используемой литературы.
1. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 20012.
2. Научно — методический журнал «Школа и производство» №6, 2004.
3. Научно — методический журнал «Школа и производство» №4, 2010.
4. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2012.
5. Практико - ориентированные проекты. Технология. 7-11классы /авт. - сост. В.П. Боровых. – Волгоград: Учитель, 2013.
6. Творческие проекты учащихся V - IX классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно-методический центр «Технология». – Брянск, 2007.
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2010.
8. Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.
9. ФГОС