СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных ууд у обучающихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье представлен теоретико-методологический материал по формированию коммуникативных уууд в у уобучающихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных ууд у обучающихся начальных классов»

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Трошина Н.В.

учитель начальных классов АОУ школа №16

г. Долгопрудный,

Московская область





Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний. Обучение понимается как динамический процесс, во время которого ученики используют доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения, а не просто как усвоение «готовых знаний» из различных областей. Активная самостоятельная продуктивная работа школьников должна стать приоритетной в образовательном процессе. В современном образовательном пространстве педагоги и учащиеся должны активно экспериментировать, открывать и создавать.

Одним из эффективных приемов работы с учащимися на уроках является коллективная работа, особенно применение такой технологии как коллективное творческое дело (КТД).

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять. Закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

Коллективная форма организации знаний требует перестройки работы учителей и учащихся. Современному учителю нужно научиться работать по очереди со всеми: вести учет, планировать свою работу и работу класса; управлять деятельностью школьников; способствовать формированию у учащихся коммуникативных УУД.

Следует отметить, что при работе обучающихся в паре уже происходит сотрудничество, взаимопомощь, взаимопроверка.

Работая в группе, дети приучаются внимательнее слушать ответ товарища (ведь ребенок начинает выступать в роли учителя), постоянно готовятся к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (и детям это очень важно!). Поэтому правила, выводы заучиваются всегда.

Кроме того, ученик получает возможность еще раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение, пример, вывод, правило. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно сидеть, свободно общаться с товарищами. Детям нравится такая форма работы, вроде бы и говорят, но разговор-то деловой. Учащиеся ограничены во времени. Они это понимают и стараются не отвлекаться, чтобы не отставать от других групп. При опросе дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, но, однако, им присуще и сочувствие к тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют еще и еще раз прочитать вывод, правило, доказательство. Первое время уроки проходят шумно, но это рабочий шум. Постепенно дети учатся работать без лишнего шума.

Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить взаимные диктанты учащихся, если каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучающего (диктующего и проверяющего), то обучаемого.

Взаимные диктанты в парах постоянного и сменного состава можно проводить, начиная с первого класса (используя, например, разрезную азбуку) и до выпускного.

Со второго класса начинают проверять запись заданий в дневники, правила по русскому языку, читать тексты по ролям, готовиться к словарным диктантам. Во втором классе стараемся парную работу разнообразить, меняя варианты 1, 2, 3 рядов, или сидящие за последней партой переходят за первую и т.д. Дети также могут повернуться назад, найти там пару. В третьем и четвертом классе они уже сами составляют пары, тройки, четверки и др. группы.

Эффективна работа группами по четыре – восемь человек. Каждая группа получает задание, которое должны выполнить за определенное время. При выполнении задания можно обращаться за помощью друг к другу, можно и поспорить, лишь бы найти правильные ответы на вопросы. При таком виде работ можно провести целый урок в игровой форме, в форме соревнования, в форме путешествия, подводя итог по теме, разделу, по проверке знаний учащихся.

Так, например, на уроке технологии (тема «Русская изба», дети создавали макет дома с полуобъемными деталями бревен, на картонном макете солнца) мы часто объединяем обучающихся с разными образовательными возможностями, важно, чтобы сильный ученик смог помочь слабому, а слабый – смог принять ту помощь, которая ему необходима.

В конце урока подводится итог работы каждой группы, что требует от детей внимания, знаний, взаимовыручки. Они стремятся найти ответы на все вопросы, обращаются к информационно-справочному материалу, доказывают. На уроках им не хочется отвлекаться.

Уникальность групповой работы обеспечивается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.

В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активирует учение школьников, создает широкую наглядно-чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности – группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – индивидуального субъекта школьной деятельности.

Таким образом, используя коллективные формы работы, учитель создает ситуацию успеха для практически всех обучающихся и этим способствует формированию и развитию у учащихся коммуникативных УУД.