СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование компетенций учащихся на уроках физики в проектно -исследовательской деятельности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования.  Работа по повышению качества знаний на уроках физики предполагает активную самостоятельную позицию учащихся;  развитие общеучебных умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Формирование компетенций учащихся на уроках физики в проектно -исследовательской деятельности»


Анисимова В. В.,
учитель физики
МБОУ СОШ №3 с УИОП
г. Котовска Тамбовской области

Формирование компетенций учащихся на уроках физики в проектно -исследовательской деятельности


«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
А. Дистервег


Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования. Работа по повышению качества знаний на уроках физики предполагает активную самостоятельную позицию учащихся;  развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных,  самооценочных; формирование компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью. Среди компетенций выделяют: интеллектуальную, гражданскую, психологическую, нравственную, коммуникативную, информационную.

Эффективным современное образование может быть только при максимальном развитии интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Задача учителя - развитие этих качеств на уроках, во внеклассной работе, в творческих заданиях, в научно - исследовательской и проектной деятельности. Важно также умело активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учеников, развивать их творческую самостоятельность.

Поэтому главным критерием успешности проведения урока должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.

Одной из эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность, так как она призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни.

Метод проектов позволяет организовать исследовательскую работу в средней школе. Исследования организуются путем выделения каждому учащемуся собственного участка работы в рамках общего проекта. При выполнении поставленной задачи сочетаются как экспериментальные, так и теоретические методы изучения, хотя применение последних достаточно сложно для учащихся, имеющих к началу занятий уровень знаний, определяемый программой средней школы. Поэтому работа сопровождается обзорными лекциями по актуальным вопросам исследований.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в науке: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Изучение тем, «Тепловые явления» (8 класс), «Равноускоренное движение» (9 класс), «Основы термодинамики» (10 класс), «Строение Вселенной» (11 класс), провожу с использованием проектной технологии.

При проведении уроков по методу проектов класс делится на группы с учетом учебных, психологических возможностей и способностей учащихся. Каждой группе предлагаются определенные вопросы учебной темы, которые в обязательном порядке должны быть отражены при защите проекта. Группа придумывает творческое название проекта, подбирает и формулирует основополагающий вопрос, определяет вопросы учебной темы. Творческая работа обучающихся продолжается и при подготовке материала для презентации и выступления на защите проекта. Детей знакомлю с требованиями, предъявляемыми к работам учащихся. Изучение темы заканчивается двухчасовым уроком, на котором обучающиеся представляют свои проекты.

Критерии оценки работы учащихся

№ группы

Фамилия, имя ученика

Вклад ученика

Актуальность темы

Оформление доклада/презентации

Итого

Оценка

титульный лист

содержание

выводы

информацион- ные источники

представление (выступление)

ученик

группа














Учащимися были подготовлены проекты «Путешествие по шкале температур» (8 класс), «Прав ли был Галилей?» (9 класс), «Тепловые двигатели: необходимость или проблема?» (10 класс), «Бесконечна ли Вселенная? » (11 класс).

Важной составной частью обучения на основе проектной технологии является приобретение обучающимися навыков оформления результатов исследования в виде тезисов, рефератов, статей, докладов на конференциях. Последовательно заниматься научными исследованиями позволяет научное общество учащихся, организуемое в школе. Большинство учащихся - участники научных обществ - продолжает свое обучение в высших учебных заведениях.


Таким образом, проектная  исследовательская деятельность формирует у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.



Библиографический список:

  1. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе, Вербум – М., Москва, 2001.

  2. Сергеев Н.К., Особенности организации и содержания научно – исследовательской деятельности. М., 1993.

  3. Журнал «Исследовательская работа школьников», №4(22), 2007, Лежникова Н.В., Потапова Т.И. статья «Модель организации исследовательской деятельности «От сотрудничества через  сотворчество к соразвитию»»,  стр. 52-56.

  4. Журнал «Исследовательская работа школьников» , №4(22), 2007, Федотова Т.С. статья «Опыт развития исследовательской деятельности  лицеистов», стр. 102 – 105.

  5. Журнал «Исследовательская работа школьников»,  №2, 2004, Паршуков. В.Г., статья «Управленческое содействие развитию исследовательских способностей учащихся», стр. 174 – 179.


Интернет - ресурсы

http://www.openclass.ru/

http://festival.1september.ru/

http://edu-reforma.ru/





4