СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культуры речи на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой выступление из опыта работы на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры речи на уроках русского языка»

Формирование культуры речи на уроках русского языка и литературы.

Выступление на заседании ШМО

Учитель Шилова Е.И.

Речь детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, что у абсолютного большинства людей, выражаясь словами К. Чуковского, «мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».

Боевики, детективы, кровь, насилие с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не с установлением табу, а с поиском действительно эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

На уроках русского языка и не только, надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.

В наши дни, когда особую актуальность приобретает идея гуманистической направленности образования, что предполагает повышение роли ученика в учебном процессе, когда на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, ценности мировой культуры, трудно переоценить роль предметов гуманитарного цикла среди других общеобразовательных предметов. В этой системе особую роль призваны играть русский язык и литература.

Огромно образовательно-воспитательное и практическое значение русского

литературного языка. Овладевая литературным языком, учащиеся получают возможность изучать все другие учебные предметы и тем самым расширять, свои знания об окружающей действительности. Литература признана вести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую культуру.

Современная школа должна поставить перед собой задачу - подготовить уч-ся, грамотных в широком смысле слова, а это, в первую очередь, значит - вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет необходимо для активной творческой, производственной и общественной деятельности.

Развитие устной речи учащихся – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка и литературы. Понятие «развитие речи» имеет как философско-психологическое, так и педагогическое значение. Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и её механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением её внутреннего мира.

Духовная жизнь человека выражается не только в его производственной и социальной деятельности, но и в «речевом поступке», в его языковом поведении, то есть в текстах, им порождаемых. Речевая и коммуникативная деятельность личности развиваются вместе с развитием её духовных интересов в процессе её контактов с прекрасным, с произведениями искусства.

Отечественные философы конца XIX – начала XX века неразрывно связывали нравственное развитие личности с усвоением духовных ценностей народа, то есть его языка, литературы, истории, изобразительного искусства. Не случайно подчеркивал филолог Ф. И.Буслаев, что «родной язык так сросся с личностью каждою, что учить оному значит – вместе с тем развивать духовные способности учащихся».

Речевая деятельность человека неотделима от его морально – эстетических убеждений и поведений. Философы и ораторы прошлого связывали истинное красноречие с высоким нравственным уровнем говорящего.

В более узком, научно – методическом значении под развитием речи понимают «специальную совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на овладение речью». В качестве рабочего определения мы будем опираться на данную формулировку.

На современном этапе развития общества многие философы, психологи, филологи, научные работники, методисты и преподаватели процессу обогащения устной речи учащихся уделяют всё большее внимание.

Развивать речь учащихся – значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды пересказов, составление текстов, упражнений со словом, словосочетанием, проводимые в системе.

Важное понятие «речевого возраста» было выдвинуто А. К. Марковой, определяемое ею как «период, отделяющий одну качественную степень от другой, то есть период, разделяющий речевые новообразования, определяемые нами через соотношение функции и форм речи».

Усвоение речи в каждом возрастном периоде связывается со специфическим видом деятельности и мотивом её регуляции, характерными для данного возраста, с усвоением системы социальных ценностей». Так, в подростковом возрасте всё это связывается с интенсивным ростом самосознания учащихся, формированием и осознанием собственных позиций и ценностных ориентаций. По мере взросления, у подростков отмечается всё большая интеллектуализация функций речи, связанная с необходимостью выражения их внутреннего мира. В этом возрасте осуществляется не столько профессиональная деятельность, сколько интенсивное освоение учащимися культурных ценностей, художественно – эстетическое развитие, которое неотделимо от речевого.

Уроки русского языка и литературы, в ходе которых правильная организация речевой деятельности и общения будет способствовать повышению культуры речи учащихся, а также обогащению духовного мира молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь, играют огромную роль.

Совершенствование речи учащихся необходимо для их успешного обучения как будущих специалистов. Есть и ещё одна причина, продолжать работу в этом направлении: подготовка к вступительным экзаменам в ВУЗ.

При обучении русскому языку и литературе центральное место занимает работа по развитию связной речи у учащихся.

Значимость развития речи в жизни - один из главных приёмов в осуществлении мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Главная цель работы по развитию речи учащихся — формирование личности, воздействие словом на его внутренний мир, воспитание ума и сердца учащегося, помощь ему в возможности ярко и выразительно сообщить о своих взглядах и переживаниях, т. к. именно в речи человека проявляются его общая культура, богатство его личности. Учащимся необходимо объяснить, каких же полезных результатов, жизненно важных, можно достичь, развивая свою речь.

Вначале это хорошая успеваемость по всем дисциплинам, а не только по русскому языку и литературе, т. к. умение чётко, ярко изложить хотя бы то, что знаешь, придаёт уверенность в себе, позволяет чувствовать себя равным среди равных.

Общая культура речи в значительной степени способствует становлению духовного мира человека, формирует внутреннюю потребность личности в практической реализации ее творческих возможностей и потребностей.

Трудно переоценить воспитательное значение уроков по развитию речи в формировании личности учащегося : его мировоззрении, идейной позиции, умении отстоять свою точку зрения, развитии культуры общения, нравственных ориентиров. Развитие речи способствует укреплению памяти, вырабатывает образное и логическое мышление, активизирует речевую деятельность учащихся, развивает навыки монологической речи, помогает выстроить диалог. Владение грамотной речью позволяет учащемуся в своей будущей жизни стать активным участником производственной и общественной жизни страны.

Поэтому в своей работе по развитию связной речи учащихся для достижения результатов по повышению культуры речи я применяю различные формы и методы обучения как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

Умелое пользование содержательной, образной и красивой речью во все времена и у всех культурных народов, начиная с Древней Греции и Рима, ценилось высоко. Но в разные эпохи этому умению учились по-разному. В наше время согласно программе развитие речи осуществляется в трех направлениях: обогащение словарного запаса учащихся, которое обеспечивается словарной работой; овладение нормами русского литературного языка и формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

В первом направлении я руководствуюсь правилом, что словарная работа - это не эпизод в работе преподавателя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами кура русского языка и литературы. Поэтому на каждом уроке обращаю внимание учащихся на те слова, значение которых им не совсем понятно или неизвестно вообще.

Часто в качестве своеобразной «разминки» в начале урока провожу словарно-орфографическую работу с каким - либо словом, работаем не только над лексическим значением, но и над правописанием. Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Формирование навыков устной и письменной речи ведётся на уроке, после уроков и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение. Всё это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться.

Также одним из разделов работы по развитию речи учащихся является работа над изобразительными средствами языка - эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. Особую роль в этом процессе играет изучение изобразительных средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур.

Необходимо научить ребенка выражать словами все красивое, что он увидит, передать свое восприятие и видение мира. Важно показать детям, что наш родной язык - это не только правила, грамматические формы, орфограммы. Но прежде всего Слово, которое рассматривается со всех сторон: эстетической, грамматической, семантической.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков правописания.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.

Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора. Поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста. В свою работу включаю следующие виды работ:

1.Работа со зрительной опорой.

Виды работ со зрительной опорой:

а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ .

2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:

- читательские;

- жизненные;

- фантазийные

3. Устные дискуссии.

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

4. Устная или письменная газета.

5. Языковые игры:

- «Корректор»

- «Вставь слово»

- Продолжи рассказ по его началу…

- Собери текст.

- Распространи предложение.

- Найти «третье лишнее» и др.

6. Минутки поэзии

7. Мини-изложения, мини-сочинения.

8. Творческие диктанты на основе картин.

9. Почему так, а не иначе.

10.Пересказ художественного текста от лица героя.

11.Сообщения .

Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная.

12.Сочинение-миниатюра – такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное!), ученик спокойнее подойдет и к большим работам. Дети, надо сказать, охотнее пишут именно небольшие работы. Может быть, потому что в зарисовках, этюдах ребята делают свои открытия, пусть маленькие, но открытия. « Дети, постарайтесь отразить свое, неповторимое видение березки, неба, весеннего цветка…» ,- обращаюсь я к ребятам.

К сочинению-миниатюре учащихся нужно готовить. Использую несколько приемов при подготовке учащихся к написанию небольшой творческой работы.

Один прием: первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй шаг – пишем свои этюды.

Большое воспитательное значение имеет своевременная проверка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению их ответственности за качество учебы, вырабатывает дисциплину, требовательность к себе, правильную самооценку.

В работе с учащимися я применяю различные формы проверки знаний: взаимопроверку; тестовый контроль; использование ассистентов; различные виды письменных работ, например, сочинение, рецензирование, устные ответы учащихся, в том числе доклад, сообщение и т. д. При этом особое внимание я обращаю на логическое построение и речевое оформление ответа учащегося.

Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. Для её решения я предлагаю эффективные способы развития речи, наработанные в практике преподавания. Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.

Но важнейшими условиями успешной работы по развитию устной речи на уроках литературы и русского языка и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:

- построение всего образовательного процесса на основе знаний педагога о социально-психологических, возрастных особенностях учащегося, его образовательных интересах и потребностях;

- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;

- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной;

- деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;

- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!