СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культуры здоровья учащихся в системе общего образования

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры здоровья учащихся в системе общего образования»

33










Формирование культуры здоровья

учащихся в системе общего образования









СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………...3

1. Воспитание культуры здоровья в учебной работе………………………....6

2. Содержание внеурочной работы по воспитанию культуры здоровья в системе общего образования ……………………………..…………………..…11

3. Мероприятия ЗОЖ по профилактике хронических заболеваний школьников…………………………………………………………………........20

4 . Рекомендации по формированию здорового образа жизни………………

школьников………………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………30



Введение

Культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры современной конкурентоспособной личности.

Негуманистическая ориентация общества, экономический кризис, нравственный дискомфорт и череда стрессов привели подрастающее поколение, как отмечают исследователи, к уходу в виртуальный мир - в мир алкоголизма, наркомании, асоциальности во всех ее проявлениях. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Согласно исследованиям (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.) ведущими среди причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья детей, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной учебной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся, педагогов и родителей, отсутствие системности в процессе формировании культуры здоровья.

Как показывают исследования, до 96% опрошенных школьников знают о ведущей роли образа жизни в формировании здоровья, но лишь 23% из них оценивают свой образ жизни как здоровый, что несомненно, вызвано низкой валеологической грамотностью школьников, обусловливающей соответствующую валеологическую активность. На сегодняшний день при поступлении в 1-ый класс 10% детей уже имеют заболевания, при окончании 11 -го класса — 94% хронически больны.

В Татарстане лишь 15 процентов школьников можно причислить к категории абсолютно здоровых детей. В первую – совершенно здоровых – входят лишь 15 процентов детей. Во вторую – имеющих хронические заболевания – 10 процентов школьников. И 75 процентов составляют группу детей, имеющих те или иные отклонения здоровья.

Одна из важнейших задач современного образования – помочь ребенку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если человек не обладает хорошим здоровьем. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое.

Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. В связи с этим остро встает проблема воспитания у школьников культуры здоровья, которую можно решить через:

  1. Утверждение жизненного приоритета здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей.

  2. Обучение здоровой и безопасной жизнедеятельности в различных условиях и формах.

Все это и обусловило актуальность темы данной работы.

Цель работы заключается в том, чтобы определить значимость воспитания культуры здоровья в системе общего образования.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: процесс формирования культуры здоровья дошкольников будет осуществляться более успешно, если реализованы следующие педагогические условия:

- использование активных методов обучения;

- включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

- широкое применение методов эмоционального воздействия.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие "культуры здоровья" в системе общего образования;

2) рассмотреть характер воспитания культуры здоровья в учебной работе;

3) разработать план-конспект мероприятия ЗОЖ по профилактике хронических заболеваний школьников;

4) разработать рекомендации по формированию здорового образа жизни школьников.

Объектом исследования является воспитание культуры здоровья.

Предмет исследования – система общего образования.

Практическая значимость исследования – заключается в возможности использовать разработанные программы для воспитания здорового образа жизни школьников, а так же методов, направленных на формирования культуры здоровья в системе общего образования.









1. Воспитание культуры здоровья в учебной работе


Одна из важнейших задач современного образования – помочь ребенку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если человек не обладает хорошим здоровьем. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое.

Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.

Плохое усвоение учащимися программы, слабая ориентация в прикладном значении полученных знаний, чрезмерное умственное и психическое напряжение – это трудности, с которыми сталкиваются педагоги, связаны именно с низким уровнем здоровья учащихся.

Практика показывает, что наилучший результат в воспитании культуры здоровья достигается при непрерывной системе специального образования, рассчитанного на весь период обучения. В этом случае школа включает в учебный план дисциплину, которая под названием «культура здоровья» или «основы здорового образа жизни» изучается в объеме одного часа в неделю на протяжении всех школьных лет. В некоторых случаях учебные заведения идут по другому пути: включают изучение культуры здоровья в учебные планы определенной ступени – младшей, средней или старшей. Если же в силу каких-то причин школа не может ввести преподавание этой дисциплины в учебный план, возможно проведение спецкурсов или факультативов.

В последние годы все большее внимание специалистов привлекает интеграция вопросов культуры здоровья в преподавание базисных учебных дисциплин. На наш взгляд, такой подход вполне уместен, хотя он и сопряжен с определенными трудностями:

  1. Учителя-предметники должны пройти специальную подготовку.

  2. Увеличивается плотность учебного материала, за тот же период времени учителю следует изложить, а школьникам освоить больший объем информации.

  3. Необходимо внести коррективы в методику преподавания.

Практика показывает, что преподавание культуры здоровья как учебного предмета или включение валеологических аспектов в преподавание базисных дисциплин требует особой методики изложения материала. Тем не менее есть общие методологические принципы, следуя которым можно достичь высокой эффективности усвоения материала. Основные среди них:

а) Заинтересованное отношение школьников к освоению учебного материала. Чтобы сделать учащегося заинтересованным участником образовательного процесса, надо предлагать ему задания индивидуального характера, в ходе которых он должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, то есть не сравнивать себя с другими по принципу.

В средних классах поисковая активность на учебных занятиях переходит на более высокий уровень, и теперь анализ своей жизни закономерно завершается самостоятельным построением программы правильного поведения. Для учащихся средних классов, проявляющих целенаправленный интерес к вопросам здоровья, организуются кружки, лектории, факультативы. Вместе со старшеклассниками они могут приобщаться к научно-исследовательской работе через научное общество учащихся. Научно-исследовательская работа поможет приобщить их к проведению собственных исследований.

Большое значение в воспитании культуры здоровья имеет привлечение детей к социальным акциям по борьбе с курением, озеленению жилого массива и т.п. Дети с большим энтузиазмом готовятся к таким мероприятиям, оформляют листовки и обращения к гражданам. Но такие акции становятся эффективными, только если была проведена тщательная подготовительная работа, во время которой учащиеся поняли цель акции и свою роль в достижении результата.

б) Осознание практической значимости изучаемой информации. Важно, чтобы любой новый учебный материал включал прикладной, а еще лучше – практический компонент: где, когда, как в жизни могут пригодиться эти знания. Такой подход обеспечит понимание учащимся важности осваиваемого материала, его необходимости для настоящей или будущей жизни. Более того, можно предложить ученику самому найти варианты использования изучаемой информации. Можно ему предложить на основе изученного материала составить для себя режим дня, питания, движения и т.п. На учебных занятиях могут быть рассмотрены и освоены приемы самомассажа (для предупреждения простуд, при ушибах и пр.), наложения повязок на условно пораженные участки кожи, дыхательные упражнения, активизирующие мозговое кровообращение, средства тренировки аппарата аккомодации глаза и предупреждения миопии и т.д.

в) Создание ситуации успеха. Процесс познания дает чувство удовлетворения только в том случае, если школьник получает реальное подтверждение своего роста, убеждается, что у него «получается». Образование должно предлагать индивидуально значимые стимулы к заинтересованной работе. При этом критерием оценки, как уже отмечалось, должно быть сравнение успехов ребенка не с надуманным «нормативом», а с его собственными успехами: если он сегодня стал лучше, чем вчера, то затраченные на этот (иногда даже мизерный) прогресс усилия должны быть достойно оценены. Без сомнения, такой подход воспитывает у школьника ответственность за себя, уверенность, что только от него самого зависит достижение поставленной цели.

Естественно, что для создания ситуации успеха перед каждым учеником следует ставить индивидуально ориентированные задания, которые должны быть реальными и стимулировать ребенка к активной работе. Когда учитель ставит посильную задачу и объясняет, как ее решить, можно рассчитывать на реальное повышение уровня образованности ученика и на его заинтересованное отношение к самому обучению. Лучше всего это получается, когда ученику предлагают самому найти варианты использования изучаемой информации в повседневной жизни.

г) Уточнение и конкретизация задач освоения учебного материала. Обычно педагог на уроке знакомит учеников с новым материалом, а дома ученики этот материал закрепляют по учебнику, выполняя практические задания (например, решая задачи). При этом учитель уже на уроке пытается полностью рассмотреть с учащимися материал, основная часть которого – и им это известно – и без того отражена в учебнике. Поэтому непосредственно на уроке ученик не очень внимательно слушает объяснение педагога («дома прочитаю») и тем самым на самостоятельную работу переносит основную тяжесть освоения материала.

При освоении нового материала на уроке следует решить две основные задачи:

1. Заинтересовать учащихся новым материалом, показать его важность для самих учащихся и для освоения последующего материала. В этом отношении особое значение имеет увязывание рассматриваемой темы с ранее освоенными знаниями по данной и по другим учебным дисциплинам, что не только способствует осознанию значимости этого материала, но и потребует от учеников аналитического подхода к установлению причинно-следственных связей фактов и явлений.

2. Обратить внимание учащихся на принципиальные, узловые аспекты вопроса, чтобы именно они были осознаны и поняты, но не касаться деталей. Предложив учащимся в процессе домашней работы дать свою трактовку материала или же спроецировать его на собственную жизнь, можно добиться осознанного отношения к материалу и появлению у детей желания расширить свой кругозор.

При изучении культуры здоровья учащиеся не получают домашних заданий. Обычно им предлагается выполнить творческую работу, связанную с пройденной темой (например, изучая «Понятие о простудных и простудно-инфекционных заболеваниях», а можно предложить школьникам проанализировать температурную обстановку дома; изучая «Правила рационального питания», предложить дать анализ своего стиля питания…). Затем подготовленный ими материал можно обсудить на классном часе. В воспитание культуры здоровья несомненно значение классных часов. И рассмотрение тем безгранично, естественно, что при этом учитывается возраст учащихся.

После изучения новой темы учащиеся получают творческое задание, которое часто выглядит как продолжение предыдущего. В таком случае переход к обсуждению уже выполненного задания представляется естественным.

Наиболее  эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Воспитание культуры здоровья школьника можно рассматривать как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

2. Содержание внеурочной работы по воспитанию культуры здоровья в системе общего образования


Обширные возможности воспитания культуры здоровья дает организация оздоровительных мероприятий во внеурочное время. Используемые для этого формы и методы разнообразны. Это работа спортивных секций, танцевальных кружков, Дни здоровья, занятия по туризму, в секциях, группах, командах.

Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков, учащихся в выполнении различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности.

Дополнительный материал берется из журналов «Физическая культура в школе», и соответствующей литературы. Значительнее место отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами, упражнениям на гимнастических скамейках и стенке, со скакалками, в равновесии, лазанье, прыжках. Разучиваются комбинации вольных упражнений и пирамиды для выступлений на пионерских сборах, утренниках, праздниках.

Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию используемого материала, изучаемому на уроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.

1. Организация внеклассной работы.

Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры.

На общем собрании членов коллектива выбирается совет, который организует и проводит всю работу по плану, утвержденному директором школы.

Во всех классах школы избираются физкультурные организаторы. Они работают под руководством классных руководителей, организуя учеников своего класса для участия в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых школой.

Для проведения практической работы с учащимися организуются секции. В первую очередь создается секция общей физической подготовки, работающая весь учебный год. Основой занятий секции общей физической подготовки является учебная программа. На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, усложненных условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением новых элементов.

В секцию общей физической подготовки следует привлекать как можно больше учащихся, в том числе и тех, которые несколько отстают в физическом развитии от своих сверстников.

В учебных группах секции 15-20 человек. Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий в секции. Кроме того, с участниками команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки).

Занятия учебных групп проводятся один-два раза в неделю, в свободное от уроков время, по расписанию, утвержденному директором школы. В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах - капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в их работе.

Обязательными условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а главное - квалифицированное руководство. Руководители спортивных секций должны хорошо знать данный вид спорта, методику проведения занятий, особенности занятий с детьми.

Разносторонняя общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется играм, легкой атлетике.

Кроме организации практических занятий Совет физической культуры вместе с учителями, привлекает учащихся к работе по устройству новой спортивной площадки; организует изготовление простейшего инвентаря; проводит спортивные соревнования, физкультурные праздники, выступления на утренниках и других мероприятиях; помогает врачу и учителям в пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и родителей.

2. Формы внеклассной работы:

а) «Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении, где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными для мальчиков и девочек, простыми по содержанию, легко объяснимыми, интересными и увлекательными. Комплекс игр составляется так, чтобы в нем были игры с различным содержанием, и нагрузкой и чтобы эти игры правильно чередовались. В одно занятие вводятся игры спокойные и игры с большой подвижностью.

В старших классах школы большое применение имеют командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Пионерский мяч», «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие.

Как любимое занятие детей во внеурочное время игры проводятся не только в специальные «часы игр», но также на утренниках, праздниках, прогулках, экскурсиях и т. д.

Для проведения этих видов внеклассной работы подготавливается актив учащихся. 

б) Спортивные соревнования.

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.

Спортивные соревнования организуются и проводятся непосредственно учителями под общим руководством директора школы. Самое активное участие в них должен принимать коллектив физкультуры. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления.

С учащимися начальных классов школы могут проводиться соревнования по играм, легкой атлетике.

В программу соревнований по играм включаются подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые были хорошо разучены на внеклассных занятиях. Соревнования по подвижным играм могут проводиться среди всех учащихся.

Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся.

Соревнования по подвижным играм при наличии соответствующих условий можно проводить в любое время года. Спортивные соревнования в школе могут проводиться в классе между командами, а в школе между классами.

Внутри класса соревнование организуется и проводится учителем и активом класса. Им помогают коллектив  физкультуры и родители.

Для подготовки и проведения общешкольных соревнований создается организационный комитет. Оргкомитет решает вопросы о сроках и месте проведения соревнований, их материальном обеспечении, об условиях зачета, утверждает распорядок проведения соревнований.

Для подготовки и проведения соревнований надо привлекать как можно больше учащихся. Они обычно готовят места для соревнований, инвентарь, оформляют площадки или залы, судейские протоколы. Дети, не участвующие в соревнованиях, работают судьями (будучи хорошо проинструктированными, они смогут производить измерения и запись результатов, подсчет очков).

в) Спортивные секции.

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта. Основные задачи секций:

- приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;

- содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;

- готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;

- содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.

В секции приглашаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение конкурсного отбора нежелательно, так как это противоречит основным задачам внеклассной работы. В секции учащиеся распределяются по группам с учетом возраста (6--7, 8--9, 10--11, 12--13, 14--15, 16--17 лет), пола, уровня спортивной подготовленности. Согласно существующему положению дети допускаются к спортивным занятиям.

г) Недели физической культуры.

В течение недели проводятся различные спортивные мероприятия во всех классах по параллелям.

В рамках недели физкультуры возможны следующие мероприятия:

5-6 классы «Веселые старты», «Чемпионат веселого мяча»;

5-11 классы «Конкурс спортивных   стенгазет»;

7-8 классы «Комические эстафеты»;

9-11 классы «А, ну-ка, парни!», «Молодцы, девчонки!»;

7-11 классы «Соревнования по армрестлингу», «Соревнования по настольному теннису», «Соревнования по футзалу»;

10-11 классы «Спортивная викторина».

д) Дни здоровья или физкультурные праздники.

Разнообразие форм, зрелищность, эмоциональность, свобода выбора обеспечивают привлекательность Дням здоровья и физкультурным праздникам. На мой взгляд, оба мероприятия должны реализовать, прежде всего, просветительскую и воспитывающую функции, что повысит уровень знаний учащихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни и станет стимулом к активному их приобщению к здоровой жизнедеятельности. Участие в различных формах двигательной активности наряду со школьниками их родителей и учителей способствует повышению эффективности влияния физкультурных праздников на оздоровление образа жизни семей школьников.

Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-11-х классов. В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы.

Спортивные праздники обычно посвящены тематическим датам. В школе традиционно проводятся следующие мероприятия, посвященные знаменательным датам: «А, ну-ка, парни!», «Вперед, девчата!», Смотр строя и песни другие.

Предлагаю один из вариантов программы общешкольного Дня здоровья.

е) Месячники здоровья.

В рамках месячника в школе провести: конкурс рисунков, конкурс агитбригад «Наш выбор – здоровье и успех», классные часы, беседы, спортивные мероприятия, конкурс плакатов, конкурс социальных роликов, издание и распространение различных памяток, листовок о ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. При подведение итога месячника выявить самых активных участников коллективов.

ж) Экскурсии и походы.

Экскурсии и походы выходного дня проводят классные руководители вместе с учителями физической культуры и родителями. Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком, зимой могут быть использованы лыжи.

Прогулки обычно совершают без определенных образовательных целей, ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют определенные образовательные цели и проводятся по заранее намеченной тематике.

В походах в отличие от экскурсий сочетается выполнение образовательных задач с условиями походной жизни (разбивка бивака, приготовление пищи, преодоление трудностей, встречающихся в любом исходе, и т. д.).

Тематика экскурсий и походов должна соответствовать общеобразовательной подготовке детей и школьным учебным программам.

Прогулки и экскурсия проводятся с учащимися всех начальных классов школы, походы организуются для учащихся III классов. Обычно эти мероприятия проводятся для каждого класса отдельно.

з) Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед занятиями в режиме учебного дня. Для проведения зарядки готовятся 2-3 ученика из класса. Комплекс УГ меняется 1 раз в две недели, разрабатывается учителями физической культуры и разучивается с детьми, ответственными за проведение УГ. Контроль за проведением УГ осуществляет учитель-предметник, который проводит 1 урок. Зарядка длится 10 минут.

Новыми формами осуществления оздоровительной работы являются:

 - мероприятия - акции здоровьесберегающей направленности, проводимые совместно с социумом (медики), общественностью (родители), учителями и учащимися школы (пример тому ходячая реклама «Спорт вместо наркотиков»).

 - волонтёрское движение (акции, выступление агитбригады, помощь нуждающимся);

 - ежегодное проведение НПК (научно-практические конференции) – школьный и муниципальный уровень, в рамках которых работает секция «Здоровьесбережение»

Все внеклассные мероприятия помогают формировать положительное отношение к своему здоровью, прививаются навыки здорового образа жизни.

Выводы:

Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

- тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);

- доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;

- преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;

- привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;

- четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры


  1. Мероприятия ЗОЖ по профилактике хронических заболеваний школьников


В рамках курсовой работы можно предложить мероприятия по формированию здорового образа жизни с целью профилактики хронических заболеваний школьников.

Занятие по ЗОЖ жизни с младшими школьниками "Азбука здоровья"

Цель: Как быть здоровым?

Задачи:

-   Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.

-  Развивать речь, внимание, мышление, интерес к своему здоровью и окружающих людей.

-   Воспитывать культуру общения, поведения.

Оборудование:

-   мультфильм «Королева Зубная щетка»,

-   зубная щетка, мыло, носовой платочек, градусник, тесты, карточки с индивидуальными заданиями, костюм кота, мед. сестры,

-   фотовыставка «Мои увлечения», оформленная выставка из книг по валеологии, ЗОЖ, текстов «Знаешь ли ты?», «Знаешь ли ты себя?»,

-  паспорта здоровья, стихи детям.

Ход занятия:

1. Ребята, мы попали в волшебный лес и видим камень, который охраняет ученый кот (нарядить ученика).

Кот: «Ребята, я старый и больной кот, а хочу как и вы прыгать и играть. Научите меня правилам здорового образа жизни, и тогда я вас выпущу из волшебного леса. Выбирайте дорогу: налево пойдете - голову потеряете, направо пойдете - ничего не найдете, а вперед пойдете - узнаете как быть здоровым».

Дети - идем прямо! На доску вывешивается цель урока. Итак, в путь!

2. Ребята, как вы думаете - что значит быть здоровым? Дети отвечают, а учитель приводит примеры из книжной выставки, обращая внимание детей на книги по ЗОЖ.

3. Рассматривается фотовыставка с фото детей в спортивных секциях, на катке, на лыжах и т. д., обращая внимание детей на пользу занятий во внеурочное время и активном отдыхе. Предлагается детям рассказать о занятиях в кружках, спорт, секциях и т. д.

Вывод: чтобы быть здоровым необходимо заниматься спортом

4. Детям предлагается проанализировать данные из своих паспортов здоровья, сравнивая данные о своих заболеваниях, росте, весе за сентябрь и октябрь.

Вывод: необходимо правильно питаться, закаляться, дышать свежим воздухом.

5. А что еще помогает быть здоровым? Прививки. Сценка «На прививку, второй класс!».

6. Чтение лозунгов-призывов, написанных на доске:

Будь аккуратен, забудь про лень - чисти зубы каждый день!

Чаще мойся - воды не бойся!

В чистой комнате - чистое тело, убирай комнату, чтоб она блестела!

В здоровом теле - здоровый дух!

Как вы понимаете эти призывы?

Запиши понравившийся лозунг в паспорт здоровья.

7. Ребята, мы сделали выводы по общим правилам по соблюдению ЗОЖ, о каждом из которых будем говорить в будущем отдельно. А сейчас вспомним элементы человеческого общения. С помощью чего мы общаемся? - речь, жесты, мимика.

Дети получают индивидуальные задания на карточках и выполняют их в парах: изобразить разные чувства, записанные на карточках с помощью жестов, мимики.

Класс анализирует сценку-ситуацию о двух подружках, где одна вежливая, а другая грубая.

Проверка индивидуальной работы.

Вывод: нужно быть вежливым, уважительным с людьми, тогда и с тобой будут обращаться так же.

Физ. минутка. Дети рассказывают стихотворение и показывают движения.

Ты с красным солнцем дружишь, волне прохладной рад. Тебе не страшен дождик, не страшен снегопад. Зимой на лыжах ходишь, резвишься на катке, А летом, загорелый, купаешься в реке. Ты любишь прыгать, бегать, играть тугим мячом, Ты вырастешь здоровым, ты будешь - силачом!

8. Как называется наука, которая рассказывает о здоровье? Валеология.

Уголок по валеологии есть у нас в классе. Рассматриваем рекомендации по охране зрения, зарядку для глаз, рубрику «Знаешь ли ты?».

9. Загадки с показом отгадок.

Хвостик из кости, на спинке – щетинка. (Зубная щетка)

Ускользает, как живое, но не выпущу его, дело ясное вполне - пусть помоет руки мне. (Мыло)

Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, не забуду и про нос. (Носовой платочек)

Я подмышкой посижу и что делать подскажу: или разрешу гулять или уложу в кровать. (Градусник)

10. Задание на внимание и повторение знаний о ЗОЖ через веселые стихи. Дети должны за учителем повторить фразу « Это очень хорошо/ плохо».

Жил на свете мальчик Коля, - Это очень хорошо!

Он учился в нашей школе.- Это очень хорошо!

В 7 утра он поднимался. - Это очень хорошо!

Никогда не умывался. - Это очень плохо!

Он старательно учился. И однажды отличился.

Отнял он рекорд у Вани: 3 недели не был в бане.

Но исправился наш Коля. Стал наш Коля молодец, тут и сказочке конец!

Это очень плохо! (что закончилась игра).

11. Проверка знаний:

Как называется наука, изучающая здоровье?

С помощью чего человек может выразить свои чувства и мысли?

Какие правила ЗОЖ вы знаете?

Итог. Чтение детьми стихов.

Где бы ни пришлось нам работать и жить

Будем здоровьем своим дорожить.

За силой наших легких следит страна.

Выносливых и ловких нас ждет она.

Закаленный в тренировках, буду сильный, буду ловкий.

Охрана здоровья - большое дело, силы ему отдать нужно смело.

К этой работе любовью горят весь наш класс дружных ребят!

12. Просмотр отрывка из мультфильма о гигиене «Королева Зубная щетка».

Оформляем правила о ЗОЖ. Вручаем их коту. Предлагаем гостям прочитать правила о ЗОЖ в своих классах. Помещаем правила в уголке валеологии.


4. Рекомендации по формированию здорового образа жизни школьников

Для формирования здорового образа жизни ребенка школьного возраста и предотвращения хронических заболеваний главное - это комплексность воздействия.

То есть каждым учителем должна быть создана комплексная система социально-педагогической работы по формированию навыков здорового образа жизни, состоящая из следующих блоков:

 - социально-психологический,

 - базовое образование,

 - внеклассная работа и досуг.

В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается в психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе.

Работа по формированию у ребят навыков здорового образа жизни должна носить систематической характер, к сожалению, следует отметить, что во многих школах она носит эпизодический характер. Необходимость постоянной работы по формированию здорового образа жизни обусловлена всё более ухудшающимся как индивидуальным, так и общественным здоровьем детей.

Основой деятельности должна быть созданная в Республике Беларусь нормативно-регламентирующая база.

Наиболее важно создание команды, осуществляющей профилактическую программу. При этом большую роль играет личность организатора и руководителя. В превентивном обучении и воспитании необходимо учитывать, что они склонны слушаться тех, кого любят и уважают. Активность и эрудированность педагога, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес учащихся способствуют повышению эффективности данной работы.

Формирование навыков здорового образа жизни должны происходить и на уроках, являясь закреплением занятий на классных часах.

На уроках эта работа должна происходить интегрировано через различные предметы (музыка, физическая культура, изобразительное искусство, и т.д.) в течение учебного года с использованием разных форм урока (ролевые игры, дискуссии, кооперативное обучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью, т.к. информация передаётся как учителем, так и самими учащимися, а для класса она становится более значима.

Для работы в школе могут быть внедрены специальные программы превентивного образования “Полезные привычки”, «Полезные навыки», которые направлены на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности.

 Это программы универсальной (первичной) профилактики употребления ПАВ, целью которых в долгосрочной перспективе является предупреждение или отсрочка употребления ПАВ.

В целом, учащимся нравятся “Полезные привычки, навыки, выбор”, а в результате превентивного обучения уровень знаний, отрицательных установок по отношению к употреблению ПАВ и навыков вербального поведения возрастает.

Неотъемлемой частью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, т.к. данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания.

 Ежегодно в школе может проводится неделя – акция “ Мы – за здоровый образ жизни”, в течение которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей:

 - единый классный час,

 - библиотечная выставка,

 -конкурс плакатов,

 - спортивные соревнования,

 - “круглые столы”,

 - “пятиминутки здоровья” (старшеклассники – младшим) и т.д. с привлечением различных специалистов.

Ребята, как показывает практика, активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни.

Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также через дополнительное образование в детско-юношеской спортивной школе.

Ежегодно проводимые мониторинги по выявлению учащихся “группы риска” и с аддиктивным поведением, а также по изучению динамики употребления ПАВ (прогресс и регресс) помогают социальному педагогу и педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики (тренинги, индивидуальная работа) с разными группами учащихся, что даёт позитивный результат и по данным опросов, и по поведенческим навыкам.

Школа и родители должны быть партнёрами. В школах должна проводиться работа с родителями по формированию в семье ценностного отношения к здоровью, где предоставляется информация по вопросам, влияющим на их собственное здоровье и здоровье детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние определённого поведения на их детей. Формы проведения данной работы может быть разной: индивидуальные консультации, тематические родительские собрания, уроки для родителей (в рамках программ “Полезные привычки, навыки, выбор”), тренинги, конференции..

Самостоятельным направлением является профилактическая работа с педагогическим коллективом, которая имеет информативный и обучающий характер, с целью повышения компетентности в вопросе формирования установок и навыков здорового образа жизни, а также ценностного отношения к своему здоровью, т.к. педагоги являются реальными значимыми другими лицами для учащихся и берут на себя частичное выполнение профилактических обязанностей. Это семинары, педсоветы, заседания научных кафедр и научно-методического совета гимназии, индивидуальные консультации.

Социально-педагогическая работа в школе по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы.

Как показали исследования, учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущих направления педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни:

— создание оптимальных внешнесредовых условий - микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе;

— обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания.

В учреждениях дополнительного образования детей необходимо создание центров содействия укреплению здоровья для внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий.

В заключение можно отметить, что главным признаком, свидетельствующим о необходимости целенаправленного формирования здорового образа жизни, является массовый характер неуклонного ухудшения состояния здоровья школьников.

Эффективность формирования здорового образа жизни в условиях непрерывного образования достигается в результате интегративного подхода, который определяется:

а) воспитанием у школьников, их родителей и педагогов аксиологического подхода, направленного на освоение приоритетных ценностей, связанных не только с сохранением жизни и укреплением здоровья, но и с переводом этого процесса в разряд самоорганизующихся;

б) разработкой содержания и особенностей поэтапной работы по формированию здорового образа жизни учащихся с учётом социально-экономических, культурно-исторических и климатогеографических факторов региона;

в) повышением квалификации и реорганизацией методической работы педагогов через валеологическую направленность всего учебно-воспитательного процесса, непрерывный педагогический мониторинг и координацию процесса и результатов формирования здорового образа жизни учащихся всеми институтами образовательного пространства.

В современной школе реальный путь сохранения здоровья школьника заключается в установлении баланса между образовательной средой школы, в которой воспитывается и обучается ребенок, и физиологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы, при обеспечении особенностей физиологического развития школьника с организацией педагогического процесса в школе, прежде всего на уроках.

Обеспечение этого баланса возможно только на основе единства усилий всех педагогов школы, особенно - учителей физической культуры, медицинской службы, психологической службы, родителей, службы валеологического мониторинга, необходимых для реализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка.

Формирование же здорового образа жизни у школьника, у младшего школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания во внеклассной работе, кроме всех прочих оздоровительных мер, проводимых в школе.

Организация учебно-воспитательного процесса с профилактики хронических заболеваний у школьников требует решения по меньшей мере двух принципиально важных педагогических задач:

а) формирования основных компонентов здоровья школьника посредством и в условиях удовлетворения его базовых физиологических, психологических, нравственных потребностей внеклассной работой, что позволит поддержать соматическое здоровье учащегося, физическое, а также психическое и нравственное здоровье;

б) формирования у школьника мотивации к здоровому образу жизни, что позволит ему сохранить и развивать физическое, психическое и нравственное здоровье в школьном возрасте и вырабатывать у себя ценностное отношение к здоровому образу жизни как необходимому условию для его здоровья как взрослого человека[8, c.39].
























Заключение


Рассматривая данную тему была изучена научно-педагогическая литература, определены сущность и значимость воспитания культуры здоровья, основные понятия, а так же раскрыты особенности и условия воспитания культуры здоровья школьников в учебном процессе, изучены методы и формы воспитания школьников в учебной деятельности, произведен анализ приведший к следующим выводам:

Школа и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования.

Нестабильность России за последние 100 лет, по-видимому, определила реформы образования, происходящие практически каждые 10-15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной – проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условий для их роста и развития.

В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования на 2000-2010 гг. в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Реализация названных задач требует коренной перестройки образовательного процесса на валеологической основе, что означает:

-построение учебного процесса в рамках личностно-ориентированного обучения, на основе индивидуального подхода, психологически грамотного общения и взаимодействия с учащимися;

-освоение и осознанный выбор учителями таких технологий, методик, режимов обучения, которые бы не наносили вреда физическому и психологическому здоровью учащихся и здоровью самих учителей;

-рациональную организацию двигательного режима, способствующую снятию психоэмоционального напряжения, улучшению физического развития, повышению работоспособности и внимания, настроения и самочувствия, мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;

-отслеживание учебной нагрузки и приведение ее в соответствие возрастным психофизиологическим возможностям учащихся с целью предупреждения переутомления;

-санитарно-гигиеническое обеспечение условий обучения и воспитания.

В ходе реализации данных идей необходимо осуществление непрерывной, комплексной, систематической деятельности, направленной на формирование культуры здоровья (валеологической культуры) учащихся, обучение искусству быть здоровым. При этом целью валеологического образования является формирование валеологического мировоззрения, в основе которого лежит культ здоровья в широком его понимании. Начинать эту работу в школе следует с валеологизации сознания учащихся начальных классов, поскольку именно в этот период закладываются основные навыки по формированию валеологической культуры, ценностной мотивации здоровья и здорового образа жизни. Этому во многом способствует создание и внедрение в практику специальных образовательно-оздоровительных программ, ориентированных на формирование у школьников позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре и т.п.

Завершая работу можно сказать следующее, воспитание культуры здоровья – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь. Направлен этот процесс на овладение людьми правилами и нормами здоровьесбережения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для воспитания. Ребенок, подросток и юноша по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитание его дальнейший рост.

Воспитание культуры здоровья школьников в современной школе должно стать одним из главных и обязательных компонентов образовательного процесса. Важно, чтобы эта воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроками, переменой, внеурочной деятельностью.

Именно поэтому школа должна помочь каждому воспитаннику определить, что здоровый образ жизни общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!