Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса в условиях общеобразовательной организации.»
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
педагоги овладеют следующими теоретико — методическими основами педагогической деятельности по укреплению и сохранению здоровья :
- Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного процесса.
- Построение процесса обучения в соответствие с принципами гуманистического образования.
- Формирование у школьников культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни.
- Профилактика, медицинские, психолого-педагогические динамические наблюдения за состоянием здоровья школьников.
При построении здоровьесозидающей образовательной среды чаще всего решаются три взаимосвязанные задачи:
- построение внутренней среды, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность его участников (внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий и научно обоснованного учебного режима, обеспечение двигательной активности, оздоровительной инфраструктуры, здорового питания т.п.);
- повышение культуры здоровья участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, специалистов), их готовности к здоровому образу жизни;
- создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных учащихся (разработка индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных и групповых оздоровительных программ, неспецифическая первичная профилактика социально обусловленных заболеваний и т.п.).
- Под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды, среди которых наиболее значимые являются:
- 1) факторы внешней среды (экологические, экономические, социальные и т.п.)
- 2)факторы школьной среды
- -соответствие методов и методик обучения возрастным особенностям обучающихся,
- - качественная оценка школьных зданий,
- -состояние санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования
- -организация системы питания
- -количественная и качественная характеристика контингента школы
- 3)организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы
- 4)организация учебного процесса и режима учебной нагрузки
- 5)формы и методы
здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования
- 6)динамика текущей и хронической заболеваемости учащихся
Рациональная организация учебного процесса для здоровьесбережения учащихся
- 1.Правильное составление расписания уроков в соответствии с умственной динамикой работоспособности обучающихся
- 2.Соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий
- 3.Рациональная организация учебной деятельности на уроках
- 4.Соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся
- 5.Применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода в образовательном процессе
- 6.Использование технологий обучения на основе доступности содержания, вариативности, дифференциации и межпредметной интеграции
- 7.Использование активно-деятельностных форм организации учебного процесса, наглядности, проблемных, игровых, диалоговых форм работы
- 8.Формирование положительной мотивации учения
Составляющие здорового образа жизни
- 1.Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики)
- 2.Двигательная активность
- 3.Рациональное питание
- 4.Закаливание
- 5.Личная гигиена
- 6.Положительные эмоции
Значимые даты в области здравоохранения
- Всероссийский день здоровья (7 апреля);
- Всемирный день умерших от ВИЧ/СПИДа (16 мая);
- Всемирный день без табачного дыма (31 мая);
- Международный день борьбы с злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконному обороту (26 июня);
- Международный день отказа от курения (третий четверг ноября);
- Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря)
Особенности питания подростков, занимающихся спортом
- Режим и дробность (5-7раз в день)
- Наличие 3-х разового горячего питания
- Сбалансированность рациона по основным пищевым веществам и энергии (в зависимости от вида спорта)
Ежедневно в рационе питания должно присутствовать
- Мясо, рыба, птица, молочные каши, яйца, кисломолочные продукты, сыры, творог,свежие фрукты, зелень, овощи, растительное и сливочное масло, хлеб, соки
Детям- спортсменам
- 11-13 лет необходимо 3 г белка на 1 кг массы тема
- 13-16 лет – 2-2,5 г
- Растительное масло- не менее 25% от общей суточной норма жира
- Питьевой режим- 2 л в сутки
После плотной еды к тренировкам и соревнованиям следует приступать спустя 2,5-3 часа
Курение
- Мужчины -60%
- Женщины-30%
- Обучающиеся:
- - учащиеся школ 25%
- - учащиеся училищ 50%
- -студенты ВУЗов 90%
- США-21% Германия-22%
- Филяндия-7% Россия – 68%
Алкоголь
- На каждого жителя РФ в год
Наркотики
- РФ – 3 место по употреблению
- «легких» наркотиков(марихуана) среди других стран
Профилактика вредных привычек
- Программа «Все цвета, кроме черного» (авторы: Безруких М.М., Макеева А.Г., ФилипповаТ.А.)-изд. «Вентана-Граф»
- Учусь понимать себя -2 класс
- Учусь понимать других – 3 класс
- Учусь общаться – 4 класс
- Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников (Пособие для педагогов 2-4 классов)
- Книга для родителей (2-4 классы)
- Познаю свои способности – 5 класс
- Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми – 6 класс
- Пособие для педагогов и родителей
5-6 классы
«Школа без наркотиков»
- Цель программы: создание в школьной среде условий , препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у обучающихся.
- Структура воздействия :
- 1.Действия, направленные на школьную среду в целом.
- 2.Действия, направленные на детей «группы риска».
- 3.Действия, направленные на помощь детям замеченным в употреблении наркотиков.
Кто проводит работу
- 1.Специально приглашенные специалисты: психологи, медики, правоохранительные службы, социальные работники.
- 2.Классные руководители.
- 3.Наиболее подготовленные учителя-предметники.
Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, семинары, встречи «за круглым столом», диспуты, тренинги, деловые игры, создание сообществ противодействия наркотикам.
Реализация программы
- 1.Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотических средств.
- 2.Формирование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков.
- 3.Развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках.
- 4.Изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде; первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков
5.Ознакомить родителей с основами диагностики употребления детьми наркотиков.
6.Создать в школе специальные «группы доверия».
7.Проведение тренингов, направленных на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям.
8.Спланировать свободное время ребенка.
9.Информировать о центрах помощи наркоманам.
10.Спланировать работу с «группой риска».
11.Осуществлять взаимодействие школы с медиками и правоохранительными органами в вопросах наркомании.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
- 1.Обстановка гигиенические условия в классе.
2.Количество видов учебной деятельности (норма 4-7 видов за урок ).
3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности(ориентировочная норма 7-10 мин.)
4.Количество видов преподавания (норма не менее 3)
- 6.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
- 7.Место и длительность применения ТСО.
- 8.Рабочая поза учащихся.
- 9.Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке.
- 10.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
- 11.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
- 12.Психологический климат на уроке.
- 13.Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
- 14.Плотность урока (норма не менее 60% и не более 75-80%).
- 15.Момпент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности (норма 1кл.-25-30мин., 2-4кл.-35-40мин., 5-11кл.-40мин., уч-ся кл. компенсирующего обучения-30мин.)
- 16.Темп окончания урока.
Факторы,представляющие потенциальную угрозу для здоровья учащихся,зависящие от учителя
- 1.Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
- 2.Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
- 3.Характер проведения опросов, проблема оценок.
- 4.Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
- 5.Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
- 6.Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках.
- 7.Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.
- 8.Состояние здоровья учителя , его образ жизни и отношение к своему здоровью.
- 9.Обремененность учителя собственными проблемами, его способность психо-эмоционального переключения.
- 10.Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
- 11.Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Гигиенические условия (факторы влияющие на здоровье учащихся)
- 1.Шум
- 2.Освещенность
- 3.Воздушная среда
- 4.Размер помещений
- 5.Дизайн, цвет стен
- 6.Экологичные строительные материалы
7.Мебель
8.Видеоэкранные средства
9.Пищеблок
10.Качество питьевой воды в школе
11.Экологическое состояние прилегающей к школе территории
12.Состояние сантехнического оборудования
Причины возникновения частых инфекционных и хронических заболеваний у школьников.
- 1.Стрессовая ситуация в школе и дома.
- 2.Не соблюдение режима дня.
- 3.Неадекватно подобранные дополнительные занятия.
- 4.Неоправданные ожидания родителей.
- 5.Неправильное питание.
- 6.Принадлежность ребенка к группе часто болеющих с раннего детства.
- 7.Игнорирование родителями рекомендаций по оздоровлению и закаливанию, укреплению иммунитета детей.
Формула здоровьесберенгающего образования
- Психофизиологическая безопасная школьная среда
+
Педагогически разумная организация учебного процесса
+
Обучение навыкам сохранения здоровья в ситуациях риска
+
Оздоровительно-спортивные мероприятия для детей