СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса в условиях общеобразовательной организации.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса    в условиях общеобразовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса в условиях общеобразовательной организации.»

    Здоровьесберегающие технологии  в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

педагоги овладеют следующими теоретико — методическими основами педагогической деятельности по укреплению и сохранению здоровья :   Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного процесса. Построение процесса обучения в соответствие с принципами гуманистического образования. Формирование у школьников культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни. Профилактика, медицинские, психолого-педагогические динамические наблюдения за состоянием здоровья школьников.

педагоги овладеют следующими теоретико — методическими основами педагогической деятельности по укреплению и сохранению здоровья :

  • Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного процесса.
  • Построение процесса обучения в соответствие с принципами гуманистического образования.
  • Формирование у школьников культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни.
  • Профилактика, медицинские, психолого-педагогические динамические наблюдения за состоянием здоровья школьников.
При построении здоровьесозидающей образовательной среды чаще всего решаются три взаимосвязанные задачи:    построение внутренней среды, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность его участников (внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий и научно обоснованного учебного режима, обеспечение двигательной активности, оздоровительной инфраструктуры, здорового питания т.п.); повышение культуры здоровья участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, специалистов), их готовности к здоровому образу жизни; создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных учащихся (разработка индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных и групповых оздоровительных программ, неспецифическая первичная профилактика социально обусловленных заболеваний и т.п.). 

При построении здоровьесозидающей образовательной среды чаще всего решаются три взаимосвязанные задачи:

  • построение внутренней среды, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность его участников (внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий и научно обоснованного учебного режима, обеспечение двигательной активности, оздоровительной инфраструктуры, здорового питания т.п.);
  • повышение культуры здоровья участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, специалистов), их готовности к здоровому образу жизни;
  • создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных учащихся (разработка индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных и групповых оздоровительных программ, неспецифическая первичная профилактика социально обусловленных заболеваний и т.п.). 
Под здоровьесберегающими  технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды, среди которых наиболее значимые являются:
  • Под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды, среди которых наиболее значимые являются:
1) факторы внешней среды (экологические, экономические, социальные и т.п.) 2)факторы школьной среды  -соответствие методов и методик обучения возрастным особенностям обучающихся, - качественная оценка школьных зданий,
  • 1) факторы внешней среды (экологические, экономические, социальные и т.п.)
  • 2)факторы школьной среды
  • -соответствие методов и методик обучения возрастным особенностям обучающихся,
  • - качественная оценка школьных зданий,
-состояние санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования -организация системы питания -количественная и качественная характеристика контингента школы
  • -состояние санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования
  • -организация системы питания
  • -количественная и качественная характеристика контингента школы
3)организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы 4)организация учебного процесса и режима учебной нагрузки  5)формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования 6)динамика текущей и хронической заболеваемости учащихся
  • 3)организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы
  • 4)организация учебного процесса и режима учебной нагрузки
  • 5)формы и методы

здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования

  • 6)динамика текущей и хронической заболеваемости учащихся
Рациональная организация учебного процесса для здоровьесбережения учащихся 1.Правильное составление расписания уроков в соответствии с умственной динамикой работоспособности обучающихся 2.Соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий 3.Рациональная организация учебной деятельности на уроках

Рациональная организация учебного процесса для здоровьесбережения учащихся

  • 1.Правильное составление расписания уроков в соответствии с умственной динамикой работоспособности обучающихся
  • 2.Соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий
  • 3.Рациональная организация учебной деятельности на уроках
4.Соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся 5.Применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода в образовательном процессе 6.Использование технологий обучения на основе доступности содержания, вариативности, дифференциации и межпредметной интеграции
  • 4.Соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся
  • 5.Применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода в образовательном процессе
  • 6.Использование технологий обучения на основе доступности содержания, вариативности, дифференциации и межпредметной интеграции
7.Использование активно-деятельностных форм организации учебного процесса, наглядности, проблемных, игровых, диалоговых форм работы 8.Формирование положительной мотивации учения
  • 7.Использование активно-деятельностных форм организации учебного процесса, наглядности, проблемных, игровых, диалоговых форм работы
  • 8.Формирование положительной мотивации учения
Составляющие здорового образа жизни 1.Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики) 2.Двигательная активность 3.Рациональное питание 4.Закаливание 5.Личная гигиена 6.Положительные эмоции

Составляющие здорового образа жизни

  • 1.Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики)
  • 2.Двигательная активность
  • 3.Рациональное питание
  • 4.Закаливание
  • 5.Личная гигиена
  • 6.Положительные эмоции
 Значимые даты в области здравоохранения Всероссийский день здоровья (7 апреля); Всемирный день умерших от ВИЧ/СПИДа (16 мая); Всемирный день без табачного дыма (31 мая); Международный день борьбы с злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконному обороту (26 июня); Международный день отказа от курения (третий четверг ноября); Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря)

Значимые даты в области здравоохранения

  • Всероссийский день здоровья (7 апреля);
  • Всемирный день умерших от ВИЧ/СПИДа (16 мая);
  • Всемирный день без табачного дыма (31 мая);
  • Международный день борьбы с злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконному обороту (26 июня);
  • Международный день отказа от курения (третий четверг ноября);
  • Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря)

Особенности питания подростков, занимающихся спортом Условия питания: Режим и дробность (5-7раз в день) Наличие 3-х разового горячего питания Сбалансированность рациона по основным пищевым веществам и энергии (в зависимости от вида спорта)

Особенности питания подростков, занимающихся спортом

  • Условия питания:
  • Режим и дробность (5-7раз в день)
  • Наличие 3-х разового горячего питания
  • Сбалансированность рациона по основным пищевым веществам и энергии (в зависимости от вида спорта)
Ежедневно в рационе питания должно присутствовать Мясо, рыба, птица, молочные каши, яйца, кисломолочные продукты, сыры, творог,свежие фрукты, зелень, овощи, растительное и сливочное масло, хлеб, соки

Ежедневно в рационе питания должно присутствовать

  • Мясо, рыба, птица, молочные каши, яйца, кисломолочные продукты, сыры, творог,свежие фрукты, зелень, овощи, растительное и сливочное масло, хлеб, соки
Детям- спортсменам 11-13 лет необходимо 3 г белка на 1 кг массы тема 13-16 лет – 2-2,5 г Растительное масло- не менее 25% от общей суточной норма жира Питьевой режим- 2 л в сутки После плотной еды к тренировкам и соревнованиям следует приступать спустя 2,5-3 часа

Детям- спортсменам

  • 11-13 лет необходимо 3 г белка на 1 кг массы тема
  • 13-16 лет – 2-2,5 г
  • Растительное масло- не менее 25% от общей суточной норма жира
  • Питьевой режим- 2 л в сутки

После плотной еды к тренировкам и соревнованиям следует приступать спустя 2,5-3 часа

Курение Мужчины -60% Женщины-30% Обучающиеся:  - учащиеся школ 25%  - учащиеся училищ 50%  -студенты ВУЗов 90% США-21% Германия-22% Филяндия-7% Россия – 68%

Курение

  • Мужчины -60%
  • Женщины-30%
  • Обучающиеся:
  • - учащиеся школ 25%
  • - учащиеся училищ 50%
  • -студенты ВУЗов 90%
  • США-21% Германия-22%
  • Филяндия-7% Россия – 68%
Алкоголь   На каждого жителя РФ в год от 18л. до 30 л. спирта

Алкоголь

  • На каждого жителя РФ в год
  • от 18л. до 30 л. спирта
Наркотики РФ – 3 место по употреблению  «легких» наркотиков(марихуана) среди других стран

Наркотики

  • РФ – 3 место по употреблению
  • «легких» наркотиков(марихуана) среди других стран
Профилактика вредных привычек Программа «Все цвета, кроме черного» (авторы: Безруких М.М., Макеева А.Г., ФилипповаТ.А.)-изд. «Вентана-Граф» Учусь понимать себя -2 класс Учусь понимать других – 3 класс Учусь общаться – 4 класс Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников (Пособие для педагогов 2-4 классов) Книга для родителей (2-4 классы)

Профилактика вредных привычек

  • Программа «Все цвета, кроме черного» (авторы: Безруких М.М., Макеева А.Г., ФилипповаТ.А.)-изд. «Вентана-Граф»
  • Учусь понимать себя -2 класс
  • Учусь понимать других – 3 класс
  • Учусь общаться – 4 класс
  • Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников (Пособие для педагогов 2-4 классов)
  • Книга для родителей (2-4 классы)
Познаю свои способности – 5 класс Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми – 6 класс Пособие для педагогов и родителей 5-6 классы
  • Познаю свои способности – 5 класс
  • Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми – 6 класс
  • Пособие для педагогов и родителей

5-6 классы

«Школа без наркотиков» Цель программы: создание в школьной среде условий , препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у обучающихся. Структура воздействия : 1.Действия, направленные на школьную среду в целом. 2.Действия, направленные на детей «группы риска». 3.Действия, направленные на помощь детям замеченным в употреблении наркотиков.

«Школа без наркотиков»

  • Цель программы: создание в школьной среде условий , препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у обучающихся.
  • Структура воздействия :
  • 1.Действия, направленные на школьную среду в целом.
  • 2.Действия, направленные на детей «группы риска».
  • 3.Действия, направленные на помощь детям замеченным в употреблении наркотиков.
Кто проводит работу 1.Специально приглашенные специалисты: психологи, медики, правоохранительные службы, социальные работники. 2.Классные руководители. 3.Наиболее подготовленные учителя-предметники. Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, семинары, встречи «за круглым столом», диспуты, тренинги, деловые игры, создание сообществ противодействия наркотикам.

Кто проводит работу

  • 1.Специально приглашенные специалисты: психологи, медики, правоохранительные службы, социальные работники.
  • 2.Классные руководители.
  • 3.Наиболее подготовленные учителя-предметники.

Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, семинары, встречи «за круглым столом», диспуты, тренинги, деловые игры, создание сообществ противодействия наркотикам.

Реализация программы 1.Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотических средств. 2.Формирование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков. 3.Развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках. 4.Изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде; первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков

Реализация программы

  • 1.Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотических средств.
  • 2.Формирование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков.
  • 3.Развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках.
  • 4.Изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде; первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков
5.Ознакомить родителей с основами диагностики употребления детьми наркотиков. 6.Создать в школе специальные «группы доверия». 7.Проведение тренингов, направленных на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям. 8.Спланировать свободное время ребенка. 9.Информировать о центрах помощи наркоманам. 10.Спланировать работу с «группой риска». 11.Осуществлять взаимодействие школы с медиками и правоохранительными органами в вопросах наркомании.

5.Ознакомить родителей с основами диагностики употребления детьми наркотиков.

6.Создать в школе специальные «группы доверия».

7.Проведение тренингов, направленных на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям.

8.Спланировать свободное время ребенка.

9.Информировать о центрах помощи наркоманам.

10.Спланировать работу с «группой риска».

11.Осуществлять взаимодействие школы с медиками и правоохранительными органами в вопросах наркомании.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения 1.Обстановка гигиенические условия в классе.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

  • 1.Обстановка гигиенические условия в классе.
2.Количество видов учебной деятельности (норма 4-7 видов за урок ). 3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности(ориентировочная норма 7-10 мин.) 4.Количество видов преподавания (норма не менее 3)

2.Количество видов учебной деятельности (норма 4-7 видов за урок ).

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности(ориентировочная норма 7-10 мин.)

4.Количество видов преподавания (норма не менее 3)

6.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. 7.Место и длительность применения ТСО. 8.Рабочая поза учащихся. 9.Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке.
  • 6.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
  • 7.Место и длительность применения ТСО.
  • 8.Рабочая поза учащихся.
  • 9.Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке.
10.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни 11.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. 12.Психологический климат на уроке. 13.Наличие на уроке эмоциональных разрядок. 14.Плотность урока (норма не менее 60% и не более 75-80%). 15.Момпент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности (норма 1кл.-25-30мин., 2-4кл.-35-40мин., 5-11кл.-40мин., уч-ся кл. компенсирующего обучения-30мин.) 16.Темп окончания урока.
  • 10.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
  • 11.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
  • 12.Психологический климат на уроке.
  • 13.Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
  • 14.Плотность урока (норма не менее 60% и не более 75-80%).
  • 15.Момпент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности (норма 1кл.-25-30мин., 2-4кл.-35-40мин., 5-11кл.-40мин., уч-ся кл. компенсирующего обучения-30мин.)
  • 16.Темп окончания урока.
Факторы,представляющие потенциальную угрозу для здоровья учащихся,зависящие от учителя 1.Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок. 2.Стиль педагогического общения учителя с учащимися. 3.Характер проведения опросов, проблема оценок. 4.Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам. 5.Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. 6.Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках.

Факторы,представляющие потенциальную угрозу для здоровья учащихся,зависящие от учителя

  • 1.Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
  • 2.Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
  • 3.Характер проведения опросов, проблема оценок.
  • 4.Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
  • 5.Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  • 6.Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках.
7.Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений. 8.Состояние здоровья учителя , его образ жизни и отношение к своему здоровью. 9.Обремененность учителя собственными проблемами, его способность психо-эмоционального переключения. 10.Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя. 11.Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
  • 7.Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.
  • 8.Состояние здоровья учителя , его образ жизни и отношение к своему здоровью.
  • 9.Обремененность учителя собственными проблемами, его способность психо-эмоционального переключения.
  • 10.Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
  • 11.Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
 Гигиенические условия  (факторы влияющие на здоровье учащихся)   1.Шум 2.Освещенность 3.Воздушная среда 4.Размер помещений 5.Дизайн, цвет стен 6.Экологичные строительные материалы 7.Мебель 8.Видеоэкранные средства 9.Пищеблок 10.Качество питьевой воды в школе 11.Экологическое состояние прилегающей к школе территории 12.Состояние сантехнического оборудования

Гигиенические условия (факторы влияющие на здоровье учащихся)

  • 1.Шум
  • 2.Освещенность
  • 3.Воздушная среда
  • 4.Размер помещений
  • 5.Дизайн, цвет стен
  • 6.Экологичные строительные материалы

7.Мебель

8.Видеоэкранные средства

9.Пищеблок

10.Качество питьевой воды в школе

11.Экологическое состояние прилегающей к школе территории

12.Состояние сантехнического оборудования

Причины возникновения частых инфекционных и хронических заболеваний у школьников.    1.Стрессовая ситуация в школе и дома. 2.Не соблюдение режима дня. 3.Неадекватно подобранные дополнительные занятия. 4.Неоправданные ожидания родителей. 5.Неправильное питание. 6.Принадлежность ребенка к группе часто болеющих с раннего детства. 7.Игнорирование родителями рекомендаций по оздоровлению и закаливанию, укреплению иммунитета детей.

Причины возникновения частых инфекционных и хронических заболеваний у школьников.

  • 1.Стрессовая ситуация в школе и дома.
  • 2.Не соблюдение режима дня.
  • 3.Неадекватно подобранные дополнительные занятия.
  • 4.Неоправданные ожидания родителей.
  • 5.Неправильное питание.
  • 6.Принадлежность ребенка к группе часто болеющих с раннего детства.
  • 7.Игнорирование родителями рекомендаций по оздоровлению и закаливанию, укреплению иммунитета детей.
Формула здоровьесберенгающего образования Психофизиологическая безопасная школьная среда + Педагогически разумная организация учебного процесса + Обучение навыкам сохранения здоровья в ситуациях риска + Оздоровительно-спортивные мероприятия для детей

Формула здоровьесберенгающего образования

  • Психофизиологическая безопасная школьная среда

+

Педагогически разумная организация учебного процесса

+

Обучение навыкам сохранения здоровья в ситуациях риска

+

Оздоровительно-спортивные мероприятия для детей