ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ ЖИТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ (из опыта работы)
В данной статье говорится о том, как уроки информатики способствуют формировнию ИКТ-компетентной личности, способной жить в современном информационном обществе.
Так как современное обучение призвано ориентироваться на интересы, потребности и основываться на личном опыте ребенка, то большое внимание я стараюсь уделять проектной работе обучающихся. Её суть состоит в следующем: через решение одной или целого ряда проблем показать практическое применение полученных знаний. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Такая форма работы соответствует компетентностному подходу. В учебной программе используется серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных практико-ориентированных задач. Проект может быть самостоятельно определён учащимся или при участии учителя.
Например, создание перекидного календаря при изучении темы «Моделирование в среде текстового редактора» (8 класс). При работе над проектом школьники отрабатывают умение самостоятельно применять полученные знания. Каждому ученику даётся задание: создать эскиз календаря на один месяц. Выдаётся пособие по выполнению практического задания, в состав которого входят: календарь на один из месяцев; единый стандарт и план выполнения практического задания. Результатом работы является созданный перекидной календарь на год. Результаты, полученные в ходе реализации проектов, показывают, что такая деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся: каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения; оценка, выставленная за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, является хорошим стимулом для обучения; появляются реальные условия для воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии; освоение программных средств - осмысленным, работа осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.
Убеждена, что для формирования ИКТ-компетентности учащихся не достаточно лишь уроков. Предлагаю систему внеурочной деятельности, обеспечивающую непрерывность формирования информационной культуры школьников. Учитывая психологические особенности и стремительное развитие новых ИКТ-технологий, для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе для учащихся 3-4 классов разработала программу кружка «Компьютерная грамотность». Курс рассчитан на два года и вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков.
По окончании курса учащиеся демонстрируют сформированные умения и навыки работы с информацией и применяют их в практической деятельности и повседневной жизни.
С целью усовершенствования навыков работы с ПК, приобретённых в начальной школе и подготовке к изучению предмета, разработала программу кружка «Мой друг - компьютер» и для учащихся 5-6 классов. Для учащихся 9-х классов разработан элективный курс «Технология создания комплексных текстовых документов в MICROSOFT WORD». Изучение курса позволяет учащимся более грамотно подходить к такой форме индивидуальной работы, как создание рефератов (докладов, заявлений, деловых писем) и даёт возможность применять освоенные способы в других учебных дисциплинах. Приобщая учеников к информационной культуре, считаю очень важным не ограничиваться только рамками школьного урока. Для достижения наибольшего результата использую разнообразные формы внеурочной деятельности.
Таким образом, удаётся создавать условия для формирования информационной культуры учащихся. Учебное занятие стараюсь строить таким образом, чтобы при небольшом количестве часов и достаточно обширной программе, получить максимальный результат. Значительное внимание уделяю самостоятельной работе учащихся, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.
Стараюсь внедрять активные методы обучения в преподавание информатики, которые направлены на организацию учащихся для самостоятельного добывания знаний, умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности.
1) Применение тренажёров – важная составная часть учебного процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные ЗУН. Использую тренажеры при ознакомлении с новым материалом. Например, при изучении темы «Клавиатура, её назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажёр», в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш и учатся применять на практике машинописное печатание. Опыт применения учебных тренажёров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности. 2) Широко использую Интернет (информационный поиск), даю задание ученикам, для выполнения которого необходимо обратиться к списку Web-страниц, познакомиться с Интернет-ресурсами. 3) Создание алгоритмов. С целью экономии времени на уроке и для того, чтобы ученик мог воспользоваться «подсказкой» на любом этапе работы с ПК при выполнении практических заданий, создала с учащимися «напоминалки»-алгоритмы на часто задаваемые вопросы. «Напоминалки» представляют собой каталог. Нажав на нужный вопрос, ученик переходит по гиперссылке к ответу на данный вопрос.
Все эти формы самостоятельной работы в сочетании с современными ИКТ-технологиями позволяют развивать интерес к информатике у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также способствуют созданию условий для овладения навыками самообразования и саморазвития, создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания.
Курс информатики – дисциплина с ярко выраженным межпредметным характером. Знания, полученные на этих уроках позволяют учащимся применить их и при изучении других предметов, делая процесс обучения более творческим и разнообразным.
В свете компьютеризации школы и информатизации общества в целом становится актуальной интеграция учебных предметов с предметом информатика. Учитывая это, практикую бинарные уроки. Я.А. Каменский сформулировал «золотое правило»: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки … всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению». Бинарные уроки, по моему мнению, и являются формой реализации этого «золотого правила».
Уверена, что всё то, о чём говорилось выше, содействует формированию личности, способной жить в условиях информационного общества, владеющей современными технологиями и в силу этого способной адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Список литературы: 1. Волошенко Л. Н., Межпредметные связи на уроках информатики, http://informatiku.ru/seminar-v/
2. http://www.rusedu.info сайт посвящен информатике и ИКТ.
3. http://www.iteach.ru/. Сайт программы «Обучение для будущего».