СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностных УУД в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных УУД в начальных классах»

Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе МКОУ « Русановская СОШ им. В. С. Шатохина» Подготовила учитель начальных классов Петрова Галина Александровна

Формирование личностных

универсальных учебных действий в начальной школе

МКОУ « Русановская СОШ им. В. С. Шатохина»

Подготовила учитель начальных классов Петрова Галина Александровна

Что же понимается под личностными универсальными действиями? ЛУУД - это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это: - положительное отношение к учению, -готовность преодолевать школьные затруднения, -интерес к изучаемым предметам, -стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей, -осознание ответственности за себя и свои действия, -этические чувства.

Что же понимается под личностными универсальными действиями?

ЛУУД - это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это:

- положительное отношение к учению,

-готовность преодолевать школьные затруднения,

-интерес к изучаемым предметам,

-стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей,

-осознание ответственности за себя и свои действия,

-этические чувства.

 Личностные  универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.  Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий :

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий :

 Личностные универсальные учебные действия Действия нравственно-этического оценивания Действия самоопределения Действия смыслообразования 1.Положительные нравственные качества; 2.Адекватное оценивание чужих поступков 1.Личностное ( самопознание, самооценка, идентичность) 2.Профессиональное 3.Жизненное 1.Сформированная учебная мотивация 2.Осознанность учения и личная ответственность 3.Адекватное реагирование на трудности

Личностные универсальные учебные действия

Действия нравственно-этического оценивания

Действия

самоопределения

Действия смыслообразования

1.Положительные нравственные качества;

2.Адекватное оценивание чужих поступков

1.Личностное ( самопознание, самооценка, идентичность)

2.Профессиональное

3.Жизненное

1.Сформированная учебная мотивация

2.Осознанность учения и личная ответственность

3.Адекватное реагирование на трудности

самоопределение развитие самооценки , которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе он оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению действие, связанное с формированием идентичности личности . Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны внутренняя позиция ученика  (Я-концепция) одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика

самоопределение

развитие самооценки , которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе он оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению

действие, связанное с формированием идентичности личности . Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны

внутренняя позиция ученика (Я-концепция) одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика

смыслообразование  Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе  -развития познавательных интересов, учебных мотивов; - формирования мотивов достижения и социального признания; - мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе

-развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания;

- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Для определения внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение) можно использовать методику « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).                Для определения уровня самооценки (когнитивный компонент) можно предложить методику « Кто Я? » (регулятивный компонент) методику « Хороший ученик » . Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха.

Для определения внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение) можно использовать методику « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).

Для определения уровня самооценки (когнитивный компонент) можно предложить методику « Кто Я? » (регулятивный компонент) методику « Хороший ученик » .

Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха.

 Для диагностики мотивации учебной деятельности (смыслообразование) используются: 1) методика «Незавершенная сказка»; 2) «Беседа о школе» (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина); 3) опросник мотивации.

Для диагностики мотивации учебной деятельности (смыслообразование) используются:

1) методика «Незавершенная сказка»;

2) «Беседа о школе» (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина);

3) опросник мотивации.

Методика «Беседа о школе»  Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.  Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.  Возраст: 6,5—8 лет.  Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.  Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:  1. Тебе нравится в школе?  2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?  3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь? И.т.д

Методика «Беседа о школе»

  • Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: 6,5—8 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ученик должен ответить на вопросы: 1. Тебе нравится в школе? 2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное? 3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
  • И.т.д
Методика «Незавершенная сказка» Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос. Возраст: 6,5—8 лет. Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании. Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что то спросить?»

Методика «Незавершенная сказка»

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.

Возраст: 6,5—8 лет.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что то спросить?»

Опросник мотивации по Н.Г.Лускановой

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Прослушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается три варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

5. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы.

2) Не знаю.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

6. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто.

2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

7. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе.

2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

8. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники.

2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3) Мне не нравятся мои одноклассники.

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится.

2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением.

2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу.

2) Не знаю.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

ЛУУД нравственно-этического оценивания  обеспечивают развитие таких качеств личности, как:  - способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;  - способность оценивать свое поведение и поступки;  - понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности;  - нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей;  - установки на здоровый и безопасный образ жизни.

ЛУУД нравственно-этического оценивания

обеспечивают развитие таких качеств личности, как:

- способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;

- способность оценивать свое поведение и поступки;

- понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности;

- нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей;

- установки на здоровый и безопасный образ жизни.

                           Смысловые   акценты личностных УУД Русский язык  жизненное самоопреде-ление  Литературное чтение  Математика нравственно-этическая ориентация, самопознание, смыслоопреде-ление  Окружающий мир смыслообра-зование  нравственно-этическая ориентация

 

Смысловые  

акценты личностных УУД

Русский язык

жизненное самоопреде-ление

Литературное чтение

Математика

нравственно-этическая ориентация, самопознание, смыслоопреде-ление

Окружающий мир

смыслообра-зование

нравственно-этическая ориентация

Образовательные технологии, применяемые для развития ЛУУД

Образовательные технологии, применяемые для развития ЛУУД

Образовательные технологии, применяемые в развитии ЛУУД Технология проблемного диалога. Технология проектной деятельности. ИКТ технологии. Технология ситуативного обучения. Технология продуктивного чтения. Технология уровней дифференциации.

Образовательные технологии,

применяемые в развитии ЛУУД

  • Технология проблемного диалога.
  • Технология проектной деятельности.
  • ИКТ технологии.
  • Технология ситуативного обучения.
  • Технология продуктивного чтения.
  • Технология уровней дифференциации.

Приёмы , используемые для формирования личностных универсальных учебных действий  «Строим тёплое солнышко из лучиков любви над нашим городом» Мини - исследование «Цветы Любви» (- Беседа «Что такое любовь?» -Чтение «Сказки о ветре» -Игра «Фея Любви» -Беседа о сердце -Практическая работа: Рисунок «Цветы любви» -Выставка работ) Волшебная радуга Игра «Красный, желтый, голубой». .  Игра «Дары радуги Составление рассказа о себе «Я – старательный ученик».

Приёмы , используемые для формирования личностных

универсальных учебных действий

  • «Строим тёплое солнышко из лучиков любви над нашим городом»
  • Мини - исследование «Цветы Любви»

(- Беседа «Что такое любовь?»

-Чтение «Сказки о ветре»

-Игра «Фея Любви»

-Беседа о сердце

-Практическая работа: Рисунок «Цветы любви»

-Выставка работ)

  • Волшебная радуга
  • Игра «Красный, желтый, голубой».

.

  • Игра «Дары радуги
  • Составление рассказа о себе «Я – старательный

ученик».

Использование таких приёмов в процессе проектно-исследовательской деятельности направлено на развитие индивидуальности личности, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирует такие личностные УУД, как:  адекватная самооценка;  испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;  формируется мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.  .

Использование таких приёмов в процессе проектно-исследовательской деятельности направлено на развитие индивидуальности личности, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирует такие личностные УУД, как:

  • адекватная самооценка;
  • испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший

школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в

свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к

самому себе;

  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;
  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне

положительного отношения к школе.

.

Таким образом, в  сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы будут сформированы: внутренняя позиция школьника ; широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.  

Таким образом, в  сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника ;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

                      Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.  Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.  Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны  быть значимы  для него.   

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.  

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!