Формирование любви к родному краю достаточно актуальная тема для работы в начальной школе. Как показывает практика дети, чаще всего, не владеют знаниями истории родного края. На педагогах лежит большая ответственность не только за сегодняшнюю жизнь своего воспитанника, но и за его будущее, за развитие у них любви к семье, родному дому, к своей земле, малой родине, к Отечеству. Большая роль здесь отводится начальной школе, именно в это время у ребенка формируется интерес, потребность в знаниях, которые соответствуют его природным и индивидуальным задаткам. Школьный возраст по своим психологическим характеристикам является самым благоприятным для формирования любви к родному краю, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему свойственна подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что формирование любви к родному краю у детей необходимо со школьной скамьи.
Современные исследователи считают, что у учащихся младших классов необходимо и возможно заложить основы патриотических чувств, если проводить с ними основательную работу по ознакомлению с родным краем, с историей и культурой родного края. Научить ребенка чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, формировать любовь к родным местам ко всему, что окружает его с детства, - одна из главных задач педагога.
Современная наука не дает точного определения понятию «любовь к родному краю». В него входит очень многое: любовь к родной культуре, родному городу, родной речи. Разные ученые по- своему трактуют понятие «любовь к родному краю». А. С. Барков в своих трудах отмечает, что связи родного края с Отчизной, помогает установить неразрывную связь, единение истории каждого села, города с историей нашей страны, понять причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать истинным наследником лучших традиций родного края.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Проанализировав научную и методическую литературу по данной проблеме , я выяснила, что проблема формирования любви к родному краю не нова. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, проблемам формирования любви к родному краю у младших школьников посвящено значительное количество исследований. Развитию педагогики в этой области помогли видные просветители прошлого В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой . И по-прежнему эта проблема очень актуальна и интересна.
Любовь к родному краю является важным источником обогащения младших школьников знаниями об истории родного края, средством формирования любви к малой родине.
Начиная работу по формированию любви к родному краю, учитель, прежде всего, обязан сам хорошо знать историю и особенности своего края. Он должен продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные черты местности и края. В каждом населенном пункте есть своя неповторимая природа, традиции и быт. Подбор материала о родном крае дает возможность формировать у детей представление о том, чем он знаменит. Процесс формирования любви к родному краю проходит несколько своеобразных этапов, от любви к своему дому, улице, классу, школе, до осознанной любви и преданности всей многонациональной стране.
Закон РФ «Об образовании», Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в качестве основного направления работы современной школы определяет формирование любви к своему краю и ответственности за него. В основе ФГОС НОО лежит системно - деятельностный подход, имеющий огромное значение в работе по формированию любви к родному краю.
Важную роль в формировании любви играют знания о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной. Любовь к родному краю формируется в школе, как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.
Я хочу остановиться на внеклассной деятельности.
Роль внеклассных мероприятий настолько велика, что вызывает в последующем у детей стремление получать все новые и новые знания, овладевать новыми умениями, учиться и развиваться.
Формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
В своей работе учитель начальной школы может использовать любую форму внеклассной работы, но классные часы – это особая форма воспитательной деятельности.
Тематические классные часы по истории родного края расширяют знания учащихся в рамках программы предмета «Окружающий мир» и направлены на формирование у младших школьников чувства любви к малой Родине. Они могут быть проведены в разной форме.
Все эти темы связаны между собой, у них общая цель – воспитание патриотических чувств и расширение знаний учащихся по истории родного края.
Примерные темы классных часов для начальной школы:
«Путешествие по улицам города»
«Что в имени тебе моем»
3. «Город мой прекрасный на берегу реки»
4.Экскурсия по памятным и историческим местам города Нижнего Новгорода «Город можно как книгу читать»
5.«Мой край родной – моя история живая»
6. Классный час ко Дню города «Ты всех краев дороже мне…»
7. «Родного края разноцветье»
8. «Таланты родного края»
9. «Люди, прославившие наш край», «Чтоб жили в памяти герои-земляки»
10. Час виртуального путешествия «В путешествие по родной земле
отправляясь…»
11. «О малой родине стихами…»
12. «Славен город делами, славен город людьми»
13. «Вот она какая, сторона родная!»
14. «Неизвестные страницы истории родного края»
15. Краеведческий час памяти «Помни их имена, Нижний Новгород!»
Список литературы
Вершинин Н. Я. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческим знаниям // Начальная школа. – 1998.-№10. - с 9
Ермолаева Л. К. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиск…//Начальная школа. 1999. № 1 с. 27 -40
Иванов, П. В. Педагогические основы школьного краеведения / П.В. Иванов. - Петрозаводск, 2006
Лихачёв Д. С. Любить родной край // Отечество: краеведческий альманах.- М.,1990. – Вып. 1.
WWW.URL: http://festival.1september.ru/articles/603737/