Козлова Дарья Павловна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького», студент 3 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель: преподаватель, Шестаков Алексей Анатольевич
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА
Аннотация: Большое значение в системе формируемых у учащихся начальных классов учебно-познавательных умений и навыков принадлежит логическим умениям. статья предназначена для учителей начальной школы. В данной статье рассказывается о важности организации исследовательских заданий на уроках математики. Рассмотрены педагогические условия, при которых будут формироваться универсальные учебные действия у учащихся младшего школьного возраста данной группы умений как наиболее благоприятного периода для начала овладения ими учебной деятельностью.
Ключевые слова: логические учебные действия, исследовательские задания.
Младший школьный возраст – это один из сензитивных периодов разностороннего развития личности. Этот период более благоприятный для формирования познавательной деятельности, поэтому одной из значимых задач учителя начальной школы является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (далее УУД), которые могут обеспечить развитие способности осваивать умение учиться, что является главной задачей образовательного процесса в начальной школе.
Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта к предметным результатам по учебной дисциплине «математика» является овладение основами логического и алгоритмического мышления. Кроме этого Стандарт выдвигает требования и к метапредметным результатам: «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета». [1, с 10]
В развитии логического мышления велика роль математики. Одним их эффективных способов развития логического мышления в начальной школе является использование на уроках математики различных задач, в первую очередь логических и нестандартных, например, исследовательских. Такие задания заставляют обучающихся при решении подключать все мыслительные процессы для того, чтобы добиться успешного результата. [2, с 418]
В начальном общем образовании использование исследовательских заданий на уроках математики имеет очень важное значение. На основе деятельностного метода через использование заданий исследовательского характера на уроках математики, процесс обучения будет интересным и эффективным, учащиеся более прочно овладеют изучаемым материалом, самостоятельно «откроют» математические понятия в процессе исследовательской деятельности, новые математические понятия и отношения между ними не даются учащимся в готовом виде.
По нашему мнению, эффективным средством для формирования логических учебных действий являются исследовательские задания.
Тема: «Таблица сложения»
Базовые логические действия: анализ, умозаключение.
Задание на пару:
Исследуйте составляющие таблицы.
Выясните, что мы будем исследовать. Что непонятного нашли?
Выдвинете гипотезу исследования.
Подумай, где ты мог уже сталкиваться с тем, что дано тебе на карточке.
Сформулируй объяснение и пример.
Проверим решение вместе.
Сделаем вывод.
Тема: «Сравнение двузначных чисел»
Базовые логические действия: анализ, синтез, сравнение, умозаключение.
Необходимо сравнить двузначные числа. Как это сделать? Докажите, что число 48 больше, чем число 28.
28
Давайте понаблюдаем из чего состоят числа.
Выдвинем гипотезу (какое число больше и почему?).
Подумаем над решением и объяснением (составим алгоритм сравнения двузначных чисел).
Проверим решение.
Сделаем вывод.
Тема: Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Алгоритм вычитания.
Базовые логические действия: анализ, умозаключение.
«Верно ли, что если от 11 отнять 9, то получится число 3?
1) Посмотрите на данное выражение.
2) Объясните в чем трудность в вычитании?
3) Сформулируйте гипотезу или предполагаемое решение.
4) Подумайте, как можно вычесть число 9 из числа 11? (Составление алгоритма вычитания чисел с переходом через десяток).
5) Проверим решение и работу алгоритма.
6) Сформулируем вывод.
Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ, сравнение, выделение и обобщение признаков, классификацию объектов. [3, стр. 82].
Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций.
Этими этапами являются:
1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.
2. Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию задания (постановка проблем).
3. Выдвижение гипотез.
4. Построение плана исследования.
5. Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями.
6. Формулирование решения, объяснения.
7. Проверка решения.
8. Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний. [4, с. 42]
Исследовательские задания на уроке математики могут выполняться на любом этапе урока, а также задаваться на дом. Например, на этапе актуализации опорных знаний можно включить задачи на установление сходства и соответствия, задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные», на развитие смекалки и логики.
Список используемой литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286) — М.: Просвещение, 2021. — 31 с.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников: методическое пособие / А. И. Савенков. – М.: Федоров. -2016. – 540 с.
М.С. Гафитулин. Методика организации исследовательской деятельности учащихся /М.С. Гафитуллин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
И.Н. Давыдова. Универсальные учебные действия: управление формированием // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - №1. - С. 278-282.