Формирование логического мышления в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (на уроках математики)
Образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка нужно научить не только читать, считать и писать, необходимо привить две группы новых умений:
- универсальные учебные действия, составляющие умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
- формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.
Стандарт в математической подготовке поддерживает традиции начального обучения математике, на первый план выходит проблема формирования логического мышления.
Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач.
В стандарте обозначено, что в ходе освоения школьник должен получить возможность овладеть «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов».
Поэтому важно, чтобы формы и методы обучения математике младших школьников способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывания, решать нестандартные задачи практического характера.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для глухих) освоение начального курса математики должно создать прочную основу для осознанного овладения глухими детьми систематическим курсом математики на ступени основного общего образования, способствовать развитию их словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Программа должна быть построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики, и сурдопедагогических путей их преодоления.
Программа курса объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Курс предусматривает формирование у детей пространственных представлений в тесной связи с уроками ППО, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами.
На уроках математики основным способом восприятия учебного материала глухими детьми является слухозрительный; но знакомую детям тематическую и терминологическую лексику они учатся воспринимать на слух. На уроках математики продолжается работа над коррекцией произносительной стороны речи детей, которая заключается в систематическом контроле над реализацией каждым учеником его максимальных произносительных возможностей и исправлении допускаемых ошибок с помощью уже известных ребенку навыков самоконтроля.
Математика именно тот предмет, где можно в большей степени это реализовывать.
К логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Т.е. уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Задачи формирования логического мышления:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме поиска форм и методов развития младших школьников на уроках математики;
- определение сущности понятий логического мышления, форм и методов развития логического мышления;
- выявление форм и методов развития логического мышления;
- разработка методики развития логического мышления младших школьников на уроках математики.
Работая над формированием логического мышления, начиная с 1 класса, я ввожу специальные задания и задачи, направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего и логического характера.
Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике. А для этого я беру такие задания:
1. Найди лишнее выражение.
13 – 8, 12 – 7, 11 – 5, 15 – 10, 14 – 9
2.Найди результат, пользуясь решенным примером:
3+4=7 3+5= 3+6= 3+7= 3+8= 3+9=
3. Продолжи данный ряд чисел.
3, 5, 7, 9, 11 …
1, 4, 7, 10 …
4. Задача.
У Васи было 3 десятка марок. Он подарил другу 10 марок. Сколько ... ?
Сначала предлагаю детям сформулировать вопрос. После того как учащиеся попытаются ответить, предлагаю готовый вопрос. (Сколько марок осталось у Васи?)
Учу решать задачи по алгоритму (переняв опыт учителей математики, стажистов нашей школы).
Всегда задаю вопрос: Сколько вопросов в задаче? Спрашиваю ребят, учу определять количество действий (пропедевтика решения составных задач)
Было – 30 марок
Подарил – 10 марок
Осталось - ?
Решение.
Сколько марок осталось у Васи?
30 – 10 = 20 (марок)
Ответ: 20 марок осталось у Васи.
В процессе изучения нумерации чисел очень часто предлагаю сравнивать два числа, например: 26 и 56. Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определенных терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материла, но и умственному развитию.
На каждом уроке математики я стараюсь отводить 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение таких приёмов способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, т. к. подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.
Изложенная мной система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети моего класса учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.
Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть всего педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.
3