СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование логического мышления в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (на уроках математики)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стандарт в математической подготовке поддерживает традиции начального обучения математике, на первый план выходит проблема формирования логического мышления. В данной разработке описываются методы и приемы, направленные на развитие познавательных возможностей и способностях детей.

Просмотр содержимого документа
«Формирование логического мышления в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (на уроках математики)»

Формирование логического мышления в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (на уроках математики)

Образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка нужно научить не только читать, считать и писать, необходимо привить две группы новых умений:

- универсальные учебные действия, составляющие умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;

- формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.

Стандарт в математической подготовке поддерживает традиции начального обучения математике, на первый план выходит проблема формирования логического мышления.

Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач.

В стандарте обозначено, что в ходе освоения школьник должен получить возможность овладеть «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов».

Поэтому важно, чтобы формы и методы обучения математике младших школьников способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывания, решать нестандартные задачи практического характера.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для глухих) освоение начального курса математики должно создать прочную основу для осознанного овладения глухими детьми систематическим курсом математики на ступени основного общего образования, способствовать развитию их словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Программа должна быть построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики, и сурдопедагогических путей их преодоления.

Программа курса объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Курс предусматривает формирование у детей пространственных представлений в тесной связи с уроками ППО, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами.

На уроках математики основным способом восприятия учебного материала глухими детьми является слухозрительный; но знакомую детям тематическую и терминологическую лексику они учатся воспринимать на слух. На уроках математики продолжается работа над коррекцией произносительной стороны речи детей, которая заключается в систематическом контроле над реализацией каждым учеником его максимальных произносительных возможностей и исправлении допускаемых ошибок с помощью уже известных ребенку навыков самоконтроля.

Математика именно тот предмет, где можно в большей степени это реализовывать.

К логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Т.е. уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Задачи формирования логического мышления:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме поиска форм и методов развития младших школьников на уроках математики;

- определение сущности понятий логического мышления, форм и методов развития логического мышления;

- выявление форм и методов развития логического мышления;

- разработка методики развития логического мышления младших школьников на уроках математики.

Работая над формированием логического мышления, начиная с 1 класса, я ввожу специальные задания и задачи, направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего и логического характера.

Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике. А для этого я беру такие задания:

1. Найди лишнее выражение.

13 – 8, 12 – 7, 11 – 5, 15 – 10, 14 – 9

2.Найди результат, пользуясь решенным примером:

3+4=7 3+5= 3+6= 3+7= 3+8= 3+9=

3. Продолжи данный ряд чисел.

3, 5, 7, 9, 11 …

1, 4, 7, 10 …

4. Задача.

У Васи было 3 десятка марок. Он подарил другу 10 марок. Сколько ... ?

Сначала предлагаю детям сформулировать вопрос. После того как учащиеся попытаются ответить, предлагаю готовый вопрос. (Сколько марок осталось у Васи?)

Учу решать задачи по алгоритму (переняв опыт учителей математики, стажистов нашей школы).

Всегда задаю вопрос: Сколько вопросов в задаче? Спрашиваю ребят, учу определять количество действий (пропедевтика решения составных задач)

Было – 30 марок

Подарил – 10 марок

Осталось - ?

Решение.

Сколько марок осталось у Васи?

30 – 10 = 20 (марок)

Ответ: 20 марок осталось у Васи.

В процессе изучения нумерации чисел очень часто предлагаю сравнивать два числа, например: 26 и 56. Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определенных терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материла, но и умственному развитию.

На каждом уроке математики я стараюсь отводить 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение таких приёмов способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, т. к. подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Изложенная мной система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети моего класса учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.

Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть всего педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.


3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!